ОМСКОЕ
БАРОККО
Перемещаясь по Омску в спешке и суете, можно не заметить архитектурное богатство, окружающее нас каждый день. Здания города словно демонстрируют жителям стильные образы совершенно разных периодов: от русского зодчества до северного модерна. Погружение в историю построек позволяет взглянуть на городское пространство с совершенно иной точки зрения и обнаружить много интересных фактов.
Хотите начать диалог с Омском с новой строки? В цикле материалов мы рассмотрим особенности архитектурных стилей разных эпох на примере хорошо знакомых вам зданий. Сегодня в центре внимания барокко.
Хотите начать диалог с Омском с новой строки? В цикле материалов мы рассмотрим особенности архитектурных стилей разных эпох на примере хорошо знакомых вам зданий. Сегодня в центре внимания барокко.
МЕСТА
ЗДАНИЕ ГАУПТВАХТЫ
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
ЗДАНИЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ УВД
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
ЗДАНИЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ УВД
Стиль барокко зародился в XVI в. в Италии и был популярен в Европе вплоть до XVIII в. В переводе с португальского "барокко" - жемчужина неправильной формы. Стиль демонстрировал обилие роскоши и украшений, здание словно вовлекало зрителя в своё пространство, побуждая рассматривать каждый узор и с головой уходить в историю, которую хотел поведать архитектор.
/Джан Лоренцо Бернини /Рим, площадь Св. Петра /
/ Источник:
Барокко - Под редакцией Рольфа Томана /
/ Фотографии:
Ахима Беднорца /
Барокко - Под редакцией Рольфа Томана /
/ Фотографии:
Ахима Беднорца /
/Джан Лоренцо Бернини /Рим, cобор Св. Петра, фасад
Барокко пришло на смену тяжёлой и массивной готике, поэтому барочные постройки конструируются без мрачных элементов и заострённых углов, что особенно заметно при сравнении церквей и соборов данных стилей. Вместо стремящихся вверх башен с маленькими окнами и мрачными красками барочные ансамбли приносят в город яркие цвета и лёгкость. Такие здания часто напоминают десерты - их нежные и воздушные формы создают ощущение сказочности.
В России стиль барокко начал активно распространяться при Петре I. В этот период в Европе уже шёл отказ от пышной лепнины и изобилий узоров в пользу более сдержанных, классических силуэтов, поэтому архитектурные ансамбли Российской империи выглядят аккуратно и лаконично, без излишнего пафоса, популярного в европейских конструкциях XVI-XVII вв.
В России стиль барокко начал активно распространяться при Петре I. В этот период в Европе уже шёл отказ от пышной лепнины и изобилий узоров в пользу более сдержанных, классических силуэтов, поэтому архитектурные ансамбли Российской империи выглядят аккуратно и лаконично, без излишнего пафоса, популярного в европейских конструкциях XVI-XVII вв.
В качестве проводника в мир омского барокко мы выбрали Виктора Кузеванова, кандидата исторических наук, преподавателя урбанистики в ОмГУ им. Достоевского. Он рассказал нам, с какой точки удобней всего любоваться барочной архитектурой нашего города:
- Самая удобная точка в Омске для просмотра архитектуры барокко находится в выставочном сквере, где у нас проходит "Флора". Гауптвахта, Воскресенский собор и Лютеранская кирха - всё расположено на одной улице по разные стороны сквера. В целом, улица Партизанская очень удобна тем, что с неё открывается вид на архитектурные стили города разных периодов.
В. Кузеванов
1
МЕСТО:
ГАУПТВАХТА
АДРЕС: ПАРТИЗАНСКАЯ, 14
ГОД ПОСТРОЙКИ:
1781 г.
ГАУПТВАХТА
АДРЕС: ПАРТИЗАНСКАЯ, 14
ГОД ПОСТРОЙКИ:
1781 г.
Рассмотрим здание гауптвахты внимательно. Постройка является одним из старейших каменных сооружений города. Зрителя может удивить отсутствие громоздких украшений и обилия позолоты, которые отличают подобные постройки в Санкт-Петербурге или Москве. Такая лаконичность продиктована временем: сказались изменения архитектурных предпочтений в конце XVIII века, когда выбор начинают делать в пользу классицизма с его античными колоннами и спокойным величием.
