Фотограф Екатерина Павлова: "Я "слушаю" глазами художника"
Публикуем интервью с современным российским фотографом, который не гонится за трендами, а создаёт неповторимое своё.
Она хотела стать актрисой и режиссёром, но, получив диплом психолога, купила… фотоаппарат. Увидев мир через маленький объектив, она поняла его масштаб и неповторимость. Она научилась говорить через фотографию, ловить и создавать уникальные кадры, чтобы привнести в окружающую действительность красоту и проявить скрытое "тайное" человека и природы.
Екатерина Павлова - современный российский фотограф. Родилась в Омске в 1991 году. С отличием окончила факультет психологии ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Мама двоих дочерей семи и двух лет. Свою творческую деятельность как фотограф начала в 2014 году.
Екатерина Павлова
Лауреат Венской международной фотопремии VIEPA-2021 (Vienna International Photo Awards). В 2022 году её работы заслужили почётного упоминания NDAwards (Премия нейтральной фотографии) и в конкурсе чёрно-белой фотографии MONOVISION AWARDS. В 2023 году работа Екатерины вошла в шорт-лист Премии "Портрет человечества"(Portrait of Humanity).
Участвовала в групповых выставках в галерее Boomer (Лондон, 2022), в галерее Praxis (Миннесота, США, 2022), в галерее Desiderio (Вена, Австрия, 2022). А также в групповых онлайн-выставках "Подключение к божественному" в журнале Analog Forever (2022) и "НИЧЕГО НОВОГО" (Wall-online,2023). Автор проектов и персональных выставок "Души" (Омск, 2021) и "Дневники матери" (Омск, 2023).
Участвовала в групповых выставках в галерее Boomer (Лондон, 2022), в галерее Praxis (Миннесота, США, 2022), в галерее Desiderio (Вена, Австрия, 2022). А также в групповых онлайн-выставках "Подключение к божественному" в журнале Analog Forever (2022) и "НИЧЕГО НОВОГО" (Wall-online,2023). Автор проектов и персональных выставок "Души" (Омск, 2021) и "Дневники матери" (Омск, 2023).
- Катя, как встретились ты и фотоискусство?
- Заняться фотографией как профессией мне предложил мой муж. В 2013 году на подаренные на свадьбу деньги мы купили аппаратуру, и в начале 2014 я начала делать первые шаги. Я искала себя в разных жанрах, но мне не всё нравилось, поэтому я меняла направления. Но особенный путь у меня начался с конца 2020 года. Я снимала для блога одной женщины, и мы часто были в пути. В дороге мы беседовали на самые разные темы, и однажды она посоветовала мне прочесть книгу "Путешествие души". Она о том, что все мы приходим в этот мир не просто так, а за уникальным опытом, чтобы созидать в этом мире. Я читала не отрываясь, и в процессе у меня родился первый творческий фотопроект, который я так и назвала - "Души". Когда фотографии этого проекта попали в нью-йоркский журнал, на групповую выставку в Миннесоте, а один кадр получил лауреата третьей степени в австрийском конкурсе, я поняла, что "думающая фотография", фотография со смыслом - это то, чем я хочу заниматься. Это больше, чем фото у стены, на диване, в цветах и так далее. Это больше, чем фотография.
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- "Души"
- Почему ты называешь фотографию "думающей", а не "чувствующей"?
- Сейчас скажу. Нет одного без другого. Я в своё время поняла, что снимать на чувствах можно, ловить кадры и настроения интуитивно. Есть съёмки красивых картинок, персонажей, человека в определённой локации. Я называю это "отдыхающая фотография". "Думающая фотография" она тоже с чувствами, но не сиюминутными. Для неё требуется оригинальная идея, исследование темы, серьёзная подготовка и особое видение фотографа. Это не просто нажатие кнопки при удачном свете.
- Свой второй проект ты назвала "Дневники матери". Расскажи, как появилась идея реализовать его?
- Когда я снимала проект "Души", в одной из сцен под названием "Нерождённое дитя" принимала участие моя старшая дочь Ярослава. Это был кадр о душе, которая не появились на свет, не смогла реализоваться и принести миру пользу. Буквально на следующий день после того, как я отсняла эту серию, я узнала, что в положении. После первого декрета о втором я даже не думала и не хотела снова погружаться в этот период, повторно проходить через путь ограничений. Но мой проект "Души" и неожиданная беременность… Будто сама Вселенная сказала мне, что всё так, как должно быть. Я знала, через что мне предстоит пройти снова, и ко второму погружению в материнство начала готовиться морально. В нашем обществе принято показывать материнство как полное и безусловное счастье, и почти никто не говорит о том, с чем женщина сталкивается на самом деле. Я поняла, что раз у меня эта тема "болит", то надо говорить об этом. А разговариваю я с миром с помощью фотографии. Так родился проект о правдивом материнстве "Дневники матери".
