Гастроли, перелёты, концерты, овации - рутина для звёзд. К такому расписанию жизни сегодня привыкают воспитанники Центральной Музыкальной Школы Академии Исполнительских Искусств - по возрасту артисты юны, но по уровню мастерства уже профи.
Александр Аморос (скрипка), Захар Внутских (фортепиано), Ольга Ушакова (виолончель), Фёдор Кутузов (фортепиано), Софья Казакова (скрипка), Александр Колесников (скрипка), Зоя Дуденкова (виолончель), Тамара Слуцкер (виолончель), Таисия Туманская (флейта), Дина Ласкина (арфа) в Омске вместе с Камерным оркестром исполнили сочинения немецких классиков.
- Это очень красивая музыка. Когда её играешь, конечно, думаешь: было бы здорово оказаться на балу и покружиться в танце. Хотя, кажется, я бы и там захотела взять в руки виолончель и что-нибудь исполнить (улыбается). Вообще здесь неподалёку мой родной город, поэтому у меня ощущения, будто бы я домой вернулась, здесь очень комфортно и очень классный оркестр. Когда тебя приглашают играть с таким коллективом - это очень большая мотивация постоянно заниматься. Ты и радуешься, когда готовишься к концерту, и учишь, учишь, учишь, напеваешь материал, когда в руках нет инструмента. Ты максимально погружаешься в произведение, чтобы блестяще его представить публике, - делится мыслями Тамара Слуцкер.
Тамара Слуцкер
Предконцертные сложности, творческое самокопание и мысли о технике музыканты предпочитают оставлять за кулисами. "Учить и думать надо на занятии, сцена для удовольствия!" Ради эндорфинов во время выступления ученики ЦМШ проводят бесчисленное количество часов в классах по специальности. На усталость не жалуются, ведь своё дело они любят, а произведения, что играют, выбирают сердцем.
- Садишься за инструмент, и у тебя просто буря эмоций! Классика - она пронзает твоё сердце, она к тому же бесконечно разнообразна. Вот смотрите, композиторы в 18 и 20 веке писали, казалось бы, для одного инструмента, пользовались по факту одними нотами, но сочинения у них абсолютно разные, чувства передаются абсолютно по-другому всегда, - отмечает пианист Захар Внутских.
Захар Внутских
- Да, классика - это про разнообразие чувств. Барочная музыка, которую мы исполняем, она всё-таки очень интимно сдержана, тогда же даже неприлично было чувства выражать. Здесь не показываются эмоции, как это происходит в романтизме, допустим, у Чайковского. В романтизме мы в звуке можем выдать весь свой исполнительский темперамент и чувства. В Бахе же нужно эмоции контролировать. Поэтому усердие на занятиях было необходимо, - добавляет скрипач Александр Аморос.
Александр Аморос
Быть артистом музыканту нужно, но перегибать с артистизмом, по мнению юных исполнителей, чревато ухудшением техники. Поэтому, выходя на сцену, они предпочитают оставаться собой - транслировать зрителю свои уникальные эмоции и переживания.
- Мне кажется, самое главное - это искренность: будешь кого-то изображать, все подумают: у-у-у, плагиатор. На то, чтобы кого-то играть, на сцене нет времени, мне нужно быть сконцентрированной: если я подумаю о чём-то лишнем, то есть не о музыке, я собьюсь с текста, а я так не хочу. К концерту готовились долго. В процессе, конечно, уставала, но чашка кофе, и дальше заниматься! Потому что секрет хорошего выступления - просто много заниматься и концентрироваться на своём произведении. Когда я была маленькая, у меня было волнение, вдруг я облажаюсь и всё такое, а сейчас я просто говорю: "Всё нормально!", - рассказывает виолончелистка Ольга Ушакова.
Ольга Ушакова
Боевой настрой - 99 процентов успеха. Материал выучен, с оркестром ребята успели сыграться накануне, а так как в Омске многим из них играть не впервой, то и зал уже хорошо знаком, что немаловажно для пианиста, который, в отличие от других солистов вечера, родной инструмент, по объективным причинам, оставил дома.
- Кажется, этот рояль я уже раз сто видел (улыбается). Я к нему уже привык, пока летел, вспоминал, какие у меня были от него ощущения прикольные. Я сегодня Моцарта играю, все думают, что у него играть нечего, раз нот мало - легко всё, но там ещё надо постараться всё сделать. Темп быстрый, я такой люблю. Медленное мне не очень нравится, а вот быстрое, как у Шостаковича, - это прям моё, - говорит Фёдор Кутузов.
Фёдор Кутузов
В их детстве лени, бесконечным развлечениям и мультикам по телевизору после школы места нет. Ради карьеры, будущего, уже выбранного дела жизни и ради любви к музыке они готовы жертвовать куда менее значимыми беспечными детскими радостями. Уже сейчас своим запалом к исполнительству и азартом к классике они заряжают слушателей.
- Мы на выступления учеников ЦМШ приходим за вдохновением: после предыдущего похода на концерт этих музыкантов мой сын тоже захотел играть на инструменте. Стал музыкой заниматься, теперь мечтает тоже выступать на сцене, - делится историей зрительница Елена Хайдукова.
- На концерте учеников ЦМШ я в третий раз. Я счастлива быть частью такого праздника музыки в нашем городе. Это большое удовольствие - быть свидетелем того, как молодые исполнители, начинающие звёзды исполняют такие масштабные и великие произведения, - говорит слушательница Марина Романова.
- Музыку ребята, конечно, играют не детскую. Звучат концерты Моцарта, Баха - это не простенькие пьесы, это серьёзные сочинения. В музыке все равны, поэтому на репетиции и на концерте совсем неважно, какого возраста солист. Мы просто договариваемся о каких-то общих наших намерениях: о темповых, о динамических нюансах, и делаем своё дело, - резюмирует дирижёр Камерного оркестра Григорий Вевер.
11 ноября воспитанники ЦМШ Академии Исполнительских Искусств вновь выступят в коллаборации с Камерным оркестром Омской филармонии. Обещают представить программу "Игрушки на ёлке".
Фото: Илья Петров, пресс-служба Омской филармонии