17 марта исполняется 167 лет со дня рождения Михаила Врубеля. В Омском государственном историческом архиве хранится метрическая книга Воскресенского военного собора с записью о крещении малыша, которому суждено было прожить тяжёлую жизнь, но обрести мировую известность. Известно, что обряд проводил Стефан Знаменский, службы которого в Омске не раз посещал ссыльный Фёдор Достоевский.
Всё самое интересное, конечно, случилось с Михаилом Врубелем не в Омске. Здесь он прожил всего первые три года, после чего семья художника уехала в Астрахань (мать Врубеля была дочерью астраханского губернатора адмирала Григория Басаргина - прим. ред.). Впрочем, на астраханскую землю мальчик Миша прибыл осиротевшим. По одной из версий именно суровый сибирский климат убил мать будущего художника: она умерла от туберкулёза в возрасте 23 лет. Всё детство мальчика было чередой бесконечных переездов. Отец Врубеля был военным, и сын следовал за отцом. Картинки перед глазами с детства постоянно менялись. Да и во взрослой жизни было всё: и красивое, и мистическое, и драматическое (несчастная любовь, болезнь и смерть сына, безумие и отнимающая мир слепота). Многие города могут похвастаться "врубелевским периодом". Но именно в Омске произошло самое важное из возможных событий в жизни человека: именно здесь родился будущий художник, и город гордится своей причастностью к его судьбе. Имя Врубеля носит Омский музей изобразительных искусств, к слову, единственный из сибирских художественных сокровищниц, обладающий живописными произведениями Михаила Врубеля.
- Для Омска имя Врубеля столь же священно, как и имя Достоевского. Неслучайно в начале XX века, сразу после смерти мастера в 1910 году, в Омске был поставлен вопрос об увековечении имени великого русского художника - предтечи модернизма в мировом искусстве. В 1920 году имя Врубеля было присвоено Художественно-промышленному техникуму, а в 1927 году в коллекцию омской галереи(в будущем - Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля)поступил триптих мастера "Цветы". К 150-летию художника в 2006 году был установлен памятник Врубелю (автор: Михаил Ногин, - прим. ред.), - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" директор музея имени М. А. Врубеля Фарида Буреева.
Сегодня Омский государственный областной музей им. М. А. Врубеля - одна из самых престижных и актуальных культурных площадок региона, он имеет в своих фондах более 35 тысяч единиц хранения (в числе которых выдающиеся образцы художественного творчества разных временных периодов) и может позволить себе широчайшую палитру коммуникаций, например, одинаково изящно разговаривать со зрителем как на "древнем", так и на современном языке. Однако при всём богатстве музейных проектов, деятельность по популяризации творчества Михаила Врубеля не ушла на второй план, это одно из главных направлений работы и по сей день. Музейщики трудятся над созданием научных и научно-популярных изданий, посвящённых творческому почерку мастера, здесь регулярно проводят тематические лекции, экскурсии, интерактивы и выставки.
- Например, выставка "Врубель и театр" (из собрания Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства) или выставка "Врубель, Репин, Серов...." (из собрания ГРМ). А ещё мы модернизировали зал, где размещены произведения Михаила Александровича. В прошлом году был издан аромат по мотивам цветочных плафонов, а с недавних пор омичи и гости города могут сделать селфи с великим художником в его мастерской, - добавила Фарида Буреева.
Жемчужиной коллекции музея является знаменитый триптих "Цветы". Искусство Италии эпохи Ренессанса было особенно близко и дорого для художника, поэтому в 1894 году он охотно согласился исполнить заказ для нового особняка Елизаветы Дункер (дочери известного предпринимателя и коллекционера Дмитрия Боткина и племянницы Афанасия Фета, - прим. ред.) на Поварской улице в Москве. Цветочные композиции предназначались для украшения потолка над парадной лестницей.
Особняк Елизаветы Дункер
Накануне революции плафоны оказались в собрании Рябушинских. Известная банкирская семья высоко ценила талант Врубеля и охотно приобрела его работы у бывшей владелицы. После революции, когда были национализированы все частные сокровищницы, исключением не стала и коллекция семьи Рябушинских. Их живописные богатства попали в крупные советские музеи. Плафоны с цветами благодаря хлопотам и настоятельным просьбам основателя (и первого директора) омского музея Фёдора Мелёхина отправились в Сибирь.
Знаменитый триптих состоит из работ "Жёлтые розы", "Хризантемы" и "Розы и орхидеи" (сейчас - "Розы и лилии").
- Если говорить о панно "Розы и лилии", то долгое время лилии ошибочно принимались музейными работниками за орхидеи, поэтому так и закрепились в названии панно в актах передачи из Государственного музейного фонда. Благодаря известному омскому ботанику Андрею Замулло выяснилось, что это лилии сорта "Белая прекрасная", кстати, редко встречающиеся во флоральной теме Врубеля. Подобный цветок мы можем увидеть в поникшей руке летящей "перламутровой женщины-грёзы", склонившейся над умирающим рыцарем Бертраном на панно "Принцесса Грёза", исполненном художником весной 1896 года для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, - отметила заведующая отделом русского и зарубежного искусства Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Ирина Девятьярова.
"Цветы" путешествуют редко. В день рождения своего создателя они будут радовать своим вечным благоуханием омских зрителей, а вот уже на следующей неделе знаменитая композиция вместе с четырьмя произведениями Ивана Айвазовского отправится в Новосибирский государственный художественный музей. С 30 марта по 25 июня там будет работать выставка "Гении русской живописи. Айвазовский / Врубель" из омского собрания.