космос Патерсона
#МагияВинила
Сегодня в авторской рубрике Антона Котова говорим о музыкальном коллективе The ORB.
Моё знакомство с британской группой The ORB состоялось благодаря купленному в 2008 альбому The Dreams и композициям A beautiful day и The truth is. До сих пор они и альбом в целом входят в пятёрку любимых мною вещей, вопреки слепой преданности сиэтловскому гранжу и прочим ответвлениям рок- музыки в её многообразии.
Название группы The ORB переводится с английского по-разному - "орбита", "шар", "сфера", "небесное светило". В любом случае - это что-то космическое. Британский дуэт создал особый стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра - эмбиент (-техно, -даб). В переводе с английского "эмбиент" означает "окружающий". Часто он характеризуется атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием. Поэтому в своём кругу мы прозвали The ORB - "пузырьки".
Ещё не зная истории группы, слушая треки Little Fluffy Clouds и Earth (Gaia) из первого студийного альбома 1991 года выпуска, я представлял высоколобых профессоров математических наук в бесконечных проводах за сложными пультами. Во время одного из велозаездов, пробираясь через мрачные весенние заросли Парка Победы и слушая музыку в наушниках, на фоне спокойной композиции я услышал отчётливый голос диктора: "Во время ночной охоты электрический сом способен выделять напряжение в сотни и тысячи вольт!". Я остановился. Это была композиция Supernova at the end of the universe из первого студийного альбома The ORB.
Акустические галлюцинации? Как русская речь могла попасть в треки великовозрастных музыкантов из Лондона? Позже открылось, что Алекс Патерсон и Томас Фелмэн используют похожие трюки регулярно.
Название группы The ORB переводится с английского по-разному - "орбита", "шар", "сфера", "небесное светило". В любом случае - это что-то космическое. Британский дуэт создал особый стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра - эмбиент (-техно, -даб). В переводе с английского "эмбиент" означает "окружающий". Часто он характеризуется атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием. Поэтому в своём кругу мы прозвали The ORB - "пузырьки".
Ещё не зная истории группы, слушая треки Little Fluffy Clouds и Earth (Gaia) из первого студийного альбома 1991 года выпуска, я представлял высоколобых профессоров математических наук в бесконечных проводах за сложными пультами. Во время одного из велозаездов, пробираясь через мрачные весенние заросли Парка Победы и слушая музыку в наушниках, на фоне спокойной композиции я услышал отчётливый голос диктора: "Во время ночной охоты электрический сом способен выделять напряжение в сотни и тысячи вольт!". Я остановился. Это была композиция Supernova at the end of the universe из первого студийного альбома The ORB.
Акустические галлюцинации? Как русская речь могла попасть в треки великовозрастных музыкантов из Лондона? Позже открылось, что Алекс Патерсон и Томас Фелмэн используют похожие трюки регулярно.
Электронная группа The ORB образована в Лондоне в 1988 году Алексом Петерсоном и Джимми Каути (один из участников группы KLF). За 34 года существования музыкальный коллектив пережил множество изменений в составе. На смену Каути приходили Крис Уэстон, Энди Фальконер, Саймон Филипс, Энди Хьюз, Томас Фелмэн. И только Патерсон всегда оставался постоянным надёжным капитаном космического корабля…
Тогда, в самом начале, орбы Алекс и Джимми творили свою музыку, работая диджеями в клубе Heaven на одной из главных вечеринок английского эйсид-хаос-бума Land of Oz. Свой неповторимый стиль они оттачивали именно там, ставя для английских рейверов, привыкших к громкой и ритмичной музыке, расслабляющие и убаюкивающие сэмплы.
Тогда, в самом начале, орбы Алекс и Джимми творили свою музыку, работая диджеями в клубе Heaven на одной из главных вечеринок английского эйсид-хаос-бума Land of Oz. Свой неповторимый стиль они оттачивали именно там, ставя для английских рейверов, привыкших к громкой и ритмичной музыке, расслабляющие и убаюкивающие сэмплы.
Алекс Патерсон использовал достаточно простую формулу: замедлил ритмы классического чикагского хауса (который, кстати, оказал на него значительное влияние в середине 80-х) и добавил эффекты синтезатора. Уникальность своему звучанию The ORB также создали за счёт полного исключения ударных, добавления размытых вокальных сэмплов и использования звуков природы, радиоспектаклей и различный странных звуков (включены в композицию даже настоящие переговоры NASA). За этот музыкальный стиль The Orb были причислены к крестным отцам эмбиент-хауса.
На этапе становления музыканты работали с цифровыми ленточными машинами, сводя вживую и преобразовывая звук. Затем стали использовать цифровое звучание и лэптопы. Но и там, и там музыка The ORB полна цвета и психоделических образов.
Красной нитью через всё творчество The ORB (и это неудивительно) проходит научная фантастика. В композициях фигурируют пришельцы, планеты, космические полёты и инопланетные техники контроля над разумом.
