Большое поле для воображения.
Автор: Анна Воробьёва
Топ-5 чёрно-белых фильмов от Таси Филиной
Киновед Тася Филина рассказала о самых сильных, по её мнению, чёрно-белых картинах.
В День просмотра чёрно-белых фильмов, который отмечают 10 ноября, мы попросили фотохудожника и киноведа Тасю Филину сделать для нас подборку старого кино. Она выбрала фильмы с 1929 по 1986 год и коротко рассказала о каждом из них.
- Чёрно-белый фильм подобен ажуру тюли, через который мы смотрим на мир, - говорит Тася Филина. - В те времена, что я предложу вам заглянуть, уже существуют процессы симулирующие цвет, громоздкие, затратные технологии, примитивно окрашивающие реальность. Но многие режиссёры по-прежнему обращаются к чёрно-белому кино.
Фото: Елизавета Медведева
"Человек с киноаппаратом" (0+)
Прежде чем начнётся работа с цветом, идёт работа с формой и содержанием внутри кадра. Вашему взгляду предлагается виртуозный, полностью визуальный и бессловесный киноэксперимент от гуру документального кинематографа Дзиги Ветрова. "Человек с киноаппаратом" - упражнения в прекрасном. Ни стихии, ни обстоятельства не остановят человека, стремящегося проявить и запечатлеть. Самая главная стихия, которая преодолевает всё, - это сам человек и его глаз, фиксация которого на мире, делает этот мир реальным и зримым.
Скриншот из фильма "Человек с киноаппаратом", 1929 год, производство ВУФКУ, Режиссёр Дзига Вертов
"Гражданин Кейн" (12+)
Жорж Садуль назвал этот фильм сборником старых киноприёмов. Ну и пусть! От этого фильм совсем не стал плохим и является одой всем технологиям до 40-х.

Орсен Уэллс, человек ярчайших амбиций и таланта, снял фильм и себя в фильме.

Прорабатывая символы и светотени, Орсен усложняет кинофильмы, он делает работу зрения трудоёмкой. В фильме работает задний и передний планы, соответственно, Орсен увеличивает контекстуальную нагрузку на зрителя. И фильм кажется весьма непростым.
Скриншот из фильма "Гражданин Кейн", 1941 год, производство RKO Radio Pictures Mercury Productions, Режиссёр Орсон Уэллс
"Летят журавли" (12+)
Это не только о параллельном времени, где всё повторяется и переоценивается. Это эстетика от первого до последнего кадра. "Оттепель" проявляется в том, что человек становится уже не монументальным и стойким, а хрупким и слабым. Операторская работа Сергея Урусевского ветром врывается в пыльные театральные картины конца 50-х, это русский авангард по-новому, по-поэтическому. Здесь мы видим ракурсную съёмку Урусевского, которая досталась ему от его мастера Александра Родченко.
Скриншот из фильма "Летят журавли", 1957 год, производство Киностудия «Мосфильм»,
Режиссёр Михаил Калатозов
"Ночь" (16+)
Если кто-то и смог передать невозможность брака, ощущение пустоты и незримых стен, так это Микеланджело Антониони. Центральный фильм трилогии отчуждения "Ночь" не имеет итальянского темперамента, не наполнен шумом и играми. Если только этой игрой не является симуляция жизни. Пропасть между героями проговаривается в глубокой градации серых оттенков и фактур.
Скриншот из фильма "Ночь", 1961 год, производство Nepi, Silva, Sofitedip,
Режиссёр Микеланджело Антониони
"Голова-ластик " (18+)
Не всем по карману была цветная плёнка даже в 70-х. А может она и не нужна была?

Артхаусное явление, раскроившее полотно авторского кинематографа, дебютный фильм мастера ирреальности Дэвида Кита Линча "Голова-ластик" шокирует и расширяет кругозор. Вот где монохром добавляет стиля, вот где градация тьмы начинает формироваться в буквальном смысле. Юный Линч, ещё учась на втором курсе академии искусств, принципиально знал, что хотел получить в результате. За что так и любим Кубриком, за что так ценится зрителями. Необычный, жуткий, с великолепной игрой Джека Нэнса "Голова-ластик" заставляет цепенеть, морщиться и вглядываться. Не померещилось ли? В текстурах, созданных Дэвидом, застревал далеко не один человек…
Скриншот из фильма "Голова-ластик", 1978 год, производство Производство Дэвида Линча при сотрудничестве The American Film Institute и Center for Advanced Film Studies, Режиссёр Дэвид Линч
"Вне закона" (16+)
А здесь уже про осознанный выбор чёрно-белого, читайте, поэтического и фольклорного изображения. 1986 год, и кинопленка во всеобщей доступности, но только Джиму Джармушу это неважно. Он обходит цвета стороной. "Вне закона", а грамотнее произнести "Вниз по закону", соткан из красивых, геометрических и не очень композиций. Робби Мюллер - оператор, который позже будет снимать для Ларса фон Триера, не работает в этом фильме с планами внутри кадра, он показывает пространство, в котором находятся герои, заколдованные леса и поля. Причём в особой манере существуют все персонажи и фильмы Джармуша - в системе вечного тревеллинга и как метода съёмки, и как метода поиска себя (тревеллинг - метод съёмки движущейся кинокамерой, при котором угол между осью объектива и плоскостью объекта остаётся неизменным - прим. ред.). Джармуш осознанно убирает цвет, он делает его не зримым, а ощутимым - вам же остаётся большое поле для воображения.
Скриншот из фильма "Вне закона", 1961 год, производство PolyGram Filmed Entertainment,
Режиссёр Джим Джармуш