Эмоциональное выгорание от работы может настигнуть любого из нас. Для некоторых это лишь отговорка ленивых работников, но включение этого профессионального феномена в международную классификацию болезней в мае 2019 года поставило на подобных рассуждениях жирную точку. Согласно проведённому в 2021 году опросу исследовательского холдинга Romir, около 64 % россиян испытывали эмоциональное выгорание на своей работе.
К сожалению, фраза "Найди себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни дня" работает далеко не всегда, даже если речь идёт о работе с любимым хобби, например, настольными играми. В начале марта автор популярного в России настольного блога OMGames Илья Мурсеев и его жена Наталья объявили о прекращении деятельности самого блога и одноимённого YouTube-канала. Именно творческое выгорание Илья называет основной причиной принятия подобного решения.
Илья Мурсеев (справа) и Наталья Мурсеева (в центре) на фестивале "Игрокон 2019"
За время своего существования блог OMGames стал для зрителей не просто источником новостей и развлекательного контента, а настоящей точкой входа в настольно-игровое хобби благодаря уникальному подходу к творчеству. Многие отмечают, что в создание видео Илья вкладывал много сил и переживал даже из-за мелких неудач и технических неполадок. Объявление о завершении работы одного из самых необычных популяризаторов хобби в отечественном сегменте YouTube не осталась незамеченным участниками настольного сообщества - комментарии к новости полны позитивных воспоминаний о творчестве канала.
Мы обратились к "настольным" блогерам, чтобы вместе вспомнить всё то, что Илья Мурсеев сделал для российского настольного сообщества за время работы канала.
Дэн Егоров,
соведущий рубрики "Топ 10" на канале OMGames, автор ВК-паблика Дэну Можно Доверять
Первый и главный плюс в творчестве Ильи - лично для меня - самобытность. В рунете существуют источники видеоконтента на настольную тематику куда более популярные, если не сказать успешные. Однако исходя из того, что видел я, они все похожи друг на друга. Просто некий человек - чаще с "гиковской" внешностью - степенно и рассудительно что-то рассказывает об играх, показывая процесс на "потолочную" камеру.
Илья же всегда обильно украшал свои видео юмором, иногда на грани, а также здоровой долей буффонады и кривляний. И это (не только по моему мнению) шло исключительно на пользу. Например, новости о настольных играх лично я ни у кого больше смотреть не могу. Быстро становится скучно. У Ильи за счёт энергичной подачи, шуток и юмористических вставок новости смотрятся на одном дыхании.
Так же - с топ 10. Да, в них иногда перегибалась палка, но именно это, на мой взгляд, и делало контент OMGames "живым". До объективно безвкусной чернухи они никогда не скатывались, при этом стали по-настоящему легендарными в узких кругах. Люди в сообществе и всяческих "чатиках" до сих пор их цитируют, иногда даже будучи не знакомыми с первоисточником.
Почему OMGames приостановил свою работу (будем говорить оптимистично)? Помимо прочих причин, думаю, что важную роль в этом сыграл перфекционизм Ильи. Для него было совершенно недопустимо "предподзакрыть" глаза на какую-то мелкую, подчас заметную только ему, неровность при монтаже. Или отказаться от какой-то крутой, но трудозатратной идеи. И убедить его, что, снизив качество на 10 %, ты уменьшишь человеко-часы наполовину, а разницу всё равно никто не заметит, мы так и не смогли. Ввиду чего пахал он над контентом аки пчелоконь. Что, видимо, и привело к некоторому выгоранию. Тем не менее считаю этот канал лучшим по подаче в настольном сегменте и горжусь тем, что приложил руку к его становлению. Крайне прискорбно, что всё так (мы всё же надеемся, что временно) закончилось.
Действительно, одним из самых популярных среди зрителей канала OMGames был именно формат "Топ-10", самое популярное видео из которых набрало рекордные для канала 219 тысяч просмотров. Сами "топы" как формат далеко не новы, но были грамотно применены Ильей благодаря подаче экспертного мнения при помощи живых эмоций и юмора, а не просто сухих фактов.
Более того, качество контента OMGames ничуть не уступало количеству - за 9 лет работы канала было выпущено более 700 видео в разнообразных форматах. Обзоры на новинки, уже упомянутые топы, рубрика "На полках", в которой показывались и обсуждались коллекции других настольных блогеров, а также стримы. Форматом "На полках" коллаборация Ильи Мурсеева с другими настольщиками не ограничивалась, и его регулярно можно было увидеть в гостях у ведущих других каналов.