На этапе становления музыканты работали с цифровыми ленточными машинами, сводя вживую и преобразовывая звук. Затем стали использовать цифровое звучание и лэптопы. Но и там, и там музыка The ORB полна цвета и психоделических образов.
Красной нитью через всё творчество The ORB (и это неудивительно) проходит научная фантастика. В композициях фигурируют пришельцы, планеты, космические полёты и инопланетные техники контроля над разумом.
Первая запись The ORB как коллектива вышла в 1988 году. Композиция Tripping on Sunshine (сборник Eternity Project One) - своеобразный гимн эйсид-хауса. Фактический же прыжок в эмбиент-хаус группа делает в октябре 1989 года с выходом альбома WAU! / Mr. Modolabel. Сингл из этого альбома A Huge Ever Growing Pulsating Brain That Rules from the Centre of the Ultraworld (22 минуты) быстро попадает в британские чарты на верхние строчки. В нём Патерсон скомбинировал приёмы прогрессивного рока с элементами техно и эмбиента, добавив сэмплы шума океана и песню Минни Рипертон Loving you.
Патерсон вообще активно использует в своём творчестве отрывки чужих произведений, мастерски затеняя их практически до неузнаваемости. И такое нелицензированное использование других исполнителей не раз служило причиной судебных конфликтов.
Время выхода альбомов The Orb's Adventures Beyond The Ultraworld - 1991 г. в. (по сути, это непрерывная прогрессивная композиция, напоминающая двухчасовое психоделическое путешествие) и U.F.Orb - 1992 г. в. называют пиком популярности группы.
В июне 1992 года (уже после ухода Каути) сингл Blue Room из альбома U.F.Orb попал в британскую десятку лучших синглов (как самый длинный в истории чарта - 40 мин.) и обеспечил музыкантам участие в популярном тогда музыкальном шоу на телеканале ВВС.
Патерсон вообще активно использует в своём творчестве отрывки чужих произведений, мастерски затеняя их практически до неузнаваемости. И такое нелицензированное использование других исполнителей не раз служило причиной судебных конфликтов.
Время выхода альбомов The Orb's Adventures Beyond The Ultraworld - 1991 г. в. (по сути, это непрерывная прогрессивная композиция, напоминающая двухчасовое психоделическое путешествие) и U.F.Orb - 1992 г. в. называют пиком популярности группы.
В июне 1992 года (уже после ухода Каути) сингл Blue Room из альбома U.F.Orb попал в британскую десятку лучших синглов (как самый длинный в истории чарта - 40 мин.) и обеспечил музыкантам участие в популярном тогда музыкальном шоу на телеканале ВВС.
Это выступление вошло в историю музыки. В музыкальной программе Алекс Петерсон и Крис Уэстон (второй участник группы) уселись играть в шахматы перед бассейном со стаей резвящихся дельфинов. На заднем плане три минуты играл сингл Blue Room. Название, кстати, неслучайно, оно отсылает к легендарной Синей комнате на базе вооружённых сил США, по слухам, являющейся с 1947 года местом хранения остатков настоящего НЛО.
В середине 90-х The ORB заинтересовались в Америке. В 1994 году успешно прошедшие гастроли были официально оформлены в виде двухчасового концертного альбома Live 93. Он содержит отрывки из выступлений в трёх городах разных стран.
Есть в активе орбов альбомы в сотрудничестве с Дэйвидом Гилмором из Pink Floyd, совместные проекты с легендами даба Lee Scratch Perry и Mad Professor и большое количество ремиксов на песни поп-звёзд первой величины.
Своё 25-летие (2016 год) The Orb отпраздновала полнометражной работой Adventures Beyond the Ultraworld, полностью исполнив дебютный альбом 1991 года на площадке в Лондоне.
В 2020 году The Orb выпускают 17-й студийный альбом The Abolition of The Royal Familia. По словам самого Алекса Патерсона, это лучший альбом, который группа когда-либо создавала: "Настоящий музыкальный калейдоскоп и чистый, волшебный бред".
В середине 90-х The ORB заинтересовались в Америке. В 1994 году успешно прошедшие гастроли были официально оформлены в виде двухчасового концертного альбома Live 93. Он содержит отрывки из выступлений в трёх городах разных стран.
Есть в активе орбов альбомы в сотрудничестве с Дэйвидом Гилмором из Pink Floyd, совместные проекты с легендами даба Lee Scratch Perry и Mad Professor и большое количество ремиксов на песни поп-звёзд первой величины.
Своё 25-летие (2016 год) The Orb отпраздновала полнометражной работой Adventures Beyond the Ultraworld, полностью исполнив дебютный альбом 1991 года на площадке в Лондоне.
В 2020 году The Orb выпускают 17-й студийный альбом The Abolition of The Royal Familia. По словам самого Алекса Патерсона, это лучший альбом, который группа когда-либо создавала: "Настоящий музыкальный калейдоскоп и чистый, волшебный бред".
Время скоротечно. Музыка остаётся с нами навсегда!
Все выпуски рубрики #МагияВинила можно найти здесь.
Все выпуски рубрики #МагияВинила можно найти здесь.
Автор: Антон Котов
Фото автора
Фото автора