"Во мне огонь", - поэт Иван Грязнов о жгучей силе поэзии
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 23 ноября 2022, 18:42  •  печать

"Во мне огонь", - поэт Иван Грязнов о жгучей силе поэзии

Сегодня в проекте #встречисавтором поэт Иван Грязнов. Поэзия пришла в его жизнь как способ избыть свои чувства, когда ему было 14 лет. Сейчас, кроме поэтического творчества, он увлекается театром и спортом. В интервью "Омск Здесь" Иван рассказал, что для него важно в стихах, почему его тексты носят латинские названия и каким он представляет счастье.

- Что подтолкнуло тебя к выражению чувств через поэзию?

- Тяжбы и чувства, которые не с кем было обсудить. Дело в том, что написание стихов - это своего рода обряд со своим внутренним голосом. Ты находишь ответы на измучившие душу вопросы, отвечаешь ясностью и чёткостью на собственное волнение и переживание. И в тот момент, когда мои стихи отвечали волнением, переживаниями не только в моей голове - я полюбил поэзию, я полюбил писать. Потому что чувствовал свою беспомощность перед желанием помочь и поделиться прожитым, нажитым.

- Каким был твой первый текст?

- Он был полон глубины, которую я смог постичь только спустя время. Помню, как целую ночь я плакал (в буквальном смысле) и писал звенящие и постепенно возникающие в голове слова в блокнот. Помню, как слезы размывали чернила ручки и как я измученно искал слова. Я был вдохновлён искренностью, преисполнен желанием говорить. Я обращался постоянно к словарю, чтобы выверить каждое слово, чтобы выразить внутреннее. И на следующий день я принёс в школу этот стих, хотел поделиться этим, хоть и волновался жутко. Учительница русского языка, сказала, что не поняла ни строчки. У меня до сих пор сохранился этот стих.

Фото: Дмитрий КотенкоСозерцаю людей, бросив их в пропасть,
убиваю виновных, прислоняя к сердцу.
Не разделяю почесть и горесть,
ведь вся моя жизнь будет не к спеху.
 
Валы страсти, любви и влечения
будут гвенной висеть над глазницей.
Вера внутренне жжет мое кредо.
В копоти этой легко утопиться.
 
Эго смотрит глазами в небо,
но цепь превенцией держит у клетки.
Стены становятся все плотнее.
Ор туманит мои красные веки.
 
Старался в зеркале убить горе.
Выйти оттуда, где я потерялся.
В стене представлял кристальное море.
В поту ежедневно через час просыпался.
 
Пил кофе, пытался опомниться.
Бросал дело, ещё не начатое.
Злость, ненависть, горечь запомнится,
а меня вы забудете завтра же.
 

- Что для тебя важно в стихах?

- Слог, тембр слов, их звучание. Для меня примером всегда был Бродский. Его красноречие, плавучесть текста и смысл, который он выражает, - это апофеоз того, как выглядят стихи в звучании. И, самое важное, это чувства, смысл, возложенный перед словом. Умение выразить что-то сложнее простым языком, умение копать через образы глубже - это искусство. Есть ещё много того, что меня восхищает в поэзии, в её изобилии и разнообразии, но, наверное, это основные моменты, которые вызывают у меня ассоциации со словом "важно".

- Твои тексты полны нежности, но при этом в них - на контрасте - и много образов стихий, дикой природы, сравнений с дикими животными, иногда чувствуется вселенский холод и планетарные масштабы. Откуда эти образы в тебе? Какой из них самый близкий тебе и почему?

