Создатель омского бренда одежды IZI Wear о моде, стильных омичах и ведении небольшого бизнеса.
Татьяна Эрбес:
Татьяна Эрбес производит впечатление скромного и жизнерадостного человека. Она ведёт бизнес, занимается дизайном, воспитывает сына, не жалуется на жизнь и всё успевает. А ещё она очень любит Омск. Мы встретились в одном из её любимых заведений и поговорили по душам.

- Расскажите немного о себе и своём бренде.

- Мне 31 год. Я мама, мне кажется, это моя главная роль в жизни. Я основатель омского локального бренда IZI Wear. Мы одними из первых начали делать оверсайзные - "большие" вещи непривычных форм. Где-то два с половиной года назад, когда мы только зашли на рынок, ещё мало кто понимал, как можно носить такие огромные вещи, да и тогда футера (ткань, из которой шьют в основном спортивные костюмы - прим. ред.) было немного. И поэтому мы практически сразу "выстрелили" в Омске. Первое время работали онлайн, потом решили, что нам нужно где-то продаваться офлайн. Тогда кроме "Точки" (концепт-стор омских производителей - прим. ред.) вариантов больше и не было. Там мы представлены больше двух лет.
- Что такое для вас мода и чем от неё отличается стиль?

- Всё, в принципе, уже придумано давно, просто вещи как-то иначе интерпретируются и снова и снова входят в моду. Мода - это что-то цикличное, периодически всплывающее. А стиль - это, я думаю, что-то врождённое, талант, дар человека красиво одеваться, знать, что лично ему подходит, умение через внешний вид отразить себя, свою душу, свою личность, мироощущение. Поэтому стиль для меня гораздо важнее, чем мода.

Кстати, когда я создаю новые коллекции, я практически ничего не подсматриваю у других. Раньше я пыталась следить за брендами, которые мне нравятся, но потом поняла, что в таком случае велик соблазн что-то повторить, возникает ощущение, что полёта фантазии не случается. Я люблю рисковать, всматриваться вглубь себя - тогда результат приносит удовольствие. Для меня очень важно делать что-то новое для самой себя, а не "маскировать" чужие идеи под свои. То есть я за модой не слежу.
- Как вы считаете, в Омске много стильных людей?

- С каждым годом всё больше и больше. У нас есть классные лидеры мнений, инфлюэнсеры, блогеры, такие как Ульяна Исаенко, Лина Петрова, Лена Гузаирова и многие другие, задающие какие-то тренды, глядя на которых ты вдохновляешься и хочешь выглядеть как-то интересно, ярко, черпаешь какие-то идеи. Я считаю, что Омск - очень модный город. Именно поэтому очень хорошо развивается наша сфера, всё больше и больше в Омске классных локальных брендов. Когда мы открывались, их было мало, а сейчас у нас здоровая конкуренция.

- Чем отличаются омские бренды одежды или все чем-то похожи?

- Все разные, у каждого своя концепция, много дизайнерских решений, обеспечивающих непохожесть друг на друга.
- В Омске хорошо покупают одежду локальных брендов?

- Раньше сталкивались с тем, что человек заходит в магазин, слышит, что здесь продают омские бренды и говорит: "Ой, нет". У людей было почему-то ощущение, что закупленные где-то китайские или турецкие вещи, которые подняли в два раза в цене и продают в каком-то шоу-руме, куда лучше, чем то, что создали "дизайнеры-самозванцы" из Омска. Постепенно всё изменилось, и опять же за счёт лидеров мнений. Люди увидели, что в Омске умеют делать хорошие вещи, тогда и психология начала меняться.

- А как в современных реалиях, когда из России ушли многие бренды, складывается ситуация?

- Когда ушёл почти весь масс-маркет, ниша опустела, конечно, всё очень сильно изменилось. Для нас это серьёзный этап развития. Сначала мы все испугались, например, когда говорили, что закроют "Инстаграм" (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России), нам казалось это концом всего, потому что у нас продаж было больше всего онлайн. Сейчас офлайн снова встал во главу всего, и когда ушли привычные бренды, люди стали искать, где одеваться. И вот здесь покупатели были приятно удивлены тем, что, оказывается, в Омске есть из чего выбрать. Возможно, по уровню узнаваемости и масштаба у нас нет игроков, которых можно поставить в один ряд с какими-то флагманами из Москвы, даже Екатеринбурга, Питера. У нас нет такого "локального гиганта". Но у нас есть очень много качественных производителей, и, думаю, сейчас хорошее время, чтобы вкладывать силы в свой бренд, улучшать продукт, переупаковывать его и развиваться.
- Как происходит ценообразование у локальных брендов? Почему вещи стоят дороже, чем из масс-маркета?

- Потому что у локального бренда гораздо выше себестоимость. Штучный отшив и маленькие партии ткани будут стоить гораздо дороже, чем оптовый закуп и массовое производство на собственных фабриках.

