Большое поле для воображения.
Автор: Анна Воробьёва
Топ-5 чёрно-белых фильмов от Таси Филиной
Киновед Тася Филина рассказала о самых сильных, по её мнению, чёрно-белых картинах.
В День просмотра чёрно-белых фильмов, который отмечают 10 ноября, мы попросили фотохудожника и киноведа Тасю Филину сделать для нас подборку старого кино. Она выбрала фильмы с 1929 по 1986 год и коротко рассказала о каждом из них.
- Чёрно-белый фильм подобен ажуру тюли, через который мы смотрим на мир, - говорит Тася Филина. - В те времена, что я предложу вам заглянуть, уже существуют процессы симулирующие цвет, громоздкие, затратные технологии, примитивно окрашивающие реальность. Но многие режиссёры по-прежнему обращаются к чёрно-белому кино.
Фото: Елизавета Медведева
"Человек с киноаппаратом" (0+)
Прежде чем начнётся работа с цветом, идёт работа с формой и содержанием внутри кадра. Вашему взгляду предлагается виртуозный, полностью визуальный и бессловесный киноэксперимент от гуру документального кинематографа Дзиги Ветрова. "Человек с киноаппаратом" - упражнения в прекрасном. Ни стихии, ни обстоятельства не остановят человека, стремящегося проявить и запечатлеть. Самая главная стихия, которая преодолевает всё, - это сам человек и его глаз, фиксация которого на мире, делает этот мир реальным и зримым.
Скриншот из фильма "Человек с киноаппаратом", 1929 год, производство ВУФКУ, Режиссёр Дзига Вертов
"Гражданин Кейн" (12+)
Жорж Садуль назвал этот фильм сборником старых киноприёмов. Ну и пусть! От этого фильм совсем не стал плохим и является одой всем технологиям до 40-х.
Орсен Уэллс, человек ярчайших амбиций и таланта, снял фильм и себя в фильме.
Прорабатывая символы и светотени, Орсен усложняет кинофильмы, он делает работу зрения трудоёмкой. В фильме работает задний и передний планы, соответственно, Орсен увеличивает контекстуальную нагрузку на зрителя. И фильм кажется весьма непростым.
Орсен Уэллс, человек ярчайших амбиций и таланта, снял фильм и себя в фильме.
Прорабатывая символы и светотени, Орсен усложняет кинофильмы, он делает работу зрения трудоёмкой. В фильме работает задний и передний планы, соответственно, Орсен увеличивает контекстуальную нагрузку на зрителя. И фильм кажется весьма непростым.
Скриншот из фильма "Гражданин Кейн", 1941 год, производство RKO Radio Pictures Mercury Productions, Режиссёр Орсон Уэллс
"Летят журавли" (12+)
Это не только о параллельном времени, где всё повторяется и переоценивается. Это эстетика от первого до последнего кадра. "Оттепель" проявляется в том, что человек становится уже не монументальным и стойким, а хрупким и слабым. Операторская работа Сергея Урусевского ветром врывается в пыльные театральные картины конца 50-х, это русский авангард по-новому, по-поэтическому. Здесь мы видим ракурсную съёмку Урусевского, которая досталась ему от его мастера Александра Родченко.
Скриншот из фильма "Летят журавли", 1957 год, производство Киностудия «Мосфильм»,
Режиссёр Михаил Калатозов
Режиссёр Михаил Калатозов
"Ночь" (16+)
Если кто-то и смог передать невозможность брака, ощущение пустоты и незримых стен, так это Микеланджело Антониони. Центральный фильм трилогии отчуждения "Ночь" не имеет итальянского темперамента, не наполнен шумом и играми. Если только этой игрой не является симуляция жизни. Пропасть между героями проговаривается в глубокой градации серых оттенков и фактур.
Скриншот из фильма "Ночь", 1961 год, производство Nepi, Silva, Sofitedip,
Режиссёр Микеланджело Антониони
Режиссёр Микеланджело Антониони
"Голова-ластик " (18+)
Не всем по карману была цветная плёнка даже в 70-х. А может она и не нужна была?
Артхаусное явление, раскроившее полотно авторского кинематографа, дебютный фильм мастера ирреальности Дэвида Кита Линча "Голова-ластик" шокирует и расширяет кругозор. Вот где монохром добавляет стиля, вот где градация тьмы начинает формироваться в буквальном смысле. Юный Линч, ещё учась на втором курсе академии искусств, принципиально знал, что хотел получить в результате. За что так и любим Кубриком, за что так ценится зрителями. Необычный, жуткий, с великолепной игрой Джека Нэнса "Голова-ластик" заставляет цепенеть, морщиться и вглядываться. Не померещилось ли? В текстурах, созданных Дэвидом, застревал далеко не один человек…
Артхаусное явление, раскроившее полотно авторского кинематографа, дебютный фильм мастера ирреальности Дэвида Кита Линча "Голова-ластик" шокирует и расширяет кругозор. Вот где монохром добавляет стиля, вот где градация тьмы начинает формироваться в буквальном смысле. Юный Линч, ещё учась на втором курсе академии искусств, принципиально знал, что хотел получить в результате. За что так и любим Кубриком, за что так ценится зрителями. Необычный, жуткий, с великолепной игрой Джека Нэнса "Голова-ластик" заставляет цепенеть, морщиться и вглядываться. Не померещилось ли? В текстурах, созданных Дэвидом, застревал далеко не один человек…
Скриншот из фильма "Голова-ластик", 1978 год, производство Производство Дэвида Линча при сотрудничестве The American Film Institute и Center for Advanced Film Studies, Режиссёр Дэвид Линч
"Вне закона" (16+)
А здесь уже про осознанный выбор чёрно-белого, читайте, поэтического и фольклорного изображения. 1986 год, и кинопленка во всеобщей доступности, но только Джиму Джармушу это неважно. Он обходит цвета стороной. "Вне закона", а грамотнее произнести "Вниз по закону", соткан из красивых, геометрических и не очень композиций. Робби Мюллер - оператор, который позже будет снимать для Ларса фон Триера, не работает в этом фильме с планами внутри кадра, он показывает пространство, в котором находятся герои, заколдованные леса и поля. Причём в особой манере существуют все персонажи и фильмы Джармуша - в системе вечного тревеллинга и как метода съёмки, и как метода поиска себя (тревеллинг - метод съёмки движущейся кинокамерой, при котором угол между осью объектива и плоскостью объекта остаётся неизменным - прим. ред.). Джармуш осознанно убирает цвет, он делает его не зримым, а ощутимым - вам же остаётся большое поле для воображения.
Скриншот из фильма "Вне закона", 1961 год, производство PolyGram Filmed Entertainment,
Режиссёр Джим Джармуш
Режиссёр Джим Джармуш