Хай, Барби! Я Вика, учусь на режиссёра кино / ТВ и уверена, что лучшее, что может быть на экране - это киномюзикл. За этот год на учёбе мне пришлось изучить около 80 советских фильмов и к экзамену сделать идейный разбор каждого. Когда при словах "посмотреть бы что-то или сходить в кино" ты думаешь об обожаемых мультиках о Барби, что засмотрены до дыр и диснеевских сказках, где принцесса точно дожидается своего принца и финальный поцелуй любви всегда гарантирован, то воспринимать советский кинематограф оказывается не так уж и просто. Поэтому, как фанатка тотального волшебства и кукольной жизни я, конечно, ждала премьеру ленты о лучшей девушке мира и её бойфренде. Актёрский дуэт Марго Робби и Райана Гослинга на экране отразил всю палитру их отношений.
Начала просмотр с ощущением "наконец, мечта сбылась - Барби ожила". Закончила с полным недоумением и даже разочарованием. Сейчас расскажу вам почему.
Фильм начинается вдохновляюще: Barbiе, как компания игрушек, является миру - у девочек Земли появляется возможность ощутить себя не только мамой, как это происходит при игре с пупсом, но и неземной красоткой. Ведь при игре с этой куклой ты не думаешь, что находишься где-то вне сюжета, ты сама в этот момент и есть Barbiе мечты.
Идут годы, куклы прощаются со стереотипами и вместе с ними это делают их хозяйки. Barbiе - пилот, Barbiе - ветеринар, Barbiе - космонавт, Barbiе - королева, Barbiе - наездница. Barbiе - афроамериканка, Barbiе - в положении, Barbiе - на инвалидной коляске.
"Barbiе может быть кем угодно. Девочки из реального мира благодарят своих кукол за то, что показали, что и они могут стать тем, кем хотят".
Фильм соблюдает все законы кукольной жизни: героини могут перемещаться в пространстве летая, будто невидимая рука хозяйки переносит их в необходимое место; молоко, вода в этом мире невидимы, вспомним наше игрушечное чаепитие, где мы пьём из пустой чашечки и фантазируем всё что угодно - так и здесь. Конечно, важной деталью назовём план, где зритель видит стопу Барби: она вовсе не пряма, как у человека, - она создана для туфелек на каблучках.
Стремясь к "подлинной искусственности", режиссёр фильма Грета Гервиг, сотворила целый мир Барби. Она отказалась от большого количества компьютерной графики в пользу реальных декораций, которые создавались вручную: небо и горы на фоне созданы художниками. Гервиг считала, что все должно быть тактильно: "игрушки — это прежде всего вещи, к которым вы прикасаетесь". Она повторила причудливые пропорции Dreamhouse, которые делают героев одновременно большими в пространстве и маленькими для зрителя. Еще одна особенность домика, которую учли при создании декораций, заключается в том, что в нем нет стен, окон, а вместо лестниц Барби использует водную горку. В процессе создания этого мира команда обнаружила, что скупила почти все мировые запасы розовой флуоресцентной краски бренда Rosco. Да-да, вместо использования графики большинство декораций фильма окрашивали в розовый вручную.
Казалось бы, жизнь в кукольном домике - гарант счастливого... нет, ни дня и даже ни недели, скорее... вечности. Героиня Марго Робби подтверждает это фразой, которая сразу вырывает тебя из контекста фильма и заставляет задуматься: может, я что-то делаю не так, если эти слова не обо мне? Так вот, цитата Барби: "Сегодня мой лучший день, так было вчера и так будет завтра".
- Играть в счастье можно. Вплоть до первых разочарований. Любое предубеждение чревато уходом от реальности. Можно сознательно убеждать себя в лучшести своего дня или недели, вопреки фактам. Но тогда ты отказываешься от признания нелучших сторон жизни и себя самого. Здоровее всё-таки быть открытым и продолжать знакомиться с этим миром. И, встречая новое, вступая с ним в новый опыт, знакомиться с собой. С таким, каким ты себя прежде не знал. Именно эта новизна и есть раскрытие своего потенциала, своего развивающегося Я. Тогда и будет интересно всю жизнь. Даже если появляются признаки старения, даже зная о смерти, даже встречая боль или несовпадение с ожиданиями, человек может видеть новое и открывать для себя смыслы, которые перекроют и боль, и старение, и перспективу смерти. Чувствовать жизнь полно и сейчас, значит быть собой целиком, а не частью. Даже если эта часть и зовётся "лучшей", - замечает психолог Кирилл Макаров после просмотра "Барби" по нашей редакционной просьбе.