Юра,
ведущий Geek Media
Вообще, даже несмотря на то, что Илюха много раз уже пытался "завязать", этот раз смотрится гораздо серьёзнее. Выгорание - большая проблема для всех творческих людей. Тем не менее не сомневаюсь, что от настолок он никуда не денется. Можно вытащить человека из настольных игр, а вот настолки из него… ну только если на время.
Хоть мы и в разных городах, Илья нам очень много помогал, советовал, рассказывал, как снимать и как монтировать. Даже само решение о том, что стоит поснимать свой собственный контент, я принял, смотря именно его новости, а то так и остался бы в текстах, а может, и вовсе забил бы.
По мне информация для настольщиков очень важна, а новости - это кладезь информации. У Илюхи на них очень личный взгляд. В эту тему, кстати, стоит вспомнить, как мы с ним снимали новости, но не те, где он у нас про кикстартеры рассказывал, а те, которые снимали, когда он на Премию Geek Media приехал. Я писал сценарий специально под него, и мы очень много ржали, была куча дублей (гораздо больше, чем обычно), но это была одна из самых ржачных съёмок за все время.
Меня попросили высказаться про то, чем было OMGames так, словно всё закончилось, но я в этом очень сомневаюсь.
Как я сказал у нас на стриме, когда мы обсуждали завершение работы канала OMGames: зритель должен беречь своего ведущего, заботиться о нём лайками и комментами как минимум. В противном случае ведущий может просто кончиться как ведущий.
Обзоры настольных новинок на канале OMGames сочетали информативность с экспериментальным способом подачи. Проработка юмористических скетчей в видео порой доходила до уровня перевоплощений в игровых персонажей или демонстрации механик неигровыми действиями и актёрским мастерством. В обзоре на игру "Виноделие", к примеру, Илья перевоплотился в работника винодельни, и давил грозди ягод ногами.
Такой подход к творчеству среди настольных блогеров встречался только на канале Shut up and Sit Down - самом популярном канале о настолках в зарубежном сегменте с аудиторией в 396 тысяч подписчиков со всего мира, которые регулярно поддерживают канал. Для сравнения: у OMGames - 23 тысячи подписчиков, но этот канал долгие годы удерживал планку качества и оригинальности.
Паша "Сюрр",
ведущий канала "Настольный Сюрр"
Когда я решил заняться настольным аспектом на YouTube, Илья всегда был одним из тех, на кого я ориентировался и кем вдохновлялся - в плане подачи, монтажа, юмора. Илья всегда заряжал и меня, и моё окружение своими жизнерадостностью и горящими глазами. Потому бесконечно печально было смотреть, как запал у него угасал и вот в итоге угас окончательно. Жаль, русский YouTube потеряет в его лице прекрасного самобытного блогера с уникальным чувством юмора и безбашенным отсутствием комплексов).
Думаю, Илья так или иначе сделал очень многое для настольного сообщества, и надеюсь, проявит себя ещё не раз на этом поприще).
А сделано за 9 лет существования блога было действительно немало. Помимо привлечения новых людей и популяризации хобби при помощи интересного контента в целом, в творчестве Ильи и его жены Натальи стоит отметить ежегодную премию "Красная фишка", стартовавшую в 2016 году. Количество номинаций могло варьироваться от 5 до 10, а в последние три года даже появилась категория "Топ по мнению зрителей", основанная на результатах голосования сообщества.
В год на русском языке выходит множество уникальных игр, которые могли быть упущены из внимания, и подведение Ильёй итогов года с экспертной оценкой помогало не затеряться в этом многообразии.
Сами номинации учитывали совершенно разные категории игроков: от лучших патигеймов, до зубодробительного хардкора. Благодаря "Красной фишке" зрители могли заметить, что хобби живёт и развивается настолько, что в нём можно "попривередничать" и сделать осознанный выбор в совершенно разных жанрах.
Алёна Миронова,
ведущая проекта @games_naprokat
"Я не люблю, когда наполовину"
Вместе с OMG ушла эпоха - эпоха эмоциональных, весёлых стримов, креативных, вычищенных до блеска обзоров, прекрасных выпусков "На полках", которые настольщики пересматривают по много раз, вылавливая для себя разные интересности. Ну и нечего таить - вместе с проектом "На полках" Илье и Наташе удалось втолкнуть меня в "публичный" мир настольных игр (человека, который довольно сложные отношения имеет с публичными "выступлениями"), и их поддержка после такой неожиданной популярности была просто бесценной.