Фото: Елизавета Бессонова- Честно скажу, что и сам не знаю. Так работает моё ассоциативное мышление, так работает моя голова. Не скажу, что вижу в простоте что-то вселенское или наоборот. Мои мысли иногда складываются в картину, которую я описываю. Или я говорю от души и нахожу искомое в образах, всплывающих, подобно поплавкам. Вот вы, когда прикасаетесь к человеку, от которого замирает дыхание, о чём думаете? А что думает тот человек, которого вы касаетесь? Мир полон чувств и вещей, которые нам не получится понять. Лишь образы и сравнения могут поделиться теми эмоциями и чувствами, которые ты испытываешь глубоко внутри себя. Каждая наша эмоция подобна, но при этом она неоспорима и уникальна в своём роде. В ней целый мир. Во мне много противоречий, как и в любом из нас. Это прекрасно. Мой образ не един. Это могут быть и розы с камнями, которые я нашёл в баночке, может быть сумасшедшая вьюга с тёплым умиротворенным камином. Я живу противоречиями и тем, что не должно столкнуться друг с другом. Потому что я так чувствую жизнь.

- Какие культурные явления (книги, музыка, живопись, кино) вскормили тебя и сформировали эстетическое чувство?

- Несомненно, это литература. Классическая, вековая. Таривердиев очень сильно повлиял на моё восприятие прекрасного. Его композиция "Я такое дерево" на стихи Григория Поженяна очень сильно отозвалась во мне в своё время. Бродский. Я слушаю очень много классической музыки в исполнении молодых авторов, также музыку в жанре ambient или классический инструментал. Из кино могу выделить яркие и популярные драматичные картины, такие как "В погоне за счастьем", "Мальчик в полосатой рубашке" и многое другое. Об этом можно отдельно говорить и, мне кажется, что очень долго.

- У многих стихотворений латинские названия? Почему?

Фото: Пелагея Думская- Я по профессии ветеринар. Так сложилась жизнь. Хотя сам чувствую, что больше к публике, больше к театру. Но знание латыни, которую мы учили в институте, помогает мне лаконично давать окрас стихотворению. У меня был блок о любви, который я хотел закончить. Он весь на латыни.

- Ты сказал, что очень посредственно относишься к своему поэтическому таланту. Как думаешь, может ли иссякнуть творческий заряд, если его не подпитывать писательской практикой и упорным трудом в этой области?

- Да, определённо. Талант - это малая часть того, что дано человеку. Нужно развивать его, отдавать ему силы и время, иначе никак. Я виню себя за то, как мало могу отдать своему таланту. Со временем, а у меня были долгие паузы, ты снова почти что заново начинаешь ходить, когда другие научились летать.

- На каком месте в твоей жизни расположилась поэзия?

- Можно сказать, что в первой тройке. Это мой сеанс, моё нутро, которое я воспитываю. Это часть меня, которую я не смогу уже искоренить или убрать. Единственное, чего теперь хочется, - это развиваться.

- Когда я читала твои стихи, у меня сложилось впечатление, что ты печальный человек. Так ли это?

Фото: Дмитрий Котенко- Кто меня знает, никогда не скажет, что я печальный. Я очень жизнерадостный, искренний и добрый человек, который поможет всем, чем только можно. Во мне огонь, который я провожу по пути своей жизни и зажигаю другие огни. В этом весь я, в этом всё моё естество. А переживания, личные тяготы идут в письмо. Так проще, так легче.

- Каким представляешь себе счастье?

- У счастья нет определённой концепции, внешнего вида или конкретной вещи. Это твоё собственное состояние, состояние твоего внутреннего "Я". Нужно быть полноценным, чтобы быть счастливым. А это колоссальный труд. Но, если всё же нужно отвечать конкретно, то скажу, что в семье. В тёплой, большой и уютной семье. Также в реализации себя, в выполненных целях, в исполнении мечт.

- Как бы ты напутствовал ребят, которые только начинают писать стихи и выражать свои чувства с помощью искусства?

- Не бояться в первую очередь. Экспериментировать в выражении своих мыслей, читать. Неважно, кого, главное, чтобы нравилось, чтобы отзывалось. И делать заметки, писать хотя бы строчку о чём-либо. В дальнейшем это поможет выразить мысль, что преследовала.

А ещё пользоваться ресурсами: справочники, словари, специальные книги. Это правда помогает и расширяет словарный запас.

Фото: Даниил Пшеничный, Дмитрий Котенко, Елизавета Бессонова, Пелагея Думская

Читайте также