Но у хорошего локального бренда часто выше качество. Потому что маленькие объёмы производства - это возможность отследить качество каждого носка, каждых трусиков, каждой маечки. Если человек серьёзно относится к своему делу, и если он производит вещи, которые он сам придумал, плюс продаёт их от своего лица - он, конечно, всё очень тщательно проверяет. Ведь, по сути, каждый второй покупатель может прийти к тебе на страницу в соцсетях, в мастерскую или даже домой и высказать претензии в случае чего.
- Какая команда работает у вас над созданием бренда?

- У нас очень маленькая команда. Есть производство, где работают четыре человека, есть я, и есть менеджер. Это все люди, которые делают от и до всю работу.

- Дизайном занимаетесь вы?

- Да, только я.

- Трудно быть и дизайнером, и бизнесвумен одновременно?

- Я не считаю себя бизнесвумен.
- Ну вы же в этой маленькой команде главная. Что вам ближе, быть дизайнером или управлять бизнесом?

- Быть дизайнером. Но на самом деле я стараюсь балансировать. Я никогда не рассказываю какие-то "ванильные" истории о том, что бренд для меня - это в первую очередь "выразить себя", "запомниться". Для меня это бизнес - способ зарабатывать деньги. Если бизнес не приносит деньги, нужно что-то менять, делегировать какие-то важные моменты, связанные с развитием, с маркетингом, либо закрываться. Для меня мой бренд с самого начала стал способом выживать. То есть это была история не про то, что я сидела, мне было нечем заняться, и муж такой говорит: "Давай откроем бренд. Что ты сидишь?" - дал мне денег, и я пошла чем-то заниматься, лишь бы глаза не мозолить. Мне кажется, это изначально схема, ведущая в никуда. Очень много знаю таких историй. Когда у человека есть право на ошибку, он не будет так взбивать сливки в масло, как в притче про лягушку, чтобы не захлебнуться и выбраться из кувшина. Как это делала я в своё время. Когда я развелась, у меня не было средств к существованию, продавалась квартира, был раздел имущества, двухлетний ребёнок на руках, который не ходит в сад, и я просто не знала, как быть. Я искала себе дело, которое бы приносило доход. Я всегда про это говорю, потому не считаю, что это стыдно. Я заточена на деньги.

Но в то же время, деньги можно заработать иначе. Можно делать дешёвый продукт, какой-то супер простой, базовый, понятный большинству, тупо модный в сезоне, запустить его на Wildberries. Многие так делают, запустили, например, брюки-карго как в каком-то дорогом бренде, сделали их дешевле, поставили на маркетплейс и зарабатывают. Если цель только деньги.

Я стараюсь держать баланс. Для меня важны деньги, поэтому я много уделяю времени маркетингу, постоянно слежу за другими брендами, именно в плане развития, что они предпринимают, у меня есть хорошие примеры руководителей, много есть тех, с кем я могу посоветоваться. И в то же время для меня очень важен продукт, его репутация, индивидуальность. Изначально у меня таких амбиций не было: экономически выгодная схемаonesize, не нужно отшивать много разных партий, строить разные лекала, это же всё деньги, которых у меня не было. В начале пути у нас были самые примитивные модели: просто шили по одним лекалам костюмы в пяти цветах и умудрились так стартануть. Через какое-то время мне уже было стыдно за такой подход, за такую недостаточную амбицию в начале пути, хотя я её понимаю. Ведь у меня нет специального образования, я не дизайнер, не конструктор, я никогда особо не интересовалась модой, у меня нет зацикленности на внешнем виде, я всегда любила что-то простое, удобное, то, что мне идёт, в чём мне комфортно. Поэтому тогда было так. А потом пришёл фокус на сам продукт. Мне стало важно делать новое, экспериментировать. Но в то же время в рамках нашей изначальной концепции - мы хотим быть брендом для всех. Я экономила на многих вещах, чтобы оставаться доступным брендом.
- На каких, например?

- Да почти на всём, кроме тканей. На тканях и качестве отшива экономить опасно. Но знаете, у некоторых брендов есть собственные ароматы, какая-то специальная бумага, фирменные коробки. На это всё я всегда жалела денег, - не своих, а потребителей. Мне было важно, чтобы мою продукцию могла купить мамочка в декрете, студентка, бабушка. И в то же время, чтобы её купил человек, который может позволить себе всё, что угодно, а выберет нас. Но сейчас IZI Wear будет меняться: я больше не хочу, чтобы мой бренд был тем, который каждый может себе позволить, я хочу, чтобы он был тем, который каждый будет мечтать купить. Для этого мы сейчас доводим до совершенства качество, упаковку и очень много внимания будем уделять позиционированию.

Вот так я балансирую. Кто-то говорит, что я очень хороший маркетолог, потому что очень мало у меня было промахов. Я человек, который не сливает деньги впустую, я не люблю рисковать деньгами. А кто-то считает, что я больше дизайнер, который реально может сделать что-то уникальное.

