Через неделю на сцене Дома актёра состоится премьера пластической драмы "Наваждение" (18+). Авторами сценария, режиссёрами и хореографами спектакля выступили две молодые девушки Дарья Балашова и Мария Кот. Мария окончила факультет культуры и искусств ОмГУ, курс Ольги Горобчук, Дарья - выпускница Финансового университета, но она всю жизнь занимается танцами. В этом году девушки объявили себя независимым творческим дуэтом the MANKA.
Спектакль - про вечную историю, про любовь, про то, что она может быть как исцеляющей, так и калечащей. Мы все выносим из любви что-то своё, главное - вынести из этого опыта что-то правильное, научиться работать над собой, над своими ошибками и уметь прощать. Так авторы подходят ко второй теме спектакля - гордость и эгоизм. Всё это помогает раскрыть главную тему спектакля - обсессивно-компульсивного расстройства.
- Многие рассматривают людей с психическими расстройствами как каких-то людей со стороны, изгоев, - говорит Дарья. - На самом деле нет. Они живут среди нас. Возможно, даже у кого-то из нас есть расстройство. И этого не стоит бояться. Нужно принимать это в себе и любить себя таким, какой ты есть, и только делать себя лучше и прорабатывать это в себе. Если бы можно было описать наш спектакль тезисно, это была бы фраза "Самый тёмный час перед рассветом".
Дарья Балашова
Авторы спектакля ставят терапевтическую цель. Возможно, кто-то, посмотрев спектакль, заметит признаки ОКР у себя, своих близких и родных, и это поможет вовремя обратиться за помощью. Во время работы над спектаклем его создатели консультировались с психологами.
- Мы ставим перед собой ещё одну задачу: показать, что главное в жизни - это я. Не какой-то человек, не деньги, не какие-то ещё обстоятельства, а любовь к себе, - поясняет Мария.
Мария Кот
Авторы спектакля запускают телеграм-канал the MANKA, где они будут освещать тему ОКР. Тем самым они оставляют зрителям возможность погружения в эту историю и тему психических расстройств, чтобы вынести для себя что-то важное. Также там будут размещаться плейлисты с музыкой из спектакля. Музыка играет важную роль в постановке. В качестве сопровождения авторы выбрали музыку российских инди-исполнителей.
Создатели спектакля ограничились малым количеством декораций: стол, стулья, посуда и рейл для одежды, который играет важную роль, даже в какой-то мере является персонажем спектакля.
- Поскольку мы хореографы, мы привыкли, что любой реквизит на сцене должен быть обоснован. И у нас на сцене ничего лишнего, - объясняет Дарья.
Роли в спектакле исполняют актёр "Пятого театра" Дмитрий Исаенко и хореограф Елена Жучкова. Дарья и Мария рассказывают, что выбрали Митю за особую пластику. Они выбрали его по фото, а потом увидели в спектакле "Берегиня". Они отметили, что он выбивался из всех, но смотреть хотелось именно на него.
Дмитрий Исаенко и Елена Жучкова
- Драматическая нагрузка в спектакле тоже достаточно большая, нетипичная, - делится Дмитрий. - Там очень большие временны́е разрывы, например, у нас проходит одна минута, а по факту пролетают месяцы. Что касается обсессивно-компульсивного расстройства, я задумался, сколько у меня его проявлений. У меня они тоже есть, например, самое простое - пью воду и считаю глотки, или в детстве ходил по "островкам". Оно у каждого из нас присутствует в определённой мере. Но у моего персонажа это расстройство развито очень сильно. Это человек, которому прямо нужна помощь.
У главного персонажа не происходит ничего, что не было бы связано с ОКР. Оно передавалось в спектакле разными способами: и повторяющиеся движения, и повторяющиеся мысли, и определённые ритуалы, которые связаны с каждым действием в его жизни. Заходит в комнату - набор ритуалов, выходит из комнаты - набор ритуалов, находится с человеком наедине - ещё один набор ритуалов. Это и пугает героиню Елены Жучковой.
- Моя героиня - девушка, которая постоянно искала любовь, - рассказывает Елена. - В итоге она в состоянии полной безысходности встречает своего героя, влюбляется в него и, естественно, думает, что это точно её, с ним она построит семью. Но когда она постепенно узнаёт, что с ним что-то не то, её это настораживает. Сначала она пытается с этим смириться, но его действия переходят все границы.
Спектакль не просто пластический, в нём есть и реплики, в основном у главного героя. Создатели постановки говорят, что за текст отвечает именно он. Важную роль играет также свет, для этого прописана очень красивая световая партитура.
Спектаклю оставили открытый финал, чтобы каждый зритель вышел со своим решением. "Мы не спасаем героя, но даём ему надежду на спасение", - поясняет такой ход Дарья.
- У нас есть идея серии спектаклей, - поделилась зампредседателя Омского отделения СТД РФ по развитию Дома актёра Наталья Швирст. - Можно осветить ещё такие темы, как панические атаки или депрессия. Они очень распространены. Мы мало об этом говорим, потому что психические расстройства воспринимаются как что-то стыдное и замалчиваются. А это шанс поговорить о них.
Наталья Швирст
Премьера спектакля "Наваждение" состоится 21 февраля в 19:00.
Фото: Елизавета Медведева