PREDIT - эту авторскую подпись омского художника Ивана Предита можно встретить в разных заведениях города и просто на улицах. Художник-монументалист, заведующий декорационной мастерской ТЮЗа в свободное от оформления театральной сцены время рисует то, что любит: собак, женщин и Омск. Ему по душе эксперименты: холсты ему часто заменяют деревянные паллеты, картон или ржавые гаражи. Ведь неважно, на чём или чем, главное - рисовать, особенно если находишь в этом наиболее подходящий способ общения с миром.
Про выставку
Я часто встречаю твои работы где угодно, но не в музеях. И, конечно, столько твоих картин, как здесь, в одном месте никогда не видела. Где ты их все нашел, откуда достал, по каким сусекам поскрёб?
- Я поскрёб по всем сусекам. Разорил все копилки. Поборол своё "это недостойно предстать перед публикой". Разорил частные коллекции, не постеснялся, попросил выгулять на выставку картины. Ну и потом, я тренировался, я же достаточно долго этим уже занимаюсь.
У тебя уже были персональные выставки?
- У меня музейных не было профессиональных выставок. Были какие-то выставки, которые я сам называл выставками, называл персональными, но музейная - первая.
Почему сейчас?
- Видимо, дорос. Может быть, не было раньше материала на неё. Или материал был не тот. Вот как-то сегодня всё совпало.
Где сейчас хранятся твои работы? Раньше у тебя была мастерская в ТЮЗе, сейчас там ремонт.
- У себя держу всё это, на стенах. Сбылась мечта идиота. У меня нет ни одного свободного клочка стен дома. Ну и потом они ещё висят в разных заведениях, их украшают. Что-то я складирую на работе в запасниках, грубо говоря. А так я у себя забрал всё сейчас, так дома опустело вообще. Всё не так! Я-то думал, я в музее живу.
Есть работы, которые ты хотел бы здесь представить, но почему-то не вышло?
- Я считаю, что коммерческие заказы, как бы они хороши ни были, не созданы, чтобы приехать на выставку. И с другой стороны, не считаю, что уместно приходить и говорить: "Вот я вас сейчас разорю, потому что у меня выставка".
А как отнеслись владельцы твоих картин, те, у кого они в частной коллекции, к твоему запросу дать на выставку картины?
- Супер! Конечно, выгуливать картины это всегда полезно. Чем больше на них людей смотрит, тем лучше.
Почему?
- Они меняются энергией: и картина со зрителем, и зритель с картиной. Да и приятно куда-то их вывешивать, проветривать.
Принято, что у каждой выставки должна быть концепция. В чём концепция твоей?
- Я всё хочу собрать, всё, что у меня есть. У меня всё разношёрстное, разноплановое. Я в творчестве своём выделяю три направления: это графика, очень мне нравится заниматься этим, потом станковая живопись и монументальное искусство. И как вот это идёт от карандаша, через картину и до гаражей и заборов, вот эта трансформация от набросков до уличного искусства, вот этот путь хотел показать.
Про стрит-арт
Почему на холстах у тебя гаражи?
- Это парадные портреты моих любимых гаражей. Рисунков на гаражах, которые я оставил. То, что на улице, оно же вообще недолговечно. Захотелось это увековечить. А парадные портреты же пишут маслом на холсте. Ну вот такой юмор - парадный портрет моего стрит-арта.
Как ты выбираешь подходящий гараж? Как решаешь, где и как будет изображена женщина?
- В основном на гаражах я рисую девчонок, загорелых мулаток. Гаражи все ржавые, как правило. И я не то чтобы рисую девочек на гаражах, я их вырезаю из гаража. С одной стороны, чтобы экономить краску. Гаражи уже нужного цвета, я их просто вырезал по контуру и всё. Они всегда там были, просто многие не видели. А я если иду, вижу гараж ржавый - для меня там уже лежит мулатка, наверняка.
Что для тебя интереснее: холсты или уличное и недолговечное искусство?
- Всё здорово! Всё, что к месту, ко времени, люблю всё: и карандашом по бумаге шуршать, и баллончикам гаражи красить, и холсты грунтую. Не могу выбрать. Всё слишком здорово.
Про Омск
Как ты относишься к Омску? Почему он часто становится героем твоих картин?
- Омск люблю. Родился здесь, живу. И да, город часто рисую. Свои какие-то мысли о городе, о том, куда он движется, как развивается, что нравится очень в городе и что не нравится. Люблю его всяким. Какие-то работы на социальные темы: каким бы я не хотел город видеть или что бы хотел поменять. А какие-то работы - я им просто восторгаюсь.
Про другое
Здесь много полотен с цветами. Это сильно не похоже на то, в чём я тебя узнаю. Наверное, если бы я где-то увидела эти картины, я бы тебя не признала. Почему цветы?
- Это красиво. Цветы. От жеста покупки у бабушки до жеста подарить или созерцать. Это чудо какое-то. Ну и должны же быть какие-то картины, которые всем нравятся: от родственников до бабушек тех же самых. И мне самому это приятно. Люблю цветы.
А как ты выбираешь, каким цветам суждено стать героями твоих картин?
- Люблю с натуры рисовать, стараюсь, да. Выбираю как-то по цвету, по форме, сезонные какие-то. Каких-то любимых цветов нет у меня, за которыми я охочусь и именно их пишу.
Эмоционально это другой настрой - когда рисуешь цветы и когда рисуешь какие-то социальные вещи?
- Безусловно, но это настолько так, что ты это даже не отслеживаешь. Эмоцию как-то не смакуешь. Выматываешься чуть-чуть по-разному. Когда работаешь над одной темой. Вот нарисовал цветы, и тебе потом классно, весело, не бывает с ними или с дамами как-то тяжело потом или мрачновато. С какими-то другими бывает. Воспевание красоты цветов или женщин - в этом нет ничего тяжёлого. С самой лёгкой и весёлой чакрой это рисую.
С цветами разобрались. Почему на полотнах часто встречаются собаки?
- Они лучше людей. Это не шутка, и не я это выдумал. Мы просто к ним все по-разному относимся, к собакам. А к бездомным и бродячим вообще ужасно. Взращиваю в своём зрителе любовь к собакам. Просто я их сам люблю, у них глаза добрые у всех.
Напомним, что персональная выставка Ивана Предита открылась накануне, 1 сентября, и будет работать в музее "Искусство Омска" до 15 октября. Больше фото с открытия выставки вы найдёте здесь. Также читайте, о чём нам рассказал художник во время монтажа выставки.
Фото: Илья Петров