Известно, что прекрасное рано или поздно кончается. Главная героиня, стереотипная Барби, ломается: мысли о смерти и выпрямлении стопы меняют её отношение к своей жизни. Теперь она уже не воплощение счастья, скорее, экземпляр с дефектами. Не будем спойлерить: нюансы сюжета вы узнаете, если захотите посмотреть ленту. Могу лишь сказать, чтобы решить свои проблемы, героиня отправляется в реальный мир. Собиралась одна, но... желание Кена доказать Барбиленду, что он не трусливое "пустое место" заставляет его спрятаться в багажник машины своей девушки и по дороге поставить её перед фактом своего присутствия. К слову, ни к чему хорошему такой эксперимент "попробую на вкус реальный мир" не приводит. Феминистический бунт, точнее, бум ждёт зрителя.
КЕН
Мир Барби - рай для кукол-девушек, но на каких условиях здесь существует Кен? У него нет предназначения, у него нет дома, у него нет ничего, даже самого себя.
КЕН: Я не знаю кто я такой без тебя?БАРБИ: Ты Кен.КЕН: Но всегда есть Барби... и Кен. Отдельно от тебя Кена не существует.
Кстати, в фильме всего одна песня. Хотя бы поэтому картину нельзя назвать "классическим сказочным мюзиклом".
Дискриминация мужчин - перевёрнутая антиутопия реального мира. Такие уж гротескные особенности подачи темы у Греты Гервиг как у режиссёра. Однако в этой линии сюжета она, наконец, не только кричит о прелестях матриархата и ужасах патриархата, но и затрагивает более важные темы, говоря о том, что Кену, чтобы стать счастливым нужно больше, чем просто быть мужчиной рядом с красивой девушкой. Ему необходимо понять, кто он есть на самом деле. Ведь Кена как отдельной куклы просто не существует. Эта линия сюжета спасает фильм. Гослинг в роли Кена безупречен. Может, это сугубо женский влюблённый взгляд, но… Ты веришь каждому его жесту и слову. Ты вместе с ним начинаешь сомневаться в идеальности Барбиленда и вместе с ним постепенно начинаешь ненавидеть главную героиню.
- Тема созависимых отношений у людей сегодня актуальна как никогда. Или как всегда. В них нет лёгкости, они утомляют, раздражают и заставляют искать подпитки в чём-то или ком-то на стороне. И так живёт большинство. Зачем? В детстве мы зависимы от родителей и любим их. И то, и другое естественно и закономерно. А потом, проходя период взросления с психологическими шишками и синяками, не получаем опыта зрелых отношений. Поэтому тащим во взрослые отношения детскую стратегию: "Кого люблю, от того завишу". И чтобы эта сцепка работала, у нас наготове всегда есть какая-то слабость, уязвимость, "неукомплектованность". Именно её мы и активируем, когда начнём входить в созависимые отношения. Как Кен в фильме. И в этом случае игра в самодостаточность не решит вопрос. А вот обретение самодостаточности не обязательно требует расставания. Ведь прежде эти двое соединялись от вынужденности, от голода души, чтобы брать и восполнять. А становясь самодостаточными, они же лучше чувствуют себя и наполнены. Поэтому они тянутся к родной душе, чтобы дарить и делиться. Потому что это "предустановленная программа" человеческой психики. Надо лишь дать организму возможность вернуться в естественное здоровое состояние, - отмечает Кирилл Макаров.
В одном из интервью Райан Гослинг рассказал, когда Грета Гервиг предложила поучаствовать в фильме, он взял паузу, чтобы подумать, но вышел на задний двор своего дома и увидел куклу Кена, валяющуюся лицом в грязи рядом с раздавленным лимоном. В тот момент актёр решил, что просто обязан рассказать историю этого парня и написал режиссёру: "Я буду твоим Кеном".