- "Нерождённое дитя"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Нерождённое дитя"
- О правдивом материнстве?
- Серии фотографий "Мать и дитя" в социальных сетях - сплошное удовольствие и благодать. У меня ощущение, будто женщинам стыдно за чувства, когда им плохо: они злятся, устают, раздражаются. Они молчат, что испытывают чувства вины и одиночества. Став мамой в первый раз, я постоянно чувствовала вину, что я плохая мама, я раздражаюсь, срываюсь, у меня возникают мысли и желание отдохнуть, побыть одной. Я стала изучать вопрос. Разместила пост о том, что ищу мамочек, которые готовы делиться "правдой". Многие, когда узнавали, что этот проект будет не про красоту и мимишность, а про растяжки, про границы, про депрессии и некрасивые эмоции, отказались участвовать. Но нашлись те, кто думал, как и я, кому эта тема "откликнулась". Желающие оставляли заявки, я приезжала к мамам и снимала про них историю, а потом выбирала один кадр. Когда я снимала мамочек, я увидела, что выражаю через них и свою боль. Так в проекте отдельно появилась глава обо мне и моём материнстве.
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- В чём главный посыл миру через этот проект?
- Сама рутина материнства противоположна общественным мифам о нём. И мне хотелось показать женщинам, что в своих переживаниях они не одни, чтобы они не боялись говорить и показывать, что им тяжело и сложно в этот период. Когда женщина оказывается в новом для себя положении, особенно в первый раз, она часто не понимает, что её ждёт. Рождается мать - рождается новое создание. Это постоянные разногласия с собой и своими потребностями: чего хочу я, а чего ребёнок. Никто не предупреждает, что с рождением ребёнка женщина чувствует себя одиноко, даже когда есть близкие люди, друзья, муж. Первый год такое ощущение, будто ты одна в этом большом мире. И твоё прежнее "я" больше не существует. Общественный миф сильно расходится с тем, что происходит на самом деле, и он усиливается благодаря социальным сетям, где этот миф поддерживается через образ на фото с фильтрами. На показ выставлены счастливые семейные съёмки, счастливая мать с ребёнком на руках, а за этим внешним может прятаться совсем противоположное.
- Ты встречала подобные проекты у других фотографов?
- Когда ты в поиске, то уже осознанно обращаешь внимание на поступательную информацию из разных мест. Я специально шерстила в интернете, и мне было интересно изучить эту тему с разных сторон. Я нашла много проектов, тема материнства не нова, только смотрят на неё по-разному. Интересно, что как только я начала работать над этим проектом, обнаружилось, что Vogue Itali aпараллельно запустили проект "Глазами матери". Они собрали фотографии по всему миру и мою взяли тоже. Надо сказать, что иностранная фотография очень отличается от русской. Я постоянно участвую в международных конкурсах и знаю, что там ценится история кадра, а не свет и вылизанная картинка. Раньше я смотрела и думала, вот тут фотограф не дожал, здесь простенько, а у фото первое место. Но когда ты смотришь на кадр через историю его создания, многое становится ясно, какая работа была проделана и за что дана награда.
- Какие плюсы у материнства для тебя?
- Когда я стала мамой, я повзрослела. Дети - великие учителя. Ты с ними неизбежно трансформируешься в лучшую версию себя. Плюс появляется дисциплина. Ты каждый часик свободного времени расписываешь таким образом, чтобы успевать всё. Со вторым ребёнком я была уже морально готова к творческим ограничениям и не стала тратить энергию на переживания, а решила выжать максимум из нового положения. Я начала активно участвовать в конкурсах, подаваться онлайн, разрабатывать проекты, и результат не заставил себя ждать. Поэтому, отвечая на твой вопрос, скажу, что дети меняют всё вокруг себя. Если бы мне была дана вторая жизнь и выбор - прожить свободную жизнь, без детей, в своё удовольствие, либо пройти нелёгкие периоды с детьми - я бы выбрала второй вариант. Я не представляю своей жизни без своих девочек.
- Мама - это… продолжи?
- Это Chat GPT. Многогранный и многофункциональный.
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- "Дневники матери"
- Муж поддерживает твои творческие идеи?
