Мы пообщались с автором и исполнителем песен рок-группы "Пегас" Алексеем Карасёвым о творчестве и неординарности немецких музыкантов и о том, почему, несмотря на тонны негатива и десятилетнее молчание, фанбаза Rammstein не становится меньше. Алексей не скрывает, что является поклонником немецкой метал-группы. Свои выступления он подкрепляет актёрской игрой - солист вживается в роль Тилля Линдеманна, общаясь с залом и исполняя песни в его стиле.
Алексей Карасёв - основатель и солист группы "Пегас"
- Алексей, расскажи, как ты познакомился с песнями Rammstein?
- Моё знакомство с ними началось после того, как мне исполнилось десять лет, в 2003 году. В пятом классе я понял, что мне хочется слушать что-то потяжелее. Я набрал кучу кассет разных групп, но ничего особо не нравилось, пока я не открыл для себя Rammstein.
Так получилось, что первая песня, которую я услышал, это был кавер на песню Das model группы Kraftwerk, где в самом начале записан звук отрыжки. Меня это зацепило, в то время мне нравилось всё, что намекает на хоть какую-то провокацию. Ну а потом тяжёлая музыка меня захлестнула с головой. Она нереальная, и даёт мне бурю эмоций от прослушивания.
- Как тебе пришла идея организовать трибьют немецкой группы?
- Вообще началось всё с конкурса "Российская студенческая весна" (программа поддержки и развития студенческого творчества - прим. ред.). Нам нужно было поставить какой-то мощный номер, который бы всех удивил. А так как мне Rammstein нравится с детства, я всегда знал, что когда-нибудь я исполню кавер на них. Конечно, мне хотелось организовать какой-нибудь перформанс, так, чтобы это было качественно, прикольно и зрелищно. В 2015 году это всё воплотилось.
Честно, у меня изначально не было цели создавать полную программу, всё само собой получилось. Мы получили волну положительных комментариев и поняли, что публике зашло. Они писали, что хотят видеть целый концерт, в который были бы включены их любимые песни. Наши интересы совпали. Первая программа была сформирована буквально за два месяца, в неё вошло 11 треков, которые мы сыграли самостоятельно без плейбэка (заранее записанные партии инструментов - прим. ред.). В то время это было принципиально.
- А сколько треков сегодня входит в RammShow?
- Сегодня мы исполняем около 30 песен, но программа всегда меняется. Блок хитов всегда остаётся неизменным (Du hast, Sonne, Mein Herz Brennt), чаще всего добавляем произведения, которые исполняются редко даже самими музыкантами, например, Rosenrot.
- Что оказалось самым сложным в организации такого шоу? Пришлось ли тебе учить немецкий?
- Самое сложное - это найти нужных людей. Главное - сыграться, сработаться вместе. Большинство слов на немецком языке я просто заучивал по транскрипциям. В школе я учил английский, но мне нравилось звучание немецкого, и хотелось как-то максимально приближённо его передать.
Трибьют - это больше всё-таки визуальное и звуковое шоу. К нам на концерт приходят не только слушать, но и смотреть. Поэтому коллектив должен быть как единый организм, который дружит. Если этого не происходит, то шоу несмотрибельно. По-другому не скажешь.
- Помнишь ли ты 2019 год, когда в интернете как гром среди ясного неба появилась новость о том, что Rammstein спустя десять лет выпускают новый альбом и отправляются в большое турне с его презентацией? Как группа приняла эту новость?
- Были смешанные чувства, поскольку на них очень большой груз ответственности. Группа известна на весь мир и имеет огромную армию фанатов, не все из которых обладают адекватным взглядом на их творчество. Поскольку я тоже песни пишу, то понимаю, что автор не может творить одинаково в 20 лет и в 30 лет. Мы все идём по жизни, взрослеем, приобретаем опыт, становимся степеней, а где-то наоборот, более резкими. Творчество не может быть одинаковым на протяжении многих лет.
Вот этот момент я переживал, мне хотелось, чтобы у них всё получилось, и они выпустили новый качественный продукт, который бы удовлетворил все запросы их фанбазы. Все прекрасно понимают, что творчество периода 1995 года сильно отличается от современных сочинений группы, но альбом Rammstein (2019) оправдал все ожидания. Новые песни мы слушаем в дороге и исполняем на сцене. Кстати, альбом Zeit (2022), который ребята записали в период пандемии, тоже нравится.
- А как, по-твоему мнению, изменился стиль группы за время их молчания длиною в десять лет?
- Быть может, он стали меньше использовать кардан (двойная педаль для бас-барабана, чаще всего применяется в разных подвидах метала - прим. ред.), барабанные партии стали несколько проще, и, может быть, звук гитар чуть-чуть помягче.
- А что насчёт провокаций на тему нетрадиционных отношений?