Скриншот The Tonight Show Starring Jimmy Fallon
Только вот история, на взгляд многих зрителей, оказывается сомнительной. Кен - единственный в Барбиленде, кто не имея поломки, думает не о том, как прекрасна жизнь рядом с Барби, а размышляет о своей неполноценности и бессмысленности, об обесценивании своих желаний, прав и потребностей. Если у Барби девичник, то он будет каждый день, и Кен со своим "непонятным" предложением остаться на ночь как вариант "альтернативного досуга" даже не рассматривается. Поэтому, попав в реальный мир, вечный спутник Барби так радуется малейшему интересу или знакам уважения прохожих.
Хоть Кен и говорит: "Я ненавижу думать", он, кажется лукавит. Заметив, что в патриархальном обществе (в реальном мире) к нему относятся по-человечески (во всяком случае так, как его устраивает), в попытках реализовать себя, герой просто берёт и привозит "лучшее" в Барбиленд. Захватывает Дом мечты своей девушки и переименовывает его в Мачо-дача-хата-хаус. Какова реакция Барби? Истерика и потеря сил. Другие Барби назвали всплеск её эмоций "экзистенциальным кризисом". Заметим, такой "диагноз" в фильме звучит не единожды. Возможно, именно эти сомнения в прелести беззаботной жизни показывают всю человечность кукол (или очередной приёмчик метаиронии к месту).
- Чем больше информации поступает к человеку о том, как в жизни реализованы другие, и чем больше он видит примеры чужого счастья (в реальной жизни социальные сети завораживают его объёмом), тем больше шансов почувствовать свою собственную нереализованность. Особенно, когда ощущаешь потенциал и когда имеешь ресурсы. А кажется, что толку нет. В периоды возрастных кризисов остро встают вопросы смысла происходящего с тобой, своей нужности и значимости, ценности своих достижений, вкуса жизни. Плюс добавляется растерянность: кто я, если убрать все мои роли, что моё по сути, если я перестану делать, что должен и что нужно другим? Экзистенциальный кризис возникает, когда моё будущее Я зовёт меня, а прежнее Я упирается. В этот момент прежний смысл и понимание жизни уже утрачены, а новые ещё не обретены. Пока это не затянулось, не наступила депрессия, можно искать выход самостоятельно. Но потом - пора обращаться к специалисту, - напоминает психолог Кирилл Макаров.
Кен предпринимает попытки изменить Конституцию кукольной страны и превратить Барбиленд в Кенолевство. Однако, в день мужского голосования хитрые Барби устраивают феминистический бум и отсылают своих бойфрендов петь песни на пляже. А сами тем временем за их спинами голосуют "против", сохраняя прежние порядки. И кто тут самый предприимчивый? :)
БАРБИ
Вернёмся к Барби. Розовый небосклон счастья перестаёт для неё быть ясным с попаданием в реальный мир. Пока Кен познавал все прелести патриархального строя, героини Марго Робби пришлось встретиться с реальными людьми Земли, которые вместо благодарности за счастливое кукольное детство сразу перешли к хейту. По их мнению, именно Barbiе лишила мир феминизма на 50 лет. Вернее, отсрочила его появление. Предвзятость детей объясняется переходным возрастом, тем, что образ стереотипной куклы - скорее идеал для их мам, чем для них самих. Когда наша Барби знакомится с девочкой, которая играет с ней в реальном мире, то понимает, что в этой семье она по воле матери. Уже взрослый человек мечтает и о недосягаемом идеале, и о реальности этой сказки одновременно и навязывает свою мечту дочери.
В реальности Барби также встречается со своим производителем, который яростно отвергает обвинения в том, что работает ради прибыли. Он бросает на ветер громкие высказывания в духе: "Что мы на самом деле продаём? Мечты! Воображение! Искру!". Слова идеальны, только вот верится, что они принадлежат Рут Хэндлер - той, что подарила этому миру куклу мечты. И не имеют ничего общего с теми, кто развивает кукольную индустрию сегодня.