- Мы недавно с мужем на эту тему рассуждали. Мы вместе 12 лет. Взрослели вместе. И у нас был период, когда мы не давали друг другу свободно дышать и развиваться. Сейчас всё иначе. Да, мы разные, но это плюс. Мы не сливаемся, а соприкасаемся. И самое крутое, что мне даёт муж, - свобода в творчестве. Несмотря на то, что именно он направил меня в сферу фотографии, он не лезет к тому, что я делаю, кого снимаю, как снимаю. Он задаёт мне лишь один вопрос: "Чем я могу тебе помочь?" Он человек системный, а я хаотичный. Когда меня раскидывает и надо собраться, первый человек, к кому я иду за советом, - это муж.
- Как красный диплом психолога помогает тебе в твоей профессии фотографа?
- Интуиция мне дана с рождения. У меня есть способность чувствовать людей на тонком уровне. Когда я училась в университете, друзья и близкие обращались ко мне. Тогда я не умела фильтровать и, сопереживая, перенимала на себя. Потом лежала пластом, будто из меня выкачивали всю жизненную энергию. Получив диплом, я устроилась в тренинговый центр, проработала пять месяцев и поняла, что формат пятидневки - не моё. Я по складу такая: могу две недели работать без выходных, а потом неделю не работать. Мне хорошо, когда график я формирую сама. Я не пошла в психологию и не жалею. Но она, как оказалось, меня всё равно сопровождает. Фотосессия - это арт-терапия. Люди, которые приходят на съёмку, выражают себя и то, что внутри. Когда я работаю с человеком, я раскрываю его, чувствую, что он хочет сказать, даже если ему сложно формулировать. В процессе совместной работы я аккуратно вывожу наружу "изнанку" человека, его особый мир. Я доверяю себе и доверяю людям. Я "слушаю" глазами художника.
- У художника обязательно должно что-то "болеть", чтобы получился шедевр?
- Я долго рассуждала над этим. Мне нередко говорят: Кать, у тебя какие-то депрессивные фотографии, много трагедии. А я отвечаю, что говорить нам, как правило, хочется, если нас что-то по-настоящему тревожит, волнует, радует, имеет значение. Я говорю фотографией и говорю о том, что меня волнует. Фотография для меня - это возможность передавать нечто тонкое, что находится во внутреннем мире человека. Ключевой вопрос в моей работе: что полезного я могу дать этому миру через своё творчество? Если я полтора года сидела в декрете и меня беспокоило, что у меня ушла активность, я мало проявляюсь, общаюсь - а я всё это люблю - то я нашла способ сказать об этом. "У кого что болит…" - это не только про боль, это про настоящие чувства, а их спектр велик и многообразен. Можно и о большом счастье, почему нет?
- За какие съёмки ты сейчас не возьмёшься из того, что делала раньше?
- У меня есть ощущение, что я потеряла много времени, потому что вначале хотела научиться "как тот другой фотограф". Была погоня, соревнования непонятно зачем. Но поиск должен быть. Я попробовала разные сферы и теперь без сомнений могу заниматься только тем, что люблю. Основной принцип моей работы - не следовать за трендами, а создавать свои. Я иду за своим видением, опираясь на свои чувства. Сейчас, если приходят клиенты, чтобы отфотографировать что-то красиво или для рекламы, я за такое не возьмусь. Дело не в клиенте. Я просто не хочу себя обманывать, снимать то, что мне не нравится. А нравится мне снимать с концепцией, идеей, её проработкой. От свадеб я ушла в 2019 году. Исключение недавно сделала для одной пары, которые попросили снять их так, чтобы мне было самой интересно, "не как у всех" просили они. Но свою идею нельзя навешать на людей. Для каждого я разрабатываю индивидуальный сценарий и концепцию. Когда я встретилась с этой парой, в ходе разговора поняла, что они любят, чем они живут, чем дышат, и уже запечатлела в кадрах историю именно о них. Все оказались довольны. А я сняла свадьбу. Свою лучшую свадьбу (смеётся).
- Когда фотография превращается в произведение искусства - это дар или талант, помноженный на упорство?
