"Я стукнутый поэт". Анна Воробьёва о стихах, дочери и вдохновении
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 30 ноября 2022, 19:08  •  печать

"Я стукнутый поэт". Анна Воробьёва о стихах, дочери и вдохновении

Сегодня в проекте #встречисавтором Анна Воробьёва. Уже много лет героиня создаёт и выражает смыслы спомощью с слова - как журналист и как поэт. Сейчас она работает в нашей редакции и освещает культурные события города. В интервью "Омск Здесь" Анна расскажет, как, по её мнению, обстоят дела с омской поэзией, что делать, если настиг творческий кризис, и в чём найти опору, когда в жизни начинается новый этап. 

- Сперва - три интересных факта о тебе?

- Первый: в полтора года ещё не умела читать, но знала наизусть "Федорино горе" и делала вид перед взрослыми, что читаю его. Второй: окуналась в ледяную прорубь на Крещение. И третий: три раза начинала посещать курсы по фотографии, но так и не научилась фотографировать, о чём жалею.

Фото: Егор Заливин- Теперь о поэзии. С чего начался твой путь в ней?

- В пять лет я написала стихотворение:

Настал наш день восьмое марта,

Весна стучится в двери к нам. 

И с праздником мы поздравляем

Родных, любимых, милых мам.

Первое же "взрослое" стихотворение я написала в 12. Я тогда насмотрелась работ Айвазовского - у нас дома был его альбом - вдохновилась и написала стихотворение о том, как я люблю мир, о том, что нужно беречь планету и избегать войн. С тех пор я пишу. 

Писала я довольно много, иногда это прям такая терапия - написал стихотворение и легче стало. Случались хорошие стихи, которые я до сих пор очень люблю, публикую и читаю. Но в полной мере ощущать себя как поэта, для которого просто необходимо высказываться через творчество, я начала чуть больше 5,5 лет назад. Я тогда познакомилась с двумя моими друзьями-певцами, они для меня пример того, как нужно быть верным себе и всегда творить. Они же мои музы, больше всего стихов посвящено им. Я начала писать по несколько стихотворений в день и поняла, что не мыслю себя без творчества. Я говорю, что я стукнутый поэт.

- Как ты думаешь, поэтический талант обязательно должен проявиться в юности или его можно обнаружить в себе в зрелом возрасте? Насколько в поэзии важен творческий и словесный опыт?

- Может быть, не всем понравится этот ответ, но я считаю, поэтический дар, если он есть, начинает проявляться в детстве, отрочестве, юности. Может, ранние стихи и несмелые, но они есть. Что касается опыта - важна начитанность, очень важна. Чтобы хорошо писать, нужно быть грамотным на автомате и обладать богатым словарным запасом. Нужно много в себя вобрать, чтобы потом отдать. А если говорить именно о творческом опыте... Знаете, с одной стороны, вроде бы чем больше пишешь, тем легче это даётся. С другой стороны, вот у меня сейчас творческий кризис и я не пишу, а читаю свои стихи 5-10-20-летней давности и думаю: "Как круто. Мне кажется, я разучилась так писать". Это всё довольно сложно и неоднозначно.

Фото: Оксана Данилова

- Что настраивает тебя на поэтический лад? Чем вдохновляешься? И вообще - насколько важно вдохновение для поэта?

- Меня может вдохновить всё что угодно. Чаще всего меня вдохновляют люди и чьё-то творчество. Раньше все мои стихи были автобиографичны, но потом я начала иногда описывать не свои, а чьи-то переживания, иногда стихи полностью фантазийны. Но всё же чаще я пишу о себе. О друзьях-музах я уже говорила, они просто неисчерпаемый источник вдохновения - даже не знаю, как так получается. Кроме того, меня очень вдохновляет кино и поэзия. Многие мои стихи были написаны, когда меня зацепила какая-то строчка других авторов, со стихами Веры Полозковой так несколько раз у меня было или современного поэта Антона Лаврентьева. Вдохновение важно. Причём бывают иногда моменты, когда мне кажется, что пишу вовсе не я, что строчки просто льются на меня откуда-то сверху, проходят через меня, а мне их нужно просто уловить и зафиксировать. Я аж задыхаюсь в такие моменты, настолько мощный идёт поток. Сейчас, повторюсь, у меня творческий кризис, я давно не пишу, нет вдохновения. Считаю, что лучше совсем не писать, чем писать плохо.

Фото: Татьяна Романенко

- Ранее ты говорила, что сейчас готовится пластический спектакль по твоим стихам. О чём он будет? Как родилась идея его создать?

- Как раз пока нет вдохновения писать, можно познакомить зрителя с тем, что я уже написала. Я давно хотела сделать спектакль, но идея соединить поэзию и пластику пришла в голову художнице Татьяне Жаровой. Нужно было найти того, кто всё это поставит. Тогда же я брала интервью у Ольги Горобчук, руководителя театра танцап "нОга". Это очень крутой театр, дважды номинант на "Золотую маску", а сама Ольга лауреат премии Евгения Панфилова. Поработать с ними - это просто мечта. Пользуясь служебным положением, я спросила Ольгу во время интервью, не хотела бы она поставить спектакль по моим стихам. Она ответила: "Присылайте". И потом больше чем полгода я её ждала, хотела работать только с ней. Дождалась, до сих пор своему счастью поверить не могу. По задумке Ольги мы начнём спектакль с моего первого "взрослого" стихотворения, написанного в 12 лет, и покажем моё развитие как поэта через года, с открытым финалом. Там будет около 12 стихотворений. Читать буду я сама, только первое стихотворение прочтёт маленькая девочка, актриса.

