Какой момент в жизни любого артиста является переломным? Какие возможности есть у настоящего русского мюзикла? В чём состоит сверхзадача семейных спектаклей и почему детский репертуар нельзя пускать "на самотёк"? Сколько часов нужно провести в репетиционном зале, чтобы ансамбль спектакля стал един? У вас тоже нет ответов на эти вопросы? Артист Театральной компании Глеба Матвейчука, актёр театра и кино Евгений Градусов рассказал нам о том, что не всегда видно из зрительного зала.
Кстати, поговорить с Евгением о жанре мы планировали ещё во время его гастролей в Омске в составе команды мюзикла "Последнее испытание", но тогда, увы, времени нам не хватило. Поэтому отправившись на территорию артиста, мы всё же нашли возможность записать это интервью в антракте мюзикла "Микромир" (0+).
- Евгений, давайте начнём с того, какими тремя характеристиками вы наделяете мюзикл как жанр?
- Слёзы. Радость. Внутреннее обновление. И всё это одновременно.
- Как вы считаете, когда смотришь спектакль, нужно включать рациональность и пытаться понять, как на тебя только что воздействовали? Или порой необъяснимо приходящий восторг или, наоборот, отторжение стоит оставить "магией театра"?
- А зачем думать, как это работает? Это искусство. Оно аукается в душе и вызывает самые настоящие эмоции. Зачем готовиться? Если тебе радостно - насладись. Если нет, возможно, так и было задумано, ведь разные темы поднимаются. В любом случае - насладись эффектом.
Мюзикл, я считаю, лучшее, что есть в театральном искусстве. Здесь артисты объективно одни из самых талантливейших людей, которые рождают на сцене великолепие. Текст, танцы, музыка - это крутые инструменты. Большинство зрителей к жанру уже привыкли, поэтому им остаётся лишь прийти и просто эмоционально поймать наш посыл - сверхподготовка здесь не нужна, просто приходите в театр.
Евгений Градусов в мюзикле "Последнее испытание"
- А на какой мюзикл вы сами пришли и ощутили: "Да, мой спектакль, я ощутил и прожил всё и даже больше"?
- "Анна Каренина" (12+) - абсолютное попадание. До этого я по восемь раз на спектакли никогда не ходил. Этот мюзикл для меня самый-самый. Это, на мой взгляд, настоящий русский мюзикл, на котором раскрываются все струны нашей души и со стороны артистов, и со стороны зрителей.
- Мы с вами общаемся в антракте "Микромира" - семейного мюзикла Глеба Матвейчука. Как считаете, в чём сверхзадачи таких спектаклей?
- Знаешь, в любом возрасте нужно верить в волшебство и в сказку. Производство качественных семейных мюзиклов - необходимо. Отчасти это работа на формирование зрителя завтрашнего дня. Сегодня они дети, которые смотрят и развиваются, а завтра - это взрослые, которые, надеюсь, любят театр. Но яркую картинку любят не только дети, наши мюзиклы для всех возрастов. У Глеба не бывает "детских" историй, но это вы и сами прекрасно понимаете. Все это понимают. А в плане актёрской работы мы, конечно, не смотрим на возраст зрителя - всегда работаем на все 200. Однако к театру детей, конечно, нужно приучать. Театр - это особенное состояние души, которое сопровождает нас всю жизнь.
- А помните возраст, когда вы впервые оказались в театре, какие это были эмоции?
- Я не помню, когда это было, но я помню, что мне не понравилось (смеётся). Поэтому я с удовольствием выкинул этот момент из своей головы. Мне это не понравилось настолько, что теперь я всем советую приводить детей в театр постепенно. Смотреть то, что интересно и чтобы это подходило по возрасту. Потому что нравится тебе тогда, когда ты понимаешь, что происходит.
