Каждая книга из списка - отличная иллюстрация к учебнику по психиатрии. Шизофрения, паранойи, биполярное расстройство, абьюз, треугольник Карпмана, стокгольмский синдром, проявления тирана и жертвы - подробные описания всех этих состояний, с красочными примерами и внутренними проживаниями, делают такую литературу не только познавательной, но и очень интересной.
"Что-то не так с Гэлвинами. Идеальная семья, разрушенная безумием", Роберт Колкер
Гэлвины - почти идеальная американская семья. Двенадцать детей: десять сыночков и две лапочки-дочки. Папа Дон - военный, мама Мими - домохозяйка. Родители занимаются развитием отпрысков на все лады: музыка, искусство, шахматы, литература. Все дети в чём-нибудь преуспели. Одни - успешные спортсмены, другие - практически вундеркинды. И всё бы ничего, да только со временем обнаруживается, что у шести из десяти мальчиков развивается шизофрения. Которая начинает проявляться во взрослом возрасте в очень опасных, агрессивных, извращённых формах. Жестокие драки между братьями, насилие, растление и инцест - всё это обнаруживается постепенно и становится шоком для Мими и Дона. Самое примечательное то, что эта книга - не художественная, а Гэлвины - не придуманные персонажи. Это реальная семья, на основе трагичной истории которой автор рассказывает о динамике изучения психических заболеваний.
Гэлвины внесли большой вклад в развитие психиатрии. Изучение генетической природы шизофрении строилось на исследованиях таких вот семей. Автор рассказывает о том, как в Америке изменялись взгляды на причины этой болезни. Как её пытались лечить, какие методы и лекарственные вещества использовали. Это научно-популярный труд, после прочтения которого вы будете знать о шизофрении огромное количество нюансов. В частности, что писали об этой болезни Фрейд и Юнг, а также другие знаменитые психиатры. Как менялись взгляды на связь воспитания и шизофрении. Какое значение имеет среда и отношения в семье и т. п.
Очень импонирует человеческое, сострадательное отношение Колкера к семье Гэлвинов. Он не ищет виноватых, не обличает и не клеймит. Он очень подробно, уделяя внимание каждому члену семьи, пытается разобраться, что же пошло не так.
А его простой, понятный слог делают даже сложные медицинские объяснения читаемыми, и слова типа "ингибирующие интернейроны" не пугают, а, наоборот, органично вписываются в общую картину. Это необычная книга, где через историю одной семьи, через человеческие, душераздирающие ситуации и эмоциональные состояния автор говорит о сложных научных явлениях - о работе мозга и болезнях, о медицине и генетике. О психологии и психиатрии. Рекомендую. Думаю, что подобной литературы вы раньше не встречали.
"Ученица. Предать, чтобы обрести себя", Тара Вестовер
Автобиография девушки, которая родилась в маленьком городке Айдахо в семье мормонов. Она пишет о своём детстве в многодетной семье, большую часть времени в которой проводила на свалке старых автомобилей, чтобы помогать отцу. Тара рассказывает, как всей семьёй они готовились к концу света, закупая оружие и делая запасы еды в промышленных масштабах, потому что отец был уверен, что в ночь, когда наступит 2000-й год, весь цивилизованный мир рухнет. Тара и её братья и сестра никогда не ходили в школу, потому что родители считали государственное образование происками дьявола, а медицинскую помощь - сатанинским занятием. Поэтому мать всех детей рожала дома и сама работала повитухой, а также готовила лечебные снадобья из масел и трав, которые "лечили всё" - от ожогов до рака.
В свои 16 лет Тара не знает, что такое "холокост" и "ислам", зато умело управляется со строительным краном и винтовкой. А ещё она подвергается жутким нападкам старшего брата, который за одно неосторожное слово или накрашенные ресницы может макнуть головой в унитаз.
Тара смогла выбраться из этой шизофренической реальности. Самостоятельно она изучала учебники и в конце концов поступила в Кембридж, а затем получила докторскую степень. Но таких, как Тара - единицы. Религиозный фанатизм, доходящий до паранойи, отсутствие медицинской помощи в самых критических ситуациях (вроде ожогов всего тела, осложнённых родов или пробитой головы), не являются в этой книге самым ужасным. Ужасно то, как сама Тара и её братья и сестра оказываются заложниками психически ненормального отца. Чтобы получать любовь и принятие семьи, они вынуждены беспощадно корёжить свою психику и представление о себе и мире.
Тара описывает эту вывернутость сознания, когда она не верит самой себе, ищет в отце и брате светлые черты и обвиняет себя. Психология жертвы, динамика её состояний, внутренние сомнения, метания и перверсии описаны здесь превосходно. На что способен человек, чтобы не лишиться семьи, чтобы не стать отвергнутым, и что с ним происходит, когда он всё же "предаёт" своих близких и выбирает себя. А ещё эта книга - руководство к действию в самых безвыходных ситуациях. Тара смогла - и вы сможете!
"Человек, который принял жену за шляпу", Оливер Сакс
Оливер Сакс, американский невролог и нейропсихолог, в этой книге описывает клинические истории своих пациентов. И делает он это очень живо, интересно и увлекательно.
Художник-аутист, который совсем не говорит, но общается с миром посредством своих картин, близнецы, имеющие уникальные числовые способности, профессор, который не узнаёт лица людей, женщина, не чувствующая своего тела, моряк, забывший 30 лет своей жизни, "тикозный остроумец", старушка с неожиданной эйфорией на фоне сифилиса… Такие разные истории потерь и обретения себя, истории, которые раскрывают нам, насколько сложен и уникален наш мозг, как уязвима наша психика и насколько сильны творчество и человечность. У Сакса творческое и очень гуманное отношение к пациентам. За каждым больным он видит не диагноз, а прежде всего живого человека, уникальную личность. Приверженец романтической неврологии, Сакс говорит не только о нейромедиаторах и мозге, но и об архетипах, символах, мифах, силах мироздания и вселенской тайне. Физическое он очень тесно связывает с индивидуальным и духовным, и выход ищет в "неврологии личности". Сакс задаётся философскими вопросами - где проходит граница личности? Что есть здоровье? Всегда ли болезнь - зло? Надо ли интегрировать таких особенных людей в обычный мир? Есть ли в мире хоть какое-то место для человека-острова (аутиста) - для существа, которое невозможно приручить и слить с материком? И как понять таких больных нам, не умеющим понять самих себя?