- Мне кажется, они уже по этому поводу всё высказали. В последнем альбоме вообще много отсылок к теме быстротечности времени. Как оно беспощадно ко всем и как молниеносно пролетают дни. Здесь, может быть, даже появилось место для сожалений о чём-то упущенном. Пока человек молод, он не замечает то, как быстро пролетают года, но когда возраст пересекает рубеж в пятьдесят лет, то становится не так весело. Альбом Zeit получился какой-то философский, более серьёзный.
Я больше Rammstein воспринимаю именно из-за звучания, поскольку я сам не носитель языка. Текст можно понять только в переводе, а музыку ты слушаешь именно из-за мелодии. Здесь классный низкий вокал Тилля сочетается с гитарными риффами, поэтому о переводе ты не задумываешься. Ты наслаждаешься мелодией. Я считаю, поэтому они и стали успешными.
- Ты считаешь, что популярность группе принесла именно музыка, а не тексты и эпатаж?
- Когда мне было 10 лет, мне даже было всё равно, о чём они поют. Просто нравилось само звучание, а уже потом, когда песни были заслушаны до дыр, мне стало интересно, о чём они рассуждают в своих текстах. Я считаю, это достижение, поскольку можно петь о чём-то резком и негативном так, чтобы это слушали все. Это талант! Ну и наверняка многие слышали совет, что песни группы лучше не переводить, иначе вы рискуете разочароваться.
- Известно, что Rammstein славится своими эпатажными выходками на сцене и масштабными огненными шоу. Что бы вы хотели повторить в рамках собственного шоу?
- Каждый их концерт - это насыщенное шоу с огнём, спецэффектами и сложной режиссурой. На последнем концерте меня впечатлили столбы огня, я сидел на трибуне в ста метрах от сцены и прикрывал лицо, потому что жар от пламени был нереальным. Это тот элемент, который я не видел больше ни у кого. Всё, что можно, мы повторяем, но по-своему. Естественно, что-то адаптируем под малые помещения. Мы не можем использовать большие огненные установки и запускать многометровые сценические фонтаны, хоть и очень хочется.
- Многие считают, что песня Du Hast - это главный хит группы. Как ты считаешь, почему так получилось?
- На самом деле так считают только "отдалённые" слушатели. Rammstein имеет очень большой блок хитов, но, скорее всего, Du Hast выстрелила из-за количества слов в песне. Когда ты пробуешь петь на чужом для себя языке, тебе гораздо проще произнести меньшее количество слогов. Я вижу это по залу, в котором сам выступаю. Когда направляешь микрофон на зал, публика начинает подпевать. Естественно, они коверкают слова, но в словосочетании "du hast" ещё ни разу не было ошибок (смеётся). Я думаю, что этот приём следует взять на вооружение любому музыканту, который хочет нести творчество в массы на международной сцене.
- У тебя есть песня, посвящённая группе "Кино". Она называется "Утром согреет звезда" и отсылает к композиции "Звезда по имени Солнце". Ждать ли поклонникам песню, посвящённую группе Rammstein?
- Я не могу сегодня утверждать наверняка, но отрицать этого тоже не буду. Расскажу почему. В прошлом году я написал песню памяти Михаила Горшенёва, хотя раньше меня творчество КиШа особо не привлекало. Я пробовал слушать их песни, из всего творчества мне нравилось всего лишь пару треков. Если бы мне сказали в начале 2000-х, что через двадцать лет я проникнусь их творчеством, я бы не поверил.
Мы неоднократно принимали участие в разных фестивалях, где часто исполняют "Короля и Шута", и ты невольно впитываешь материал, пропускаешь его через себя. Однажды мы ехали в поезде, и у меня в голове сложилась фраза: "Я для вас король и шут, но сменил я свой маршрут. Сильно не скучай по мне! Будут сказки на земле!". Многие же сожалеют о том, что солист ушёл из жизни так рано, а сказки его, разумеется, будут жить. Мне захотелось сказать людям, что творчество бессмертно и будут новые герои и новые сказки.
Поэтому, что будет дальше, вообще зарекаться не стоит. Быть может, пройдёт какое-то время, я захочу создать песню, посвящённую только Тиллю. Ещё и переведу её на немецкий язык. Сейчас я скажу нет, а через года два меня накроет волна вдохновения.
- Тилль Линдеманн с 2015 года выступает с сайд-проектом. На мой взгляд, его сольная карьера не столь успешна, как работа с музыкантами Rammstein. Как ты считаешь, почему солист, известный на весь мир, не может удержать планку популярности?
- Здесь нет ничего удивительного, Тилль показывает себя таким, какой он есть. Это, грубо говоря, совершенно новое творчество, хоть он и поёт в своей же манере и приправляет всё это эпатажными выходками. Немаловажную роль играет аранжировка и то, что музыку к его песням пишут другие люди. Rammstein - это коллективная работа, музыка, риффы, сведение звука и многие другие процессы, которые дают конечный результат.
