Музыка приносит особое наслаждение слушателю, когда она узнаваема им. Программы концертов, в которых присутствуют нашумевшие саундтреки, пользуются особой популярностью. Существуют симфонические оркестры, профилирующиеся на таком материале. Imperial Orchestra - это расширенный симфонический оркестр, а точнее, хор и 120 профессиональных музыкантов, играющих помимо классических инструментов на дудуке, органе, висле, акустической, электрогитарах и ударных (в большом количестве). 18 мая в Омск оркестр привезёт своё новое симфоническое шоу Hans Zimmer's Universe (6+).
Музыка к таким кинокартинам, как "Король Лев" (0+), "Интерстеллар" (16+), "Пираты Карибского моря" (12+), "Начало" (12+), "Тёмный рыцарь" (16+) и "Миссия невыполнима" (16+) - работа современного гения музыки Ханса Циммера. Как композитор он не только создаёт грандиозные партитуры, но и задаёт ими атмосферу всему фильму. Не имея музыкального образования, Ханс Циммер разрушил все стереотипы и стал самым успешным создателем саундтреков в Голливуде.
О феномене популярности Циммера, о том, почему киномузыка - это серьёзно, а не просто развлечение, и кто быстрее сможет собрать стадион - рок-группа или симфонический оркестр, "Омск Здесь" рассказал дирижёр компании Imperial Orchestra Лев Дунаев.
- Музыка Циммера, по большому счёту, саундтрек детства и юности большой части молодого поколения. А какую музыку лично вы можете назвать саундтреком своего детства?
- Это точно музыка к кинофильмам "Гостья из будущего" (6+) и "Три мушкетёра" (0+). Из западных - это музыка к "Звёздным войнам" (12+), фильмам про "Индиану Джонса" (12+), "Назад в будущее" (12+), к первому и второму "Терминатору" (16+). Вообще я считаю, что именно советские мультфильмы, которые, к слову, у нас очень музыкальные, сформировали здоровую психику нескольких поколений жителей нашей страны. На них я воспитывал своего сына.
- Когда вы слышите имя Ханс Циммер, какая ваша первая ассоциация?
- Глубина и масштаб. Его музыка является неотъемлемой частью фильмов и очень образно связана с сюжетом. Я полагаю, что подобное проникновение и является самым значимым и узнаваемым.
- В чём особенности Циммера как композитора? Чем с технической стороны уникальна его музыка?
- Стиль письма композитора сразу ощущается. Это яркость мелодий, умелая образная подача музыкального материала. Безусловно, использование инструментов симфонического оркестра насыщает музыку и раскрывает её содержание. Много солирующих инструментов, использование хора в самых разных составах. Кроме всего прочего, её просто приятно слушать.
- Чтобы исполнить саундтрек, профессиональному музыканту важно понимать идею фильма/мультфильма или же партитуры говорят вам больше, чем кино?
- Здесь важно соединить в голове кино и партитуру воедино. Я смотрю картины и одновременно слушаю саундтреки к ним. Потом начинаю изучать партитуры, а они у нас уникальные. Автор аранжировок Дмитрий Кошелев мастерски собирает самые разные куски музыкального материала и соединяет в единое симфоническое полотно. Интересно также будет дать маленькую ремарку: в истории кино были случаи, когда музыка к фильму обретала самостоятельную жизнь и существовала отдельно от картины. Я имею в виду прежде всего "Метель" Георгия Свиридова к одноимённому фильму (0+), музыку к фильму "Александр Невский" (6+) Сергея Прокофьева.
- Что, по-вашему, сложнее создать: абстрактное академическое произведение или музыку к киноленте?
- Абстрактной академической музыки, по моему мнению, не существует. Любое сочинение, дошедшее до наших дней, а не позабытое в вечности, всегда содержит какой-либо сюжет или образ. Я не могу себе представить, чтобы, например, Чайковский или Шостакович писали музыку "вообще". Любой композитор что-то конкретное вкладывает в музыкальный материал, оркестровку. Он переживает это произведение и рождает его на свет. Разве можно родить что-то абстрактное? Что касается музыки кино, то здесь ситуация такая же. Музыка - это очень определённая субстанция.
