Что вы больше любите - читать или смотреть? Как относитесь к экранизациям? Смотрите, ждёте? Или "книга лучше"? Какие фильмы превзошли первоисточник? Рассказываю, почему "Крёстный отец", "Прислуга", и "Полная иллюминация" прекрасны в любом виде: и в книжном, и в кинематографическом.
"Прислуга", Кэтрин Стокетт
Я долго обходила эту книгу стороной. Обилие восторженных отзывов меня всегда немного настораживает. То, что нравится подавляющему большинству, меня читать обычно не тянет. И зря. "Прислуга" - книга, достойная внимания. Человечная, светлая и тёплая, несмотря на весь драматизм и серьёзность вопросов, в ней обсуждаемых. Читается, что называется, на одном дыхании. 1960-е годы. Штат Миссисипи. Чернокожая прислуга и белые хозяева. Вся гамма отношений между этими абсолютно разными слоями американского Юга. От тихой ненависти, брезгливости, цинизма до душевности, человечности, теплоты. Вся книга построена из записей трёх женщин. Скитер мечтает стать писательницей. Любимой нянькой для неё была чернокожая Константайн, внезапно пропавшая. Эйбилин, всю жизнь проработавшая в домах у белых. Она вынянчила семнадцать чужих детей, но потеряла собственного уже взрослого сына. Минни, которая знаменита на весь город своей стряпнёй и склочным характером.
Одна белая девушка и две чёрные женщины. Все они очень болезненно и остро переживают то, что сейчас называется дискриминацией чёрного населения. И все они хотят что-то изменить.
Прошло не очень много времени с тех пор. Но сейчас дико читать, что в Америке, такой "культурной и демократичной", в то время могли убить просто за то, что ты зашёл не в ту примерочную или в туалет для белых. Что с полной серьёзностью белые женщины выпускали бюллетени о заразности чёрных. Служанки нянчили белых детей (и часто были этим детям ближе родных матерей), готовили еду, тенью присутствовали в жизни белых хозяев, и при этом полноценными людьми не считались. Поражает сила ненависти к людям другого цвета кожи, цинизм и равнодушие. В то же время здесь много светлых историй о дружбе, поддержке, верности, человечности. О любви к чужим детям, о стремлении сделать жизнь другого чуть лучше, даже ценой собственной безопасности. И, пожалуй, это очень человечная книга. И очень кинематографичная. Недаром на её основе есть хороший фильм, очень тонко отражающий атмосферу, созданную Кэтрин Стокетт.
"Крёстный отец", Марио Пьюзо
Эта книга лежала у меня в очереди года два, а проглотила я её за два дня. До чего ж она мне понравилась - сама не ожидала! Отличный сюжет, который постоянно держит в напряжении, отличные герои - этакие конкретные мужчины со своим пониманием о том, что такое хорошо и что такое плохо. Пьюзо создал удивительно реалистичный мир, где действуют свои правила, законы, своя мораль. Это страшный мир, где нет места для безусловной любви, доверия, открытости. Все действия рассчитываются со стратегичностью шахматиста, контролируется не то что каждое слово, но даже тон голоса. Дон Карлеоне много говорит о настоящей дружбе, но на деле получается, что друг только тот, кто пожизненно выполняет свой долг, угадывает желания и почти пресмыкается. А сын лишается любви отца, если не оправдывает его ожиданий.
На протяжении всей книги я не могла понять, какие чувства испытываю к главным героям - симпатию, сочувствие или возмущение, отрицание и даже жалость.
Это очень жестокий мир, для меня по крайней мере. Это до чего ж надо было довести людей на Сицилии, если они сами себе придумали такие жёсткие законы, такие правила жизни, где жена не знает, чем занимается её муж, а дети рискуют головой за дела отца, где всё общество воспринимается как враг, предательство и месть повсюду, и выжить может только тот, кто готов убить. Конечно же, одноимённый фильм накладывает отпечаток на восприятие книги, образы созданные Марлоном Брандо и Аль Пачино, постоянно стоят перед глазами, когда читаешь. Но книгу мне было читать гораздо интереснее, чем когда-то смотреть фильм (он мне казался скучным и пресным даже). В книге много тонкостей, психологических моментов, нюансов, пояснений, которые в фильм просто не впихнёшь. "Крёстный отец" - отличная возможность заглянуть в закрытый мир гангстеров, без риска для жизни.
"Полная иллюминация", Джонатан Сафран Фоер
Если меня спросить, какая эта книга для меня, я отвечу - странная, яркая, человечная, красивая и очень еврейская. Для меня "Полная иллюминация" про то, что разные культуры, языки, воспитание, социальное положение и взгляды на жизнь не могут помешать почувствовать другого человека, его боль и его душу. И ещё она - про еврейскую трагедию, которая будет жить с этим народом всегда. В этой книге две линии. Первая линия. Наше время и три героя.
Молодой американец-еврей, разыскивающий женщину, которая спасла его дедушку во время войны. Украинский гопник, выдающий на английском такие каламбуры, что на первых страницах буквально кровь брызжет из глаз. :)) Его ворчливо-суровый дед, скрывающий какую-то тайну, от которой плачет по ночам. Компания странная. Они колесят по Украине на раздолбанной тачке, разыскивая деревню Трахимброд, и разговаривают обо всём подряд. Их спутники - нервно-нестабильная собака, культурно-языковые различия и разность менталитетов.
Вторая линия. 1791 - 1942 годы. Еврейский городок Трахимброд и странные-престранные люди, его населяющие. Девочка Брод, родившаяся из реки, старый Янкель с бусиной позора на шее, Сафран с отсохшей рукой, передвижная синагога, своеобразный уклад и обычаи. Через своих парадоксальных героев, через все странности и чудеса автор показывает образ мыслей еврейского народа, их мировосприятие и идентичность. Здесь мало слов написано о войне, холокосте и массовой гибели евреев. Но ощущение, что всё, что в этой книге есть - про мирную местечковую жизнь, про любовь, - всё это для того, чтобы контраст с трагедией был особенно сильным. Автор выбирает неожиданные приёмы - нелинейное повествование, чудаковатые герои, очень необычный язык, странные (если не сказать - дурацкие) ситуации и случаи. Метафора на метафоре. Они, как кружево, оплетают, путают, и, тем самым, создают совершенно неповторимую атмосферу. За это я Фоера и люблю. Его книги ни с чем не спутаешь.
На основе этой книги есть фильм, где Элайджа Вуд играет одну из главных ролей. В фильме, как обычно бывает, большей части важного и ценного из книги нет. Но мне очень нравится акцент, который есть в нём. Общность. Не важно, где ты и с кем - в Нью-Йорке с американскими клерками, или во Львове с украинскими гопниками. Важно то, что у нас у всех есть общее, гораздо бо́льшее, чем то, что нас разделяет. Советую и книгу, и фильм.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".