OMGames - про честность и неподдельные эмоции от настольных игр. Я думаю, что никакой другой канал не был мне так близок по энергетике, потому что с ребятами у нас совпадали мнения по самым важным фундаментальным вопросам. А не это ли начало настоящей дружбы?!
Многие начинали свой настольный путь с OMGames - ребята внесли огромный вклад в популяризацию хобби, и дело не только в канале. Илья и Наташа проводили игротеки, так или иначе участвовали в важных для хобби мероприятиях: "Граникон", настольные премии, тестирования настольных игр отечественных авторов и многое другое, а ещё стали создателями Уральского Игрового Кемпа, собирающего каждые полгода большое число увлечённых людей под одной крышей.
Я не думаю, что этот этап у Ильи - какая-то финальная точка в отношениях с настолками. Иногда просто нужен другой ракурс, новый вдох, свежий ресурс. И обязательно - поддержка заинтересованных людей. Которые готовы ждать, потому что понимают, что лучше "не по веленью, а по хотенью". И, возможно, ждать совсем другого формата, концентрации и подхода.
И я всё думаю, что закрытие OMGames - это сигнал, после которого каждый может задуматься: так ли необходима вся эта гонка за новинками, сроки, охваты, новости? Если вас съедают эти темпы, "давайте делать паузы в пути", чтобы понять, за что действительно вы любите это хобби и делаете что-то для его развития.
Кстати, Наташа продолжает замечательное дело - ведёт канал OMGames Kids про детские игры (загляните туда, если у вас маленькие дети), но я точно знаю, что даже у самого замотивированного человека запал иссякает, когда происходит игра в одни ворота. Не забывайте поддерживать своих любимых блогеров (добрыми словами, донатами, просмотрами, репостами - как вам угодно): это точно отдаляет выгорание и греет душу. И возвращаться хочется туда, где тебя ждут ;)
Без преувеличения одной из вех в популяризации настольного хобби действительно стал ежегодный Уральский Игровой Кемп, собиравший настольщиков не только с Урала, но и со всей России. К примеру, в ноябре 2022 года на УИК приехало 135 человек из 18 городов, на протяжении четырёх дней игравших в более чем 250 настольных игр.
Собственным кемпом у Ильи и Натальи дело не ограничивалось, и они активно использовали свой блог и канал для продвижения настольных мероприятий в других регионах с целью познакомить как можно большее количество людей с настольными играми.
Даже отойдя от работы над каналом и блогом, Илья не утратил свою любовь к настолкам и желание ей поделиться, а потому Уральский Игровой Кемп продолжит своё существование, собирая отечественных настольщиков вместе.
Фото с "Уральского Игрового Кемпа 2022"
Хорошая новость в том, что продолжит свою работу YouTube-канал Натальи Мурсеевой - OMGames Kids, знакомящий с настольными играми детей до 8 лет и их родителей. Согласитесь, определиться с ассортиментом настольных развлечений, которые будут не только по нраву, но и по силам вашему чаду, гораздо лучше, чем потратить круглую сумму на "Сумерки Империи", после которых ребёнок захочет забыть слово "настолки" как страшный сон.
В течение девяти лет, канал OMGames радовал матёрых настольщиков актуальными новостями и обзорами, а новичков - новаторской подачей и зажигательным юмором. Уход Ильи Мурсеева с настольной YouTube-сцены - потеря для сообщества, которая любила и ценила его творчество.
Разумеется, тот контент, что он уже успел создать, останется и будет полезным для зрителей. Раз любовь к самому хобби не пропала и у Ильи есть авторитет в глазах сообщества, быть может, мы ещё увидим его в совместных материалах с другими настольными блогерами в качестве гостя.
Но сам уход яркого и активного человека из творчества наглядно показывает, что иногда даже любви и признания зрителей бывает недостаточно. Даже хобби всей жизни может стать рутиной, если превратить его в тяжкий труд с мизерной отдачей. Даже за бездушным пластиком и картоном перед объективом камеры скрывается настоящий живой человек.
Источники фото: https://vk.com/omgames_blog, https://vk.com/ural_game_camp, личный архив героев публикации.
Благодарим Евгения Храмова за фото Юры Geek Media, Паши Сюрра и Алёны Мироновой.