В сольном творчестве Линдеманна присутствует своя концепция, возможно в его альбом даже вошло то, что не могло быть реализовано в группе. Это моё предположение. Вполне возможно, что какие-то треки были в разработке, но по стилю не подошли Rammstein или просто коллективу не понравилось.
Я считаю, что успеха, который был у него в группе, ему уже не добиться в одиночку, но я восхищаюсь тем, что он до сих пор творчески выражается. С такими хитами, как у группы Rammstein, можно было бы расслабиться и не делать вообще ничего.
- Как ты считаешь, не перегибает ли он с эпатажностью?
- Я с большим удовольствием посетил два его шоу в Самаре и в Екатеринбурге. Я вижу, что это тот же самый Тилль. В одном из последних клипов он зашил себе рот. Если он доволен результатом, то я думаю, что всё прекрасно. Творчество - продукт добровольный, ты никого ни к чему не призываешь. Люди тратят свои деньги только на то, что им самим нравится.
- На группу за всё время было вылито много грязи и сфабриковано множество слухов. Как ты считаешь, почему поклонники не отвернулись от них?
- За всех говорить не могу, но лично мне абсолютно без разницы, как ведут себя участники группы. Это не мешает мне жить. Я наслаждаюсь только их творчеством. А какие у них вкусовые предпочтения, чем они занимаются в свободное время, меня совершенно не волнует. Скорее всего, все ходы просчитаны заранее, а может, они вывозят на импровизации. Любые провокации создаются для пиара, так шоу продаётся дороже.
- Кроме RammShow твоя группа ещё исполняет песни "Сектора Газа". Если сравнить публику, которой нравится творчество Юрия Хоя, и аудиторию Rammstein, чем они отличаются?
- Где-то отличаются, а где-то пересекаются. На "Сектор Газа" приходит больше работяг. Так случается, что я после концерта беседую с человеком, который мне рассказывает, как его достала работа на заводе.
- То есть ты всегда открыт для общения со своими слушателями?
- Конечно, мне приятно пообщаться с адекватными людьми. Иногда мне хочется закрыться ото всех, но такое бывает редко и, как правило, после затяжных поездок. В таком случае мне просто нужен день, чтобы отоспаться. К сожалению, иногда приходится отказывать. Это те случаи, когда мы торопимся на поезд или в аэропорт. Но так даже лучше для всех, ведь в такие моменты мы находимся в стрессе.
- Кстати, сейчас некоторые артисты научились зарабатывать на общении с фанатами. Например, продают билеты на фан-встречу. Как ты считаешь, сегодня общение с кумиром за деньги - это норма?
- В этой ситуации потребитель проявляет уважение к работе артиста и принимает правила его игры. Слушатель готов отдать свою материальную энергию, чтобы встретиться с артистом, и это его выбор. Его же никто к этому не принуждает. Раз к этому индустрия шоу-бизнеса пришла, значит это кому-то нужно, значит есть спрос и обе стороны счастливы.
Чаще всего через артистов проходит большой поток людей, в котором сложно запомнить или выделить кого-то одного, если он не имеет какие-то отличительные особенности. Такие встречи - это возможность пообщаться в неофициальной обстановке и поделиться сокровенным.
- Чем тебе запомнился этот двухдневный визит в наш город?
- Я знал, что в Омске похоронен известный рок-музыкант Егор Летов. Днём было свободное время, и мы группой посетили его могилу. Там познакомились с Никитой, который приехал из Москвы, чтобы почтить память омского музыканта. Я рассказал, что мы - музыкальный коллектив, и пригласил его на наш концерт. Прекрасно понимаю, чтобы доехать от Москвы до Омска, нужна немалая сумма, поэтому захотелось сделать для человека что-то приятное. В конце нашего выступления мы рассказали эту историю зрителям и предложили ему Stage diving (прыжок в толпу) - он согласился, и омская публика поддержала. Тем самым делаю вывод, что творчество Летова до сих пор живёт. И как бы странно это ни звучало, но можно считать, что своим творчеством из прошлого в 2023 году нас познакомил Егор Летов.
- И напоследок, ты наверняка видел в интернете видеозаписи, где сотни музыкантов собираются на большой территории и одновременно исполняют какие-нибудь хиты. Если бы тебе предложили организовать подобный масштабный флешмоб, какие три песни из репертуара Rammstein вы бы исполнили?
- Я бы ещё сделал акцент на том, чтобы это могло сыграть как можно большее количество людей, тысяча музыкантов, например. Однозначно я бы заявил Mein Herz Brennt, Du hast из-за её популярности и Sonne.
Фото: Елизавета Медведева