В будущем я бы хотела делегировать аспекты, касающиеся развития, потому что я не мыслю системно, я не аналитик. Во мне как руководителе есть много недостатков, поэтому я бы хотела в дальнейшем заниматься тем, что больше всего люблю, и быть эффективной в этом, что-то создавать - это то, что мне очень много даёт ресурса.
- Какие проблемы есть у маленького локального бизнеса в большом провинциальном городе?

- Я вообще не вижу никаких проблем в развитии в Омске, не вижу различий по сравнению со столичными городами. Я считаю, что ниша настолько незаполненная, что возможности для развития брендов сейчас везде.

Единственное, чего мне всегда не хватает в Омске, - вообще нет тканей. Нет оптового представителя, у которого можно по адекватной цене купить хорошую ткань. Есть магазины тканей, где куча всего по огромной (только по розничной) цене и в маленьком количестве. В Москве (да и практически во всех крупных городах) есть огромные склады, где можно рулонами по адекватной цене покупать ткань, которую ты можешь потрогать, выбрать, попробовать. В Омске этого нет. Абсолютно пустая ниша. Если кто-то хочет сделать хорошей бизнес, просто найдите поставщика в Турции, Китае, где-то ещё, возите сюда фурами ткань и продавайте её нам рулонами (смеётся). Это единственная преграда в Омске. В остальном вот всё у нас есть: и спрос, и модные люди, и деньги, и специалисты прекрасные, у которых можно отшивать и маленькие, и большие партии, и вязать у нас можно, и вышивать. В принципе создать крутой продукт и упаковать его в Омске можно и продать можно.
- Кто из омичей вас вдохновляет и почему?

- Меня вдохновляют люди, которые много внимания уделяют сервису. Потому что хорошего продукта очень много, но брендов, к которым хочется быть причастным, о которых хочется рассказать, мало. Конечно, сразу приходит на ум Виктор Скуратов, потому что это сервис невероятный, чёткость, качество, правильное позиционирование. Или "Одно вино", например, - я люблю, когда места имеют свою направленность. Я не люблю заведения, где есть и пельмени, и беляши, и десерты, и детское меню, и детская комната, и кальян. Мне нравятся те, кто не боятся "специализироваться", придерживаются определённого стиля и не пытаются угодить всем. Так же и с брендами: все, кто умеет донести свою айдентику, не пытаются понравиться во что бы то ни стало, а гнут свою линию и делают это на высочайшем уровне, узконаправлено, но лучше всех, такие люди и такие продукты мне нравятся. Их очень мало у нас в Омске, но есть.

Ещё я очень восхищаюсь своими подругами. Это Лина Петрова, которая делает, на мой вкус, украшения совершенно со своей айдентикой. Она их рисует и собирает своими руками, это абсолютнейшее творчество, и на выходе - украшения, которые хочет носить. Это Алиса Кутузова, у которой своя ногтевая студия. Крутая атмосфера, всё как-то по душе, с заботой о людях, во всём чувствуется её рука, всё красиво. В таких местах ты сразу чувствуешь себя особенной. Это Ульяна Исаенко, которая умеет создавать какие-то невероятные образы, делать классные, стильные съёмки, удивлять, задавать тренды.
- А за что вы любите Омск?

- Ой, я считаю, у нас очень красивый город, невероятно красивый. Раньше я жила на левом берегу, на самом его краю, и всегда думала, как бы было круто куда-то переехать. Вот прям сильно ругала свой город, потому что выходила и видела серые улицы, из "развлечений" только "Магнит" и "Красное и белое". Потом, когда я переехала на Иртышскую набережную и начала работать в центре, я поняла, что Омск очень классный город и жить в нём можно хорошо: и работать, и развлекаться, и вкусно поесть, и погулять. И люди здесь классные. У нас есть абсолютно всё для счастья: я вообще очень люблю Омск.

- Есть любимые места в Омске?

- Набережная Тухачевского, вот эти здания небольшие, красивые. Люблю очень исторический центр, где старые дома - на улицах Маркса и Ленина. Конечно, набережная, мне очень нравится по ней ходить на работу пешком.
- Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать человек, который занимается дизайном одежды?

- Наверное, у него должен быть хороший вкус. Он должен быть дисциплинированным. У него может быть очень много идей, путей развития, но если у него нет дисциплинированности, и он всё время откладывает дела и идеи на завтра, развития не будет. Он должен системно мыслить, уметь налаживать контакт в команде, коммуницировать.

- А какие черты вам в принципе нравятся в людях?

- В первую очередь доброта. Искренность. Мне нравятся прямолинейные люди, я очень хорошо чувствую фальшь, никогда не схожусь с такими людьми. Я люблю целеустремлённых, амбициозных людей. Мне важно уважать человека за его стремления и действия. Люблю отзывчивых людей. Люблю стильных.

- Что для вас главное в жизни?

- Надеюсь, мой психолог этого не прочтёт (смеётся). Для меня главное в жизни - это мой сын.
Автор: Анна Воробьёва
Фото: Илья Петров, Татьяна Эрбес, Ольга Игнатенко