"Писать, чтобы жить всегда" - юный прозаик Егор Арестов о первых шагах в литературе
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  9 ноября 2022, 18:40  •  печать

"Писать, чтобы жить всегда" - юный прозаик Егор Арестов о первых шагах в литературе

Сегодня в проекте #встречисавтором молодой литератор Егор Арестов. Он учится в 11 классе общеобразовательной школы и увлекается писательской деятельностью. В интервью "Омск Здесь" Егор расскажет о том, кто повлиял на его увлечение искусством и литературой, зачем читать книги и почему страшно умирать. А в нашем видео он прочтёт свой рассказ "Ночь".

- Ты увлёкся писательством 2 года назад. Что тогда случилось, что подтолкнуло тебя к творчеству?

- Всё это началось ещё задолго до того, как я захотел стать писателем. Много чего сложилось в пользу творческой деятельности. У меня отец, скажем так, герой-романтик. И вот много я от него слышал интересных монологов в стиле Семёна Захарыча Мармеладова. И там стихи звучали часто (к искусству он близок). Он мне какой-то трагизм передал, если так можно сказать, и ощущение исключительности собственной. О силе фамилии много всегда говорил. А дедушка мой по папиной линии всё время советовал читать классику. Уже другим тоном, конечно. И сам читал постоянно. Достоевского, Толстого. Ну он другая личность, не то, что отец. Он рабочий человек был, но всегда меня тянул в сторону искусства: книги, художка, музыкалка. А я только книгами занялся.

Потом в школе уроки литературы оказали на меня, уже и без того "подмасленного", большое влияние. Сначала сами уроки, только потом литература. За это спасибо моей школьной учительнице, которую я ценю невероятно, с которой и вне школы поддерживаю общение. Я всегда любил растекаться мыслью по древу, и поэтому слова "в литературе нет неправильных ответов" сразу зажгли мне глаза. Я уж не говорю о том, что Татьяна Ивановна (имя учительницы) очень интересно этот урок ведёт и весьма глубоко нас заводит (уж для школьной программы точно).

Вот таким образом я пришёл к тому, что литературой вообще увлёкся. И, учитывая все эти факторы, неудивительно, что в 14 лет (примерно 3 года назад) я решил вести дневник. Писал год, а потом вдруг прочитал гоголевский "Портрет", сильно вдохновился и захотел взяться за что-то серьёзное. Начал писать о том, что видел. И сразу роман, который забросил, конечно, через три месяца. И потом уже писал только рассказы. Стихи, кстати, начались тогда же, когда роман. Вовремя возникнувшая влюблённость подтолкнула. Ну это то, как я все события своей жизни интерпретирую.

- На каких писателей равняешься?

- Да, пожалуй, ни на каких. Но я недавно заметил какое-то родство с Куприным. Я его читаю и чувствую, что я это мог бы написать. Может быть, подсознательно читательский опыт отражается в моих работах, но подражать я никому не пытаюсь.

- О чём вообще пишется молодому автору? Что хочется донести до читателя?

- Если говорить о молодом авторе вообще, то я не знаю. Все ведь разные. Мне хочется писать о личном, о душе. Донести, пожалуй, ничего не хочется. Пока что я лишь размышляю вместе с читателем. Поэтому, если он поддержит диалог, то я уже добился того, чего хотел. А итоги диалога - это другое дело. Хочется, чтобы читатель проникался, сочувствовал (или самому в работах сочувствовать) и тоже размышлял.

- У тебя есть паблик в ВК, где ты публикуешь свои тексты. Это помогает продвигать своё творчество? Какие вообще сейчас возможности у молодых авторов заявить о себе?

- Соцсети, конечно, помогают продвигаться. И возможностей заявить о себе уйма. Но одно дело заявить, другое - докричаться. И вот я не знаю: либо через наш информационный поток людям пробиться сложно, либо замечают только самых мастеровитых. Хочется верить во второе.

- Сейчас бытует мнение, что молодёжь не читает. Что происходит с твоим кругом общения, есть ли в нём читатели? И нужно ли вообще читать книги?

- Я не могу сказать насчёт моего круга общения. В моём кругу очень люди разные, и они далеко не читатели. Что сейчас происходит? Мне почему-то кажется, что всё хорошо. Но это нужно изучать - я себя этим не утруждал особо. А почему важно читать - в какой-то степени об этом мой рассказ. Но точный ответ я не могу дать. Как минимум сейчас. Может, для нравственного и эстетического воспитания. Но тут уже встаёт вопрос: зачем? Что дальше после этого?

- Чем ещё увлекаешься?

- Увлекаюсь игрой на гитаре и китайским чаем. Я