О предательстве, дарующем обновление, счастье в пробирке и пользе женских спектаклей для мужчин мы поговорили с создателями лирической комедии "Искусственное счастье" (16+), которая идёт на сцене московского Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной, - режиссёром постановки Натальей Тимофеевой и актрисой Надеждой Беловой.
- Расскажите о театре, который вы представляете на фестивале моноспектаклей "ЧАТ".
Наталья Тимофеева: Наш спектакль идёт на сцене Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной. На его площадке работает театр "Актёрский дом". Это старейший коллектив, которым руководит режиссёр Аркадий Кац. Надежда - актриса этого театра, который и предложил мне сделать для неё моноспектакль.
- Как вы пришли к решению положить в основу спектакля рассказ Виктории Токаревой?
Наталья Тимофеева: Я никогда не ставила моноспектаклей. Я, вообще, режиссёр музыкального театра, и, соответственно, мне предложили сделать музыкальный моноспектакль. Надя сама пишет песни. Я их послушала, и они мне очень понравились. Мне показалось, что эти песни созвучны времени и одному рассказу Виктории Токаревой. Я очень люблю этого автора, считаю, что это уже наша классика, а её творчество вне времени. У этого рассказа немного абстрактное название - "Звезда в тумане", но в нём описана очень простая ситуация: женщина зрелого возраста, имеющая взрослую дочь, внезапно узнаёт, что её муж изменяет ей с её лучшей подругой, и мы видим, как героиня переживает этот шоковый удар. Всё это на сцене перемежается Надиными песнями, которые она сама же поёт. Причём эти песни здесь как зонги (зонг - вид баллады, которая содержит критику общества и едкую сатиру. Зонги часто носят пародийный, гротескный характер, - прим. ред.), актриса поёт их в микрофон, что-то под гитару, а иногда даже играет на варгане.
- Надежда, а в вашей актёрской карьере уже были моноспектакли?
Надежда Белова: Нет, это и мой дебют. Я всегда была против моноспектаклей. Для меня очень важна энергия коллектива, когда все вместе делают одно дело, где ты являешься частью одного целого и несёшь свою миссию. Ещё я всю жизнь пела в хоре. Очень люблю хоровое пение, когда тридцать человек звучат как один, и тебе надо обязательно подстроиться в тон. А в моноспектакле ты один. Держать внимание зала целый час непросто, тебе даже некогда отдохнуть. Бывает, что у тебя просто пересыхает во рту, а тебе ещё и петь надо! К тому же, чтобы играть моноспектакль, нужно накопить в себе много чего-то очень важного, своего жизненного опыта, чтобы передать его зрителю. Но когда нас познакомили с Натальей, я решила, что надо рискнуть. Надо попробовать всё в жизни.
- Почему постановка называется "Искусственное счастье"?
Наталья Тимофеева: Наша героиня работает в лаборатории научно-исследовательского института и пытается изобрести искусственное счастье, счастье" в пробирке". На основе её разработки начнут производить таблетки. Человек выпьет одну и станет счастливым. То есть ушёл муж к подруге - и ладно, на душе будет славно и хорошо. Но, конечно, потом она понимает, что никакого искусственного счастья не бывает.
- Сама история во многом банальная, обыденная. Как вы думаете, чем она может зацепить зрителя?
Наталья Тимофеева: У многих в жизни были ситуации сродни двойному предательству, с которым сталкивается героиня. Оно служит таким спусковым крючком, когда человек должен обнулить всё в своей жизни, обновиться и понять, как ему жить дальше. Всё это настолько понятно, житейски, по-человечески. Может быть, эта история банальна, но она невероятно актуальна. В Омске мы сыграли спектакль в пятый раз. К нам подходили зрительницы разного возраста (конечно, не 15-20-летние девочки, а дамы постарше, от 35 лет), благодарили нас и говорили, что мы рассказали историю их жизни.
Надежда Белова: Для этого мы и делали этот спектакль, чтобы люди вместе со мной, вместе с режиссёром и Викторией Токаревой прожили эту историю и поняли, что жизнь не заканчивается и не надо бросаться в окно или ещё что-то с собой делать. Моя задача - обогреть всех, кто в зале, дать надежду.
- Как думаете, это женский спектакль? Или постановка может быть интересна мужчинам?
Надежда Белова: Возможно, благодаря этому спектаклю мужчины смогут лучше понять своих женщин, захотят позаботиться о них, задумаются о проблемах, - то есть, в каком-то смысле это своеобразный "открытый урок". А ещё человек, который придёт на наш спектакль, познакомится с творчеством замечательного автора.
Наталья Тимофеева: Основной контингент зрителей этого спектакля - конечно, женщины. Но женщины приводят своих молодых людей, мужей. Мы видели, что мужчины в зале сначала были насторожены, в том числе и к самому жанру моноспектакля, но потом говорили нам комплименты.
- Как вы думаете, в чём секрет успеха моноспектакля?
Наталья Тимофеева: Во-первых, должна быть сверхзадача. Должно быть понятно, о чём это, для чего, какие эмоции спектакль пробуждает в зрителе. Ну и, конечно, как режиссёр вам скажу, в моноспектакле помимо смысла должна быть динамика, чем-то он должен цеплять.
Надежда Белова: Порой сложно судить об успешности спектакля. У каждого театра бывает, что в один день спектакль просто летит, и зритель открытый, живой, а на другой день делаешь всё то же самое, а зал сидит и не раскачивается. После спектакля у каждого актёра идёт разбор: вот здесь я не сделала это, там не так спела, здесь что-то забыла. И думаешь: вот в следующий раз я сделаю всё по-другому. А получается, что каждый раз новый зритель, ты ждёшь какую-то определённую реакцию в момент, где она была в прошлый раз, а её вообще нет! И наоборот, где ничего не ждёшь, неожиданно бурная реакция. Думаешь: "Ну ничего в этом деле иногда не понимаю!" (смеётся). Но это всегда даёт ощущение какой-то новизны, движения.
- Почему вам интересно участвовать в таких фестивалях, как "ЧАТ", ведь он не конкурсный?
Наталья Тимофеева: Во-первых, нам интересен Омск сам по себе. Город с огромной театральной традицией, с богатой историей, чудесной архитектурой и доброжелательными людьми. Это всегда интересно - новый театр, новая публика, новый зал. Мы оказались на большой сцене, а наш спектакль камерный, и в нём всё-таки необходим контакт со зрителем. Всё это как такое испытание для нас. Конечно, разбор твоей работы не всегда может быть позитивным, и это тоже экзамен, на который ты идёшь добровольно. Но это тоже некое обновление, новый жизненный этап и возможность выйти к новым берегам.
Фото: Александр Труш, а также предоставлено Натальей Тимофеевой