- Сейчас в театральной компании Глеба Матвейчука стартовало обучение детей и взрослых актёрскому мастерству. Можно ли вырастить артиста мюзикла, как, например, спортсмена, если начинать это делать с детства?
- Артист - то, к чему лежит долгий путь через "школу". Актёрских тренингов для такой цели будет мало. Да, на наших занятиях мы работаем с неуверенностью в себе, снимаем телесные и психологические зажимы. Во взрослых группах многие стремятся и на сцену, и к закулисной деятельности. Что касается маленьких детей, то в них мы развиваем человеческие моментики, которые в будущем окажут влияние на то, как ребята в будущем будут себя ощущать в этом мире. Мы, как педагоги, конечно, многое им показываем очень преувеличенно, но это не кривляния. Мы - люди, которые помогают каждому ребёнку развиваться психологически. Да, отбора у нас не было, но со взрослыми ребятами мы уже не сюсюкаемся (улыбается). Там мы уже клешнями выкапываем талант, если он есть. Если нет, то стараемся сделать всё, чтобы человек выглядел органично и обаятельно. Работа бывает и с "деревьями". Но это всего лишь история неуверенности. В театральном вузе со студентами иногда в прямом смысле слова бьются по 5 лет. Могу сказать про себя, что до 3 курса я весь был в комплексах. Я был безумно зажатым, талант выжимали. Вывести его наружу - колоссальный труд, который можно назвать и ужасным и прекрасным.
- Какой момент по личному опыту был самым тяжёлым?
- Принятие себя. Свои страхи и неуверенность нужно принять. Принял - можно работать дальше, использовать это и формировать себя.
- Говорят, мюзикл жанр фанатский…
- Нет, тут любой найдёт причину остаться до конца спектакля. Есть проекты "фанатские", которые ты поймёшь полностью, только когда окунёшься в контекст, или со 2 и 3 просмотра. Бывает, но это специфика. Жанр мюзикл - он для большой сцены.
- Второстепенный герой тоже может стать любимым героем, и так часто происходит с вашими ролями. В чём секрет? Что делаете, чтобы второй план выстрелил покруче первого?
- Я обожаю второстепенных персонажей. Обожаю! Они бывают в пять раз интереснее главных героев - они люди или не люди (улыбается) яркие с интересной судьбой. Я развиваю их зерно, и они становятся заразительными. Я, кстати, никогда не претендовал на главные роли. Я по большей степени артист второстепенных ролей, и я купаюсь в этом материале - не надо мне принца, "Ромео и Джульетты", дайте горбуна сыграть (смеётся).
- В мюзиклах вы и солируете, и выступаете в составе ансамбля. Например, свежий "Икар" (16+). Сколько сил отняла работа над этим проектом, и сколько времени ушло на наработку синхронности?
- Ансамбль - неотъемлемая часть спектакля, он помогает развивать саму историю, отражает контекст происходящего, то, какое настроение у тех, кто окружает главных героев. Ансамбль всегда всё тянет на себе, простите за выражение - "херачит". Делает это изо всех сил, поэтому и может тянуть. Без хорошего ансамбля можно ставить только моноспектакль. Чтобы "машина завелась", нужно, чтобы ансамбль стал единым организмом, нужна каторжная работа. Ансамблевые линейки в разы сложнее ролей, поверьте. Если как пример рассматривать именно "Икар", то это два месяца работы с 10 и до 17 часов без выходных и перерыва на обед. Я в этот раз на 6 кг похудел (улыбается).
- По сюжету мюзикла молодой учёный занимается наукой - разрабатывает приспособления, которые добавляют жизни комфорта. В той вселенной отсутствует нечто романтичное. Чем-то всё же это напоминает нашу реальность. Есть ли в жизни место романтике и сказке?
- Не нужно ждать чуда. Мы - люди. Мы сами двигаем свою судьбу и сами создаём чудо.
"Пробуй, ошибайся и будь собой!"
Фото: Илья Петров, скриншоты Musical Universe