1 апреля в рамках фестиваля "ЧАТ" состоялся показ спектакля "Человек на часах" Свердловского академического театра драмы.
Режиссёр Владимир Кравцев и актёр Антон Зольников представили на суд зрителя очень эмоциональное, тяжёлое произведение по рассказу Николая Лескова.
Сюжет прост и сложен одновременно, в основе его - муки морального выбора. Солдат Постников, который стоит на часах возле императорского дворца и не имеет права покидать свой пост, слышит, как в проруби тонет человек. И он должен решить: спасти человеческую жизнь, но обречь себя на казнь или каторгу, или остаться на часах, как велит долг.
Есть такая фраза: "Главное не пропустить предначертанное и увидеть адресованное". Предначертанное Постникову является нам очень явно, с самого начала спектакля мы слышим звук розог. А адресованное - это как раз выбор, который предстоит сделать солдату. И этот выбор драматичен. Мы вместе с главным героем
слышим пронзительный крик о помощи, несколько минут напряжение нарастает, и мы мучаемся, словно принимаем решение вместе с Постниковым.
Спектакль красивый и оформлен стильно, не зря его режиссёр является главным художником Свердловского академического театра драмы. Всё, начиная с полыньи в виде креста и заканчивая цветущей вербой в финале, глубоко погружает нас в повествование. Глыбы льда, которые главный герой словно топит теплотой своего сердца, охапка розог - всё оказывает на зрителя своё действие. В спектакле, как и в произведении Лескова, есть религиозные мотивы: шапка солдата - это и шапка монаха инока. Очень пронзительная линия с нательным крестом, который Постников сначала надевает на себя, а потом погружает в воду, словно призывая кого-то другого примерить на себя смирение и милосердие.
Работает на восприятие и звуковой ряд. Это и уже упомянутые звуки розог, и музыка, которая звучит в самые напряженные моменты, когда Постников делает выбор и когда его наказывают. А когда розги стихают, а музыка продолжает звучать.
Нельзя не отметить палитру актерских возможностей Антона Зольникова. Изначально он солдат Постников, но по ходу действия преображается и в капитана Миллера, и в подполковника Свиньина и в генерала Кокошкина. И каждый герой выпуклый, четко обрисованный. Офицер Миллер, казалось бы, заражён идеями гуманизма, читает Руссо, Вольтера, Гюго, но когда доходит до вопроса о наказании, не в состоянии отстоять человека, проявившего милосердие. Подполковник Свиньин страшно боится проблем на службе, а генерал Кокошкин способен решить любую проблему, но судьбы людей его не очень-то волнуют. Для каждого героя - свои детали костюма и своя манера говорить.
В спектакле много сатиры, внимательный зритель заметит элементы клоунады и буффонады. И это оправдано: смех разряжает обстановку. Есть здесь отсыл и к юродивым, которые почитались на Руси как святые люди.
Постников действительно оказывается божьим человеком. Даже наказание за благородный поступок не заставляет его озлобиться на мир, он благодарит Бога за то, что оно не такое страшное, как могло бы быть, "всего" 200 розог вместо каторги или казни, и прощает всех, вернее даже изначально их не винит.
А зритель понимает, что наказания вообще можно было избежать, поскольку дело было замято генералом Кокошкиным, так что эта жестокость ничем не оправданная.
У спектакля два финала. В конце к нам обращается уже актёр Зольников, который спрашивает, насколько сильна должна быть вера, чтобы увидеть смысл в благородстве. В благородстве и смирении "маленького человека", чьи поступки вызывают веру в то, что не всё ещё потеряно.
Читайте наше интервью с Антоном Зольниковым.
Фото: Елизавета Медведева