Если сегодняшнюю поп-звезду вспомнят через год - уже хорошо. Но способны ли современные музыканты с лёгкой музыкой жить на сцене больше пяти лет? Десяти? Вопрос, ответ на который никогда не будет однозначным. В то время как академический коллектив, исполняющий классику, почти всегда обречён на успех. Квартет имени Бородина на бис вызывают уже 78 лет.
В 1945 году студенты Московской консерватории решили пару раз сыграть вместе несколько произведений, но так и не смогли разойтись - организовали один из лучших коллективов в истории русской музыкальной сцены, исполняющих квартетные произведения. За творческое долголетие "бородинцы" ещё в 1995-м попали в книгу рекордов Гиннеса.
Конечно, за всю историю музыканты менялись - происходило это больше десяти раз, но каждый состав здесь можно назвать золотым.
- Безусловно, у всех разные руки, разное нутро, разная душа, но мне кажется, остаётся общее отношение к музыке: для нас это и хобби, и работа. Мы стараемся делать своё дело как можно лучше, мы отдаём все свои силы служению квартету имени Бородина. Классика всегда была, есть и будет. Она всегда будет привлекать: может, публики не будет слишком много, но она точно будет и будет на наших концертах максимально искренней и счастливой, - считает виолончелист Владимир Бальшин.
Владимир Бальшин
Нужен унисон? Четыре инструмента превращаются в один, но шестнадцатиструнный.
Интересует масштаб? Квартет приобретает симфоническое звучание.
Возможности этих музыкантов не ограничены и зависят лишь от того, что и как написано в партитурах. Столпами квартетной музыки они считают сочинения Чайковского и Шостаковича. С последним у квартета Бородина было личное и плодотворное сотрудничество до последнего дня жизни композитора. По мнению исполнителей, оценить вклад Дмитрия Дмитриевича в нашу культуру невозможно.
- У Шостаковича была сложная судьба: его сценические произведения, да и симфонические имели очень трудную судьбу. Зато жанр камерной музыки, квартетной музыки для композитора стали лабораторией, в которой он мог делать то, что считал нужным. Его 15 квартетов смело можно назвать полноценной энциклопедией, - заметил Сергей Ломовской, вторая скрипка квартета. - В Омске до того, чтобы исполнить все 15 квартетов Шостаковича, ещё не дошло, но немного... приобщим публику к этим шедеврам. В принципе, мы очень изблованы. Потому что квартетный жанр насыщен шедеврами композиторскими, и поэтому мы можем себе позволить исполнять только то, что мы очень любим.
Сергей Ломовской
В нашем городе на сцене Органного зала коллектив исполнил Струнный квартет № 2 фа мажор П. И. Чайковского и Струнные квартеты Д. Шостаковича: первый, родившийся из композиторского этюда, и девятый, посвящённый Ирине Антоновне Шостакович. Между двумя произведениями композитора можно проследить большой путь.
Как пройдёт концерт, музыканты до сих пор со стопроцентной гарантией спрогнозировать не могут, дают музыке и эмоциям свободу, ведь на звучание и восприятие материала залом влияет и погода, и то, с какой ноги утром встаёт слушатель. Серьёзно готовиться к восприятию программы квартет не советует: судорожно сидеть в зале с мыслью: "я всё понял" - скучно. Понимание технической части - на концерте точно лишнее и ненужное, лучше просто отключиться от суеты и насладиться неведением.
- Чтобы подготовиться к концерту, нужно: первое - вынуть из ушей наушники всякие с современной музыкой; второе - отключиться от гаджетов и попытаться настроиться, а там уже никаких сложностей не будет. Внимательно послушал, потом вздремнул, потом снова внимательно, потом снова вздремнул. Опять же, по-моему, сон во время исполнения классической музыки - не отрицательный фактор. Если ты засыпаешь на концерте - значит, у тебя точно нет раздражающего фактора, это уже не плохо. В опере же вообще поспать - святое дело, - делится альтист Игорь Найдин.
Игорь Найдин
За 78 лет квартет имени Бородина дал свыше 6 тысяч концертов, трижды обогнул с гастролями земной шар и впервые за долгое время с долгожданным концертом приехал в Омск.
Фото: скриншоты программы "Свободное время"