Горожанин может понять, что перед ним барочное здание в первую очередь по особому оконному обрамлению, украшенному гипсовым рисунком. Декор является отреставрированным элементом, поэтому изначальный материал, использовавшийся для создания узора, неизвестен. Также определить барочный стиль нам поможет наличие шпиля в сооружении. Вплоть до 1980-х гг. здание гауптвахты было одним из трёх памятников архитектуры республиканского значения.
В. И. Кочедамов. Омск. Как рос и строился город. - Омск : Омское книжное издательство, 1960.
- Гауптвахта - самое старое каменное здание, сохранившееся до наших дней. Пример настоящего, сибирского барокко. Это самая высокая точка второй Омской крепости. Здание можно сравнить с домом Меньшикова - первым каменным зданием на Васильевском острове. У них довольно схожие черты.
В. Кузеванов
2
МЕСТО:
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
АДРЕС: ПАРТИЗАНСКАЯ, 16
ГОД ПОСТРОЙКИ:
1769 г.
ПЛОЩАДЬ:
971.9 квадратных метров
ВЫСОТА:
более 25 метров.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
АДРЕС: ПАРТИЗАНСКАЯ, 16
ГОД ПОСТРОЙКИ:
1769 г.
ПЛОЩАДЬ:
971.9 квадратных метров
ВЫСОТА:
более 25 метров.
Неподалёку от здания Гауптвахты - восстановленный памятник эпохи барокко в Омске. Его можно найти по адресу ул. Партизанская, 16. Воскресенский военный собор был первым каменным сооружением Омска. С этого здания началось строительство Омской крепости. Собор был заложен в 1769 году, а его строительство завершилось в 1773 году. Процессом руководил Иван Черепанов - тобольский ямщик. "Знающий в архитектуре каменного строения…", - так сибирский губернатор Денис Чичерин объяснял решение направить Черепанова в Омск.
Воскресенский военный собор стал доминантой крепости и, по сути, выполнял функцию культурно-просветительского центра Омска. В храме располагалась самая большая в городе библиотека.
Здесь крестили художника Михаила Врубеля, в этом храме молились классик мировой литературы Фёдор Достоевский и будущий российский император Николай II.
Воскресенский собор был закрыт в октябре 1928 года. При советской власти здание использовалось как клуб, а затем складское помещение местной картографической фабрики.
Храм снесли в 1958 году во время строительства жилого дома по ул. Спартаковской.
29 октября 2004 г. на месте разрушенного собора был установлен поклонный крест. А летом 2009 г. омские археологи под руководством Бориса Коникова приступили к археологическим изысканиям.
В 2016-м, в год трёхсотлетия Омска восстановленный собор был открыт. Его внешний вид претендует на историческую достоверность. Собор не выглядит громоздким, архитектурные решения кажутся воздушными, внешняя "лёгкость" усиливается белым цветом здания и большими скруглёнными сводами окон. Также о барочном стиле нам говорят балюстрады, расположенные на колокольне. Здесь можно рассмотреть объёмные балясины (столбики в виде колонн, поддерживающие перила), которые часто использовались в барочном строительстве.
Воскресенский военный собор стал доминантой крепости и, по сути, выполнял функцию культурно-просветительского центра Омска. В храме располагалась самая большая в городе библиотека.
Здесь крестили художника Михаила Врубеля, в этом храме молились классик мировой литературы Фёдор Достоевский и будущий российский император Николай II.
Воскресенский собор был закрыт в октябре 1928 года. При советской власти здание использовалось как клуб, а затем складское помещение местной картографической фабрики.
Храм снесли в 1958 году во время строительства жилого дома по ул. Спартаковской.
29 октября 2004 г. на месте разрушенного собора был установлен поклонный крест. А летом 2009 г. омские археологи под руководством Бориса Коникова приступили к археологическим изысканиям.
В 2016-м, в год трёхсотлетия Омска восстановленный собор был открыт. Его внешний вид претендует на историческую достоверность. Собор не выглядит громоздким, архитектурные решения кажутся воздушными, внешняя "лёгкость" усиливается белым цветом здания и большими скруглёнными сводами окон. Также о барочном стиле нам говорят балюстрады, расположенные на колокольне. Здесь можно рассмотреть объёмные балясины (столбики в виде колонн, поддерживающие перила), которые часто использовались в барочном строительстве.