Итак, путешествие в реальный мир успехом не увенчалось. Барби убеждается: "Ваш мир испорчен окончательно и бесповоротно". Да, излечиться от прямой стопы и целлюлита ей не удалось - она возвращается в Барбиленд. Там впадает в кризис и долго, в прямом смысле слова, лежит "лицом в лужайку". Однако, в один момент она придумывает план, как провести Кенов и не дать патриархату захватить Барбиленд.
Насколько человечна такая активность после долгого бессилия?
- Мало людей "встанут и начнут". Большинство пойдут по трём основным дорожкам:
-
отвлекутся и переключатся,
-
будут перекладывать ответственность на обстоятельства жизни и тех, от кого она зависит,
-
найдут "спасение" от тревоги в болезнях (будет, что преодолевать, а это - новый смысл).
А в фильме, как в обычной сказке, герои - это герои. Им положено сделать "соберись, тряпка!" и победить, - объясняет поведенческие стратегии психолог Кирилл Макаров.
Победила ли Барби в конце? Большой вопрос. Она скромно смирилась со своей новой стопой и настолько "преисполнилась", что быть идолом, способным вдохновлять реальных девочек, для неё стало мало. Теперь героиня сама хочет создавать идеи в реальном мире, который 10 минут назад называла бесповоротно испорченным. В мире, о котором герои открыто говорят: "Там все ненавидят женщин. При том и женщины, и мужчины одинаково".
Уровень реалистичности вселенных и желаний, равенства полов и унифицированности сознания настолько зашкаливает в финале, что осознание мысли: "Сегодня даже Барби не хочет быть Барби", доводит до шока и... растерянности.
Да, кукла становится человеком, обретает возможность развиваться, а не стагнировать в Доме мечты, при этом бросает Кена со своими проблемами в одиночестве и смело шагает в унылые будни, меняя родные неоновые розовые цвета на костюмчик пастельного оттенка, но где же та самая идея MATTEL, о которой мы сказали выше? Где та искра и мечта? Ведь реальность и мечта - понятия полярные.
С другой стороны, саму картину можно считать доказательством тезиса, с которого всё началось: "Барби может быть кем угодно". Да, теперь она простая смертная с прямыми стопами, слезшая с иглы шпилек и готовая шагнуть в новую жизнь в удобной обуви.
- Сегодня Барби следует тренду современного общества на натуральность. Это просто оммаж тенденции. Но реальность продает хуже, чем мечта. Идеальная Барби будет вечной. Её феномен в идеальном попадании в запрос общества. Стремление к идеализации и роскоши, которая становилась и продолжает становиться всё более недоступной. Барби продаёт мечту. Кукла - продукт культуры и объект искусства. При этом она сама воспроизводит и распространяет те или иные культурные практики, - считает культуролог Галина Черба.
Что уж говорить, этот фильм можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это комедия, в которой нуждается общество с душными стандартами красоты и нельзя сказать, что это мощный плюс фильма. С другой, это крутая драма Кена (и не только), которая показывает, мир - это декорации, и нет ничего важнее, чем быть полноценной личностью. И это нелёгкий путь. Да, через глубокие страдания тебе тоже придётся пройти, но в том и суть - это будет твоя личная драма, которая сделает тебя лучшей версией себя (в нашем случае, превратит куклу в человека). Неважно, Барби ты или Кен, девушка или парень, в любой ситуации тебе придётся искать путь к себе.
Ну а я признаюсь, что отдаю сердечко мультфильмам о Барби начала двухтысячных. Пусть они максимально стереотипны, пусть там любовь - единственная цель героев. Но нужно понимать, что иногда всем нам нужен именно тот самый пресловутый "хэппи энд". А если сегодня даже в сказках зачастую не остается места для волшебства, то что уж говорить о реальном мире. Чего от него ждать? Даже розовая счастливая кукла проигрывает в схватке с серой рутиной и теряет свою главную идею - мечту. Ну а мы продолжим верить в хорошее.
Фото: Скриншоты фильма "Барби", 2023 г., производство LuckyChap Entertainment, Mattel Films, Heyday Films, режиссёр Грета Гервиг