Сегодня, 16 марта, отмечают День цветных карандашей. Помните, как в детстве мы радовались подаренному родителями новенькому набору ярких грифелей? Затем открывали альбом для рисования и создавали свои первые неумелые шедевры. С годами в руке у нас всё чаще оказываются шариковая ручка и компьютерная мышь, а цветные карандаши отправляются в самый нижний ящик стола. Однако многие, вырастая, не спешат расстаться с карандашами. Например, омская художница Лада Полехина, которая при помощи этого материала создаёт удивительные портреты звёзд музыки и кинематографа, а также пейзажи и натюрморты. Мы поговорили с Ладой о плюсах и минусах рисования в этой технике, а также выяснили, можно ли обычными детскими карандашами сотворить настоящее произведение искусства.
Лада Полехина
- Лада, в чём преимущество цветных карандашей? Чем хорош этот материал?
- В том, что это не краски, не тюбики, не коробочки и баночки. Нет необходимости разводить материал водой, маслом или растворителем. Карандаши не пачкаются, не требуются кисти, тряпочки и прочие вспомогательные вещи, которые художник использует в работе с красками. Хотя есть акварельные карандаши, но и ими можно работать как простыми цветными карандашами. Ещё преимущество в том, что цветными карандашами можно рисовать как на простой бумаге, так и на акварельной и цветной, можно работать на холсте, картоне. Их просто контролировать, можно стирать резинкой. Ими можно прорабатывать тонкие моменты на небольшом формате, рисовать большое количество мелких деталей.
- А какие минусы рисования в этой технике?
- Хорошие карандаши стоят дорого. Ну и для них нужна усидчивость, работа цветными карандашами занимает больше времени. Больше минусов лично для себя я не нашла.
- Как вы относитесь к тому, что многие считают цветные карандаши детским материалом?
- Многие просто не знакомы с цветными карандашами, у них нет необходимости работать с этим материалом, поэтому люди не знают, что с помощью них можно рисовать прекрасные картины. Цветные карандаши уже давно стали полноценным инструментом профессионального художника. У нас просто они не так сильно распространены, и у нас не учат ими рисовать. В целом, я ровно отношусь к такому мнению. Любым материалом нужно уметь пользоваться, главное - поставить такую задачу.
- Что вам нравится изображать в этой технике? Какие свои работы, выполненные цветными карандашами, считаете самыми удачными?
- Цветными карандашами я работаю над портретами, изображениями животных, цветов, ягод. То есть над всем, что требует мелкой кропотливой работы. Конечно, рисунки животных самые удачные, обожаю прорисовывать шерсть и цветы.
- Помимо обычных цветных карандашей есть ещё акварельные и пастельные. Какими предпочитаете рисовать вы?
- У меня несколько наборов цветных карандашей разных по жёсткости и разных фирм. Акварельные карандаши, если не размывать водой, ничем не отличаются от обычных цветных карандашей. Бывают такие работы, где нужно проработать какие-то детали именно акварельными карандашами. Обычно это обводки, поскольку акварельные карандаши дают хорошую яркость, и они достаточно твёрдые, чтобы рисовать поверх других слоёв. Пастельные карандаши - это отдельная тема. Я сейчас только начинаю открывать для себя секреты пастельных карандашей, но уже поняла, что это фантастический материал, при помощи которого можно рисовать изумительные работы. Не могу отдать предпочтение каким-то карандашам, я использую все, просто для разных работ. Для портретов, например, лучше пастельные, для модерна - акварельные, для изображения животных - и пастельные и обычные, для тонких деталей - цветные.
Работа Лады Полехиной "Смородина", выполненная пастельными карандашами
- Как у вас родилась впечатляющая серия портретов женщин в стиле модерн? Вы сразу поняли, что здесь стоит использовать карандаши?
- Я всегда любила стиль модерн. И, конечно, мне захотелось нарисовать в этом стиле что-то своё. Изначально для таких работ я использовала гелевые ручки и линеры. Но потом мне захотелось цвета. Проще всего цвет было контролировать именно цветными карандашами. Не возиться с красками и кистями, а работать грифелем. Чётко, точно, при этом легко контролируя линии.
- Как вы думаете, каким художникам больше всего подходит этот материал?
- Не знаю. Материал зависит от художника. У меня много коллег-художников, которые работают именно цветными карандашами, и все они работают в разных жанрах. Пейзаж - городской или природа, люди, портреты, анималистика, натюрморты... Огромное разнообразие тем и техник. Цветные карандаши подходят как графикам (можно делать монохром, и графикам привычнее работать с карандашами), так и живописцам (можно работать с цветом).
- Какие художники, работающие в этом материале, вам нравятся?
- Обожаю работы Анны Бубновой - мастера-пастелиста, она работает пастельными карандашами. Творчество художника-фотореалиста Ольги Ларионовой - у неё потрясающие яркие рисунки и детальность. Юрий Дмитриев - прекрасный портретист, создающий шикарные портретные композиции. Татьяна Бриль, обалденный анималист. Юлия Дубинина - ещё один мастер-пастелист, творящий в жанрах пейзаж, натюрморт, анималистике. Это только малая часть мастеров цветных и пастельных карандашей.
- Насколько качество карандашей влияет на результат? Можно ли обычными детскими карандашами создать что-то стоящее?
- Можно, но это может сделать мастер. Человек, не владеющий материалом, даже при помощи дорогих карандашей путного не нарисует. Так в любом виде деятельности, не только в рисовании. На результат влияет много факторов, не только качество карандашей, но и бумага, и мастерство самого автора.
- Как выбрать хорошие цветные карандаши? На что нужно обратить внимание при выборе?
- Есть несколько фирм, изготавливающих хорошие цветные карандаши. У этих изготовителей есть различные марки и наборы карандашей - твёрдые, акварельные, мягкие, пастельные. Тут уже вопрос предпочтений самого художника, какую именно фирму он выбирает. Если брать карандаши фирмы, которая специализируется именно на производстве цветных карандашей, то можно смело выбирать, ориентируясь только на предпочтения в работе с материалом, в технике и жанре. У таких производителей всегда отличного качества дерево, грифель и пигмент. Но хороший материал всегда будет стоить немало.
Напомним, что на нашем сайте опубликовано большое интервью с художницей Ладой Полехиной.
Фотографии предоставлены Ладой Полехиной