В. И. Кочедамов. Омск. Как рос и строился город. - Омск : Омское книжное издательство, 1960.
В. Кузеванов
- Ярким элементом барокко в Воскресенском соборе является шатровая колокольня. Это также было свойственно постройкам допетровской эпохи. Ещё одним актуальным элементом является многокуполье. Шесть куполов - чистый символ барокко.
3
МЕСТО:
ЗДАНИЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ УВД (ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА)
АДРЕС: ДОСТОЕВСКОГО, 2
ГОД ПОСТРОЙКИ:
1790-1792 гг.
ПЛОЩАДЬ:
263,4 квадратных метра. ВЫСОТА:
около 17 метров.
ЗДАНИЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ УВД (ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА)
АДРЕС: ДОСТОЕВСКОГО, 2
ГОД ПОСТРОЙКИ:
1790-1792 гг.
ПЛОЩАДЬ:
263,4 квадратных метра. ВЫСОТА:
около 17 метров.
Здание, в котором сегодня располагается музей истории УВД администрации Омской области, было заложено в 1790 году. Сегодня это памятник архитектуры, бывшая Лютеранская кирха, которую в советское время отдали "под государственные нужды". Проект строительства был утверждён при генерале Густаве Эрнесте фон Штрандмане, а на его реализацию ушло два года - кирха открыла свои двери для прихожан в 1792.
Характерные черты стиля барокко, которые мы здесь видим: стены, украшенные пилястрами, наличие извилистых карнизов, придающих плавность и гибкость барочной конструкции, а также скруглённые оконные своды.
- Возникает вопрос: почему на главном плаце была построена Лютеранская кирха? Потому что в период освоения территорий к нам направляли представителей различных конфессий. Постройка кирхи в Омске являлась важным политическим шагом, демонстрировала лояльность государства к иным конфессиям.
Характерные черты стиля барокко, которые мы здесь видим: стены, украшенные пилястрами, наличие извилистых карнизов, придающих плавность и гибкость барочной конструкции, а также скруглённые оконные своды.
- Возникает вопрос: почему на главном плаце была построена Лютеранская кирха? Потому что в период освоения территорий к нам направляли представителей различных конфессий. Постройка кирхи в Омске являлась важным политическим шагом, демонстрировала лояльность государства к иным конфессиям.
В. Кузеванов
Краткая шпаргалка "Барокко с первого взгляда"
Объемные балясины
Извилистый карниз
Пилястры
Большие закругленные окна
Большие скругленные окна
Наличие шпиля
Объемные балясины (столбики в ограждении балконов и лестниц)
Пилястры ("прямоугольная колонна")
Извилистый карниз
Краткая шпаргалка "Барокко с первого взгляда":
Объемные балясины
Извилистый карниз
Пилястры
Большие закругленные окна
Извилистый карниз
Пилястры ("прямоугольная колонна")
Объемные балясины (столбики в ограждении балконов и лестниц)
Наличие шпиля
Большие скругленные окна
В следующих материалах мы рассмотрим омские памятники эпохи классицизма и научим быстро узнавать этот архитектурный стиль на улицах родного города.
Бильд-редактор:
Алина Шрайнер
Алина Шрайнер
Фотографы:
Елизавета Медведева
Илья Петров
Елизавета Медведева
Илья Петров
Автор:
Диана Лолаева
Диана Лолаева
При оформлении сайта были использованы источники:
"Барокко" - Под редакцией Рольфа Томана/ Фотографии: Ахима Беднорца
"Омск. Как рос и строился город"- В. И. Кочедамов./ Омск : Омское книжное издательство, 1960.
Иконки от Made by Made - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title=" иконки"> иконки от Made by Made - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title="забор иконки">Забор иконки от Freepik - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title=" иконки"> иконки от Freepik - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title="карниз иконки">Карниз иконки от Freepik - Flaticon
"Омск. Как рос и строился город"- В. И. Кочедамов./ Омск : Омское книжное издательство, 1960.
Иконки от Made by Made - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title=" иконки"> иконки от Made by Made - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title="забор иконки">Забор иконки от Freepik - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title=" иконки"> иконки от Freepik - Flaticon
https://www.flaticon.com/ru/free-icons/" title="карниз иконки">Карниз иконки от Freepik - Flaticon
© 2022 Омск Здесь
Кликните по зеленой точке, чтобы узнать, какой архитектурный элемент виден на фото