- Ты была в жюри поэтического чемпионата в Омске. Как оцениваешь литературное положение в нашем городе? Кому сейчас поэзия важнее - читателям или самим поэтам?

- Мне кажется, поэзия всегда важнее самим авторам, это способ высказаться. Плюс, судя по составу гостей на чемпионате, она важна другим поэтам - видимо, не только я вдохновляюсь чужим творчеством. Литературное положение в Омске неплохое. Есть сильные поэты. Обожаю Александра Галахова. Хорошие стихи пишут Илья Кащеев, Венера Ашпакова, Катя Лисс, Фатима Шахманова, Вика Заборских. Да много кто. Многие их ещё и читают хорошо, что очень важно.

Фото: Дара Березина

- Как ты считаешь, что вообще можно назвать поэзией? Всегда ли рифмованный текст - стихотворение?

- Рифма не главное. На мой взгляд, поэзию поэзией делают образы: чем более они живые, осязаемые, красивые, тем больше это поэзия. Проза тоже может быть поэтичной. А хорошей поэзию, на мой взгляд, делают образы неожиданные, новые. Если вы будете говорить о любви как об учащённом сердцебиении и блеске в глазах, это, конечно, всем знакомо и понятно, но не ново. Это слабая поэзия. А если вы изобретаете новые сравнения или даже слова, то она сильнее. Непревзойдённый мастер здесь Владимир Маяковский, чего только стоит "Облако в штанах" или "Флейта-позвоночник". Обожаю его. Из современников в этом очень хороша Вера Полозкова.

- Ты говорила, что ведёшь блог и там публикуешь свои стихи. Но многие авторы заводят себе паблики в ВК и так общаются с публикой. Почему ты не пользуешься этой площадкой?

- У меня есть группа Вконтакте, и раньше меня там активно читали и комментировали. Но потом я на несколько лет в принципе с ВК попрощалась. А когда начала вести там группу своего друга - вернулась, но мой паблик уже заглох. Его никто не читает, я его не раскручиваю и не пишу туда. Меня просто вполне устраивает мой блог в другой социальной сети. У меня там много неравнодушных читателей, их лайки и комментарии греют мне душу. Всё-таки, хоть я и пишу потому, что не могу не писать, обратная связь мне тоже очень важна.

- У тебя есть дочь, сейчас она учится в 11-м классе и скоро выйдет из-под твоего крыла. И, как мне кажется, в твоей жизни начнётся новый этап. Так ли это? Каким ты представляешь своё будущее?

- Это для меня больная тема. Дочь - главное, что есть у меня в жизни, я её бесконечно люблю. Я тяжело переживаю её взросление. Она становится самостоятельной, отрывается от меня, а я к этому совсем не готова, но понимаю, что должна отпустить. Поэтому так важна опора на что-то ещё. Для меня это работа, творчество и дружба. И моя собака, этот маленький комочек счастья неплохо скрашивает вечера, когда дочери нет дома. Вообще, я думаю, что мне нужно больше углубиться в творчество, в этом спасение.

Фото: Дара Березина Фото героя публикации

- Какие у тебя отношения с дочерью? Она гордится тобой?

- У нас с дочерью с её рождения отношения были замечательные, она всё время была со мной. Но когда случился переходный период, я была далеко, в Москве, а она в Омске с моей мамой. Отношения испортились. Мы потом очень долго их восстанавливали. Мне кажется, что восстановили, и я бесконечно их берегу. Сейчас они очень доверительные, мы подруги. Конечно, это сказывается на том, что она не всегда меня слушается. Я не могу что-то запретить без объяснений, не могу быть жёсткой. Но зато она всем со мной делится и у нас есть время только для нас двоих. Очень надеюсь, что она мной гордится, потому что я ею горжусь очень, она у меня добрая, умная, способная любить и иногда рождает такие мысли, которые мне и в голову не приходили. Но мои стихи она не читает, не поклонница поэзии.

- К чему ты стремишься на своём пути? Или у самурая нет цели?

- У меня есть мечты. Сейчас мечтаю, чтобы мой спектакль понравился зрителю, в январе буду усиленно над ним работать. Он пройдёт 21 января в Доме актёра. Потом я хочу начать писать не только стихи, но и прозу - идей много, но руки никак не доходят. Начну со сказок. Долгое время считала, что, чтобы писать сказки, нужен особый талант и у меня его нет, а потом вдруг как начали рождаться идеи - не остановить. Пишу ещё тексты песен, мечтаю, чтобы на них писали музыку и исполняли их. Один из моих друзей-муз уже написал песню на моё стихотворение, но она ещё не вышла в свет. А под конец жизни мечтаю жить в доме на берегу моря, море - моя большая любовь. Но сам путь для меня, как и для самурая, тоже очень важен. Это счастье - жить, творить, дышать, любить, быть благодарной и быть в моменте…

Фото: Игорь Гавар; из личного архива героини

Читайте также

Комментарии
Добавить свой