На этой неделе состоялись премьерные показы фильма "Поэт Никто" (12+). Его автор - журналист Светлана Веретенникова, многократный победитель всероссийских и областных журналистских конкурсов, в 2022-м получившая статуэтку "ТЭФИ-Регион" в номинации "Телевизионный документальный фильм" за проект "Михаил Врубель. Подняться над земным" (12+). Работа 2023 года - документально-игровой фильм "Поэт Никто" был снят творческой командой 12 канала на средства Президентского фонда культурных инициатив.
Поэт, драматург, переводчик, педагог Иннокентий Анненский, родившийся в Омске, раскрывается в фильме как крупный литератор, повлиявший на творчество самых известных поэтов начала ХХ века, но сам не получивший должного признания среди современников. Название фильма отсылает к одному из псевдонимов, под которым писал Анненский.
Съёмки проходили в течение года в Омске, Санкт-Петербурге и Москве. Сценарий документально-игрового фильма написан на основе архивных материалов, касающихся семьи Анненского. При этом картина не ставит целью "воспроизвести" биографию поэта. Фильм разделён на части - сны, в которых реальная жизнь Иннокентия Фёдоровича переплетается с литературными историями из ХХ века, и театрально-журналистская реальность современности.
- Фактура фильма воспроизводит неторопливую атмосферу начала ХХ века. На это работает и монтаж, и операторская работа, и выбранные для съёмок локации. Современность причудливо переплетается с историей, погружая зрителя в биографию Иннокентия Анненского. Кажется оригинальной идея запараллеливания постановки спектакля и нарратива о жизни поэта. Ты смотришь фильм и уже не знаешь точно, кто проговаривает строки письма - актриса, которая готовится к роли, или сама Ольга Хмара-Барщевская. Стихотворения и музыка, звучащие в фильме, подчёркивают эсхатологические настроения, звучащие в искусстве того времени. Блестящий актёрский состав - артисты Омской драмы мастерски воссоздали образы семьи Анненских и их современников, - отмечает Ольга Рогалева, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики.
- Режиссёр, которого я сыграл, изучает жизнь и творчество Анненского. Эта линия идёт над основным сюжетом. Она требовала прежде всего такта и деликатности, вкуса и увлечённости, - рассказывает о своей работе в фильме актёр Олег Теплоухов.
Первыми фильм увидели зрители, приглашённые на закрытый показ. Премьера состоялась в Омском академическом театре драмы, ведущие актёры которого принимали участие в съёмках кино. Двухчасовую картину, которую организаторы просмотра предложили смотреть, "отключив логику и включив сердце", публика восприняла вдумчиво и с любопытством. Мы собрали несколько первых зрительских впечатлений.
- Нахожусь под сильным впечатлением от этого фильма - про русскую поэзию, про наследие и память, про глубину человеческой души. По-моему, он относится к числу тех картин, которые нужно смотреть, не отрываясь и не отвлекаясь, полностью в него погрузившись. Он и снят "медленно": плавен, нетороплив, мягок, деликатен. Наверное, примерно такое кино снимали бы в эпоху Серебряного века, если бы у них были технические возможности, которые есть сейчас. Понравилась операторская работа: выверенные кадры, крупные планы, виды петербургских пригородов, по которым никогда не поймёшь, что это снято в прошлом году, а не столетие назад. И, конечно, актёры были очень гармоничны: им веришь. Созерцательное кино, грамотно и с любовью сотканное из отдельных кусочков жизни и снов. Считаю этот фильм огромным творческим успехом режиссёра Светланы Веретенниковой. Желаю и Светлане, и фильму большого будущего! - отмечает зритель Екатерина.
- Фильм поражает красотой картинки, нетривиальным сюжетом, точно и качественно подобранным актёрским составом. Я шла на фильм о поэте Серебряного века, но после просмотра возникло много мыслей о нашем времени, чем мы живём, к чему стремимся, какие наши идеалы, об истинном и ложном, вечном и сиюминутном. Этот фильм в чём-то о каждом из нас. На мой взгляд, у создателей получилась очень глубокая, самобытная, далеко нерегионального масштаба работа. От просмотра я получила громадное интеллектуальное удовольствие, сопоставимое с просмотром фильмов Тарковского и Бертолуччи, - считает зритель Анна.
- Можно ли создать портрет человека, ушедшего десятилетия назад, о котором остались лишь архивные записи, обрывки воспоминаний, письма, тусклые фотографии и стихи? Этот фильм доказывает, что можно! Лента посвящена жизни и творчеству рождённого в Омске поэта Иннокентия Анненского, представшего не монументальной фигурой, а эфемерным фантомом, напоминающим, скорее, смутный образ из сна. Сотканный из размышлений, стихов, туманных образов, фильм не даёт ответа, каким человеком был Анненский. Но предлагает почувствовать, как мыслил мастер, заглянуть в литературный салон Серебряного века, порассуждать о русском языке, совести, любви. Поэт, который определил историю Серебряного века, остался непризнанным при жизни и затерялся в череде имён других творцов. И даже первый сборник Анненского "Тихие песни" был подписан псевдонимом Ник. Т-о. Но сегодня на омской земле литератор, педагог, поэт Никто Иннокентий Анненский вновь обретает имя, - поделилась эмоциями зритель Валентина.
- Я отметил бы слишком сложную структуру фильма, которая, с одной стороны, привлекает, а с другой - дезориентирует зрителя. У меня осталось много вопросов, но в целом это красивый фильм, снятый с любовью, - считает Алексей.
Над фильмом работала большая команда. Монтажом занимался Владимир Жуков, за звук отвечал Михаил Косов, за компьютерную графику - Наталья Терещенко. В фильме использована музыка Александра Зобова и Владимира Жукова. В операторскую группу вошли Павел Ромась, Матвей Ковальчук и Сергей Гаев. Художниками по костюмам выступили Инес Колосова (Санкт-Петербург) и Татьяна Крузман (Омск).
Режиссёр фильма Светлана Веретенникова рассказала, что работа над проектом шла в напряжённом режиме и "мысли об Аненнском" зачастую занимали и вечера, и выходные дни всей творческой группы.
Сложно говорить о своей работе, но можно порассуждать в двух направлениях - о выбранном методе работы и построения сценария, - рассказывает Светлана Веретенникова. - Видимо, на этот эффект работает нелинейность повествования (в двух временных пространствах: в прошлом и настоящем). Если взять первую линию - биографическую, связанную с прошлым, то я могу объяснить, почему сценарий был построен именно таким образом. В первой части мы видим события сразу после смерти и в последний год жизни - это первый план, самый очевидный. Дело в том, что все воспоминания об Анненском ограничены именно этим промежутком. Знакомства с Сергеем Маковским, Корнеем Чуковским, Анной Ахматовой, Максимилианом Волошиным состоялись у Анненского именно тогда. Главная книга поэта ("Кипарисовый ларец") вышла в свет после смерти, и стихи там не датированы. Складывается впечатление, что все великие произведения он создал в финале жизни... Но мы же понимаем, что не может человек родиться сразу 50-летним директором Царскосельской гимназии, полиглотом и т. д. и т. п...
Авторам было интересно понять, как говорить о юном и молодом Анненском, если воспоминания о ранних периодах его жизни сводятся к паре строк в автобиографии. Это удалось сделать только через художественное осмысление. Необходимо было как-то войти в мир человека, чтобы начать дописывать и додумывать невысказанное.
Мне было важно работать с архивом, держать подлинники в руках, не только прочитать, а ежедневно перечитывать стихи, статьи о русской и зарубежной литературе из Книги Отражений... - говорит Светлана Веретенникова. - Двухтомник писем кочевал с рабочего стола на прикроватную тумбу весь год... Конечно, воспоминания современников, переводы Еврипида, статьи об образовании и многое другое. Анненский стал частью жизни. И в какой-то момент пришла свобода владения материалом... Ещё раз подчеркну: тут дело не в исключительном знании фактологии, даже языком Анненского и его современников надо было овладеть (это совсем иной русский язык). Из двух стихотворений "Далеко... Далеко" и "Сестре" выросли сцены из детства... Вдруг стали устанавливаться связи между жизненными обстоятельствами и отдельными мыслями и фразами. И, конечно, были важны контексты: всё что смотрела и слушала, было связано с вопросами, которые стояли перед фильмом. Очень много вопросов было связано с эпохой (что читали, о чём и как говорили, как была устроена образовательная система, общественно-политический и культурный фоны). Ещё один блок вопросов был связан с пониманием античности и эллинистической философией, потому что Анненский смотрел на мир ещё и через это зеркало. Теперь вернёмся к нелинейности повествования во втором измерении - в настоящем. Это драматургический ход - сюжет о том, что какой-то театр на родине Поэта Никто решает поставить спектакль, разыграв суд времени. Почему выбрана такая фабула? С одной стороны, хотелось приблизить материал к себе, с другой - ведь Анненский и его современники, увлечённые античностью, смотрели на Элладу так, как мы сейчас смотрим на их Серебряный век. Это только попытки понять, пробиться сквозь время.
- Я всегда интересовался творчеством Иннокентия Анненского, знал, что он родился в Омске. Поэтому ждал, когда завершатся съёмки и состоится премьера фильма Светланы Веретенниковой, - отмечает министр культуры Омской области Юрий Трофимов. - Во-первых, хотелось узнать подробности биографии поэта, а во-вторых, было интересно, как авторы смогут передать атмосферу творчества Анненского, учитывая, что это всё-таки довольно закрытый, непубличный поэт. С удовольствием сходил на премьерный показ, ещё раз поздравляю всю съемочную команду с выходом фильма.
Фильм пока не появился в сети, но зрители ещё успевают до конца весны познакомиться с "Поэтом Никто". Повтор премьеры состоится в воскресенье, 28 мая, в 20:30 на 12 канале.
Фото предоставлены Светланой Веретенниковой