2 апреля на сцене Лицейского театра в рамках фестиваля "ЧАТ" будет показан спектакль "ЦСД Омск" "Ботинок, Маша и прочие вещи". Это совсем молодая постановка, у которой ещё пока нет фестивальной истории, вернее, она начнётся с "ЧАТа". Мы расспросили о спектакле, который поднимает темы любви и взросления, а ещё оживляет вещи, его режиссёра Ярослава Максименко и исполнителя (главной и единственной) роли Алексея Горбунова.
- Какова философия вашего театра?
Ярослав: "ЦСД Омск" всегда был местом, объединяющим людей, которые хотят что-то сказать: интересно и чтобы быть услышанными.
Ярослав Максименко
- Как вы считаете, актуален ли сейчас жанр моноспектакля и почему?
Ярослав: Мне кажется, жанр моноспектакля актуален всегда. Здесь же неважно, как ты ставишь спектакль, важно почему, важен сам материал, резонирует ли он со временем. И если для рассказывания какой-то истории нужен всего один артист, почему нет? Для меня моноспектакль - это всегда показательное выступление, "соло на барабанах", когда вся ответственность лежит на одном человеке, поэтому моноспектакль должен очень сильно основываться на личности артиста. Хотя бывает и главенство формы. Это, конечно, спорный вопрос.
Алексей: Моноспектакль - это разговор со зрителем практически напрямую. В наше нелёгкое время говорить по душам сложно, но необходимо. Мне кажется, моноспектакли нужны.
- О чём ваш спектакль?
Ярослав: О любви, о том, как её принять и что с ней потом делать. Спектакль-размышление, спектакль-сожаление, может быть. Он о взрослении. Всё остальное - лакмусовые бумажки, а то, как герой себя ощущает, как мы себя ощущаем, пока следим за ним и себя с ним соотносим, - это главное, мне кажется.
Алексей: Соглашусь, о взрослении в первую очередь. О том, как молодой человек справляется со своим инфантилизмом.
- Как пришла идея спектакля?
Ярослав: Нам его предложила Светлана Баженова (первый худрук "ЦСД Омск" - прим. ред.). Мы делали лабораторию "Дай договорю", это была работа с моноспектаклями, и мы использовали разные формы, режиссёры работали с артистами над абсолютно разным материалом. В результате этой работы у нас появилось несколько моноспектаклей, два из них в репертуаре театра и идут регулярно, над доделкой остальных ребята периодически размышляют.
- Алексей, как вы вживались в роль? Какие приёмы использовали? Ваш герой похож на вас?
Алексей: Пьесу писала моя супруга, поэтому много историй взято из моей и её жизни. Для меня герой - это я лет 10 назад, только я вырос, а герой так и остался таким же. Сейчас я даже сочувствую парню, которого играю в этом спектакле.
- В чём сложность работы в моноспектакле?
Алексей: В том, что всё на тебе. Но Ярослав мне сказал прикольную вещь - никто не знает, как оно должно быть, поэтому можно импровизировать и выруливать на любой кусок текста, который всплывает в памяти. Главное - понимать конструкцию спектакля, тогда ничего не выпадет. Конкретно в спектакле "Ботинок, Маша и прочие вещи" у меня есть опора - предметы, от имени которых я говорю и которыми управляю. Фактически это театр кукол, а это мой родной театр (Алексей является ещё и артистом театра "Арлекин" - прим. ред.).
- Что значит "Исповедь с двух ракурсов"? Что это за ракурсы?
Алексей: Это исповедь от лица моего героя и от лица вещей, которые были свидетелями его отношений с любимой женщиной. И если моему герою исповедь даётся сложно, то вещам - легко, это же вещи.
- Через какие приёмы предметы на сцене оживают?
Ярослав: Здесь нужно понимать, что на сцене артист кукольного театра, хороший, красивый артист. И не использовать это было нельзя. Мне было очень интересно предложить какую-то такую форму, с которой Алексею будет легко справиться. Есть живой план, когда работает Лёша от лица героя, и есть его навыки кукловождения, когда он берёт в руки разные предметы и они оживают. Приёмы самые разные, но в основном - это руки Алексея. Руки, ноги, голова. Если кто-то из вас никогда не видел взрослого кукольного театра, ещё и без кукол, то вот можно будет посмотреть.
- Как решена сценография? Кто её делал?
Ярослав: Сценографию мы сами придумали с Алексеем. Моя была идея, а потом мы её уже вдвоём доразминали. Вернее, изначально была установка Светланы Баженовой: чтобы спектакль помещался в чемодан. Это было одно из условий лаборатории. Не все его, конечно, соблюли, но мы с Лёхой, как отличники, взяли это за правило. Мы сделали так, что у нас только стол, причём он может быть любым, несколько лампочек и вешалка, то есть вещи, которые есть почти в каждом театре или даже квартире. Получилось, что можно взять главные предметы спектакля, костюм и сыграть где угодно. Даже свет театральный необязателен, там всё сделано на локальном свете.
- Каким вам видится Омск, в том числе театральный?
Ярослав: Мне любой Омск, в том числе и театральный, сейчас видится далёким, я не очень понимаю, что там сейчас происходит.
Алексей: Театральный Омск развивается, всё больше интересных постановок, режиссёров. Работают частные театры, которые предлагают новые формы, в том числе с контактом со зрителем. Любопытные и экспериментальные премьеры в государственных театрах. В Омске приятно работать и следить за культурной жизнью.
- Почему вы решили принять участие в фестивале "ЧАТ"?
Ярослав: У нас есть хороший моноспектакль, почему бы его не показать людям? У нас давно были идеи с чем-нибудь туда запрыгнуть.
Показ спектакля состоится 2 апреля в 15:00 на сцене Лицейского театра.
Фото: Илья Петров, Анна Шестакова, а также предоставлены пресс-службой ЦСД-Омск