- Я считаю, что каждый человек благодаря своему труду и упорству может достигнуть результатов. Без труда никак. Если перестанешь трудиться, наступит стагнация и деградация. Фотографы часто бегут из курса в курс, чтобы научиться снимать лучше коллег. Я считаю, что фотографу надо искать своё всегда, наполнять себя не только технически, аппаратурой и объективами, не только изучать фишки коллег, их работу со светом, перфектом, а раскачивать своё мышление и наполнять свой внутренний мир. Ведь все мы чувствуем мир по-разному, и от содержания каждого будет зависеть то, что транслируется в мир посредством творчества. Отразить можно только то, что у тебя внутри. Больше содержания - больше граней ты сможешь понять и в человеке, и в мире. Я постоянно учусь. Сейчас это художники и современное искусство.
- Кого ты назовёшь профессиональным фотографом?
- Это прежде всего личность. Это человек, который видит мир чуть иначе, чем остальные, и имеет смелость заявлять о своём особенном видении, не пытаясь подстроиться под большинство мнений. И к этому гармонично добавлены видение кадра через объектив и чувствование света.
- Есть ли у тебя фотограф-кумир?
- Нет. И никогда не было. Период "хочу научиться так же" быстро прошёл. Мне нравятся работы многих фотографов. Я разглядываю и изучаю их для вдохновения. На многих подписана, но чтобы как кумир - такого нет. Черпать идеи можно ото всюду, главное - интересоваться и любопытствовать. Незаменимый источник вдохновения - это люди.
- Омск ограничивает творческих людей?
- Это больная тема. Хоть и говорят, что город никогда не помеха, но если мы говорим про меня лично, то я чувствую ограничения. Когда я делала выставку про материнство в городском парке, чего я только там не наслушалась. Омск очень консервативен. Я говорю не про всех сейчас, но это есть. Когда я приезжала в Москву, мне даже легче дышалось там. В Омске людей, готовых подумать и порассуждать на тему искусства, сложного искусства, гораздо меньше.
- Была ли у тебя такая мысль, что ты родилась не в том времени и что ты из будущего?
- Мне кажется, мне как раз не хватает этого. Мне бы хотелось, чтобы я была из будущего и видела ещё шире, глубже, вне рамок. Я хочу к этому прийти, но пока я в пути. Я часто предугадываю тренды, это проверено на опыте. Например, мне приходила идея что-то делать для соцсетей в формате видео, я не стала, а потом появились тик-токи и прочее, а я видела это заранее.
- Ты бываешь недовольна своей работой?
- Знаешь, вот когда ты постоянно доволен - это плохой знак. Наступает стагнация. Когда человек доволен, он не растёт. А когда присутствует "вот здесь не дожал", это всегда точка для роста. Я не недовольна работой, но критична к себе всегда.
- Помнишь историю, где на конкурсе фотографий выиграл кадр, созданный с помощью нейросети? Как считаешь, сможет ли искусственный интеллект заменить фотографов?
- На эту тему были разные мнения. Я скажу так. На какое-то время это возможно. Но видение человека, то, как он чувствует мир, не заменит ни один робот. И я уверена, что мы всё равно вернёмся "человек к человеку". Как вернулись к плёночной камере, как возвращаемся к ретрофотографии, которая сейчас стоит даже дороже, чем цифра. Человека не заменят. Человеку нужен будет контакт. Я так считаю. И, кстати, на плаву останутся фотографы, которые умеют думать. Кто просто штампует фотографии, они могут проиграть в конкуренции с техникой.
- Какой новый проект ты готовишь?
- Я хочу работать над страхами и установками. Но не только через фото. Это будет мокьюментери - смешение стилей. Я выделю для этого год и буду плотно над этим работать.
- Чего бы ты хотела, но сейчас у тебя недостаточно ресурса и ты не чувствуешь готовности?
- У меня как будто бы есть несколько путей, и сейчас я стою на распутье. Поэтому сейчас сложно ответить на этот вопрос. Когда-то я хотела стать свободным художником. В своей мастерской в живописном месте творить, делать инсталляции, перформансы, выставляться в галереях, работать с коллекционерами, жить в творческом удовольствии. Мечта номер один - своё творческое пространство и максимум свободного времени. Ещё в школе я хотела стать режиссёром или актрисой. Мама говорила, что у актёров ни жизни, ни семьи и это несерьёзно - жить в театрах с утра до ночи. Я отказалась от этой идеи. Но последнее время меня стали заказывать на съёмки видео и просят именно моё мышление - постановку, идею, концепцию. И я думаю, если Вселенная меня к этому подталкивает, может, я каким-то образом приду к этому. А потом куплю свою мастерскую и буду вытворять (смеётся).
Больше работ Екатерины Павловой можно найти здесь.
Автор: Александра Михайловская
Фото предоставлены героиней публикации
Оформление: Алина Шрайнер