- Imperial Orchestra выступает преимущественно на аренах и стадионах. Материал диктует масштаб или сама симфоническая форма требует такого простора?
- Мне видятся различные решения для исполнения музыки Циммера. Это может быть и большой концертный зал, и малая арена, и даже огромное поле на несколько десятков тысяч человек под открытым небом. Однако мы чаще всего располагаем оркестр посередине зала - так, чтобы зрители сидели вокруг нас. Это даёт невероятное ощущение вовлечённости публики в процесс исполнения. Неспроста огромное количество отзывов наших слушателей свидетельствуют именно об этом. Все как бы участвуют, находятся внутри процесса. Кроме того, публика может выбрать место для просмотра не только за спиной у дирижёра, как это принято в большинстве концертных залов, но и с лица. Остальную детализацию дают огромные экраны, на которых крупным планом показываются все музыканты.
- Как считаете, симфонический оркестр и рок-группа могут побороться в собрании стадиона? За кем будущее?
- Мне видится, что слово "борьба" не совсем здесь подходит. Приверженцы акустических филармонических залов, меломаны и в целом поклонники классической музыки могут с тем же удовольствием пойти на концерт выдающихся рок-музыкантов. В это же время огромное количество людей открывают для себя Рахманинова, Брамса, Шнитке и Стравинского и потом ходят на классические концерты, оперу. Рано или поздно в историю музыки будет вписана громадная часть рок-музыки, и она уже станет классикой.
- Почему же тогда не каждый симфонический оркестр с успехом может собрать такое количество слушателей на арене или стадионе? В чём ваш секрет?
- Думаю, самое главное здесь - это качество продукта. А оно складывается из большого количества "ингредиентов". Во-первых - это идея. Но идея, которую нужно правильно подать. Во-вторых, это профессионализм музыкантов и их отдача. Все зрители видят, как мы "заводимся" во время игры. Да ещё много чего можно сказать. Но, конечно же, лучше увидеть своими глазами и услышать своими ушами.
- Многие дирижёры о своих кинопрограммах говорят не совсем однозначно: "Это, конечно, хорошо, но вот есть настоящая музыка. Саундтреки в репертуаре - лишь инструмент популяризации и завлечения на наши классические абонементы". В репертуаре Imperial Orchestra чисто того, что принято называть "классической музыкой", нет. Поэтому какие цели у вас?
- Я думаю, что те дирижёры, которые говорят о киномузыке таким образом, не держали в руках партитуру любого трека из наших многочисленных программ. Это профессиональная музыка. По сложности исполнения оркестровых партий для музыкантов при должной отделке она не менее сложна, чем симфоническая музыка. Часто слушатели и даже профессиональные музыканты ошибочно считают "лёгкую" по восприятию музыку лёгкой для исполнения. Это совершенно не так. За такой лёгкостью восприятия лежит глубокий профессиональный труд каждого музыканта на сцене. Именно поэтому она звучит так легко.
- Нет ли у вас внутренней борьбы и расстановки приоритетов в музыке, когда выходите на сцену?
- Это хороший вопрос. Возможно, я сейчас кого-то разочарую, но у меня нет "бетховенских метаний" по трактовке произведения. Здесь, скорее, борьба идёт за музыку, за фразировку, за яркость и осознанное исполнение. Поэтому я часто на полях партитуры себе пишу какие-то образные пометки. Они в момент изучения партитуры очень глубоко проникают в мозг и подчёркивают музыку, подсказывают тебе, о чём тема.
Покорить Карибское море, разгадать загадку "Кода да Винчи", погрузиться на н-ное количество уровней сна и в то же время прогуляться по саванне с Тимоном и Пумбой, а также справиться с невыполнимой миссией можно на "G-Drive Арене" 18 мая вместе с симфоническим оркестром из Санкт-Петербурга.
Фото: Гулия Рахматуллина, скриншоты Youtube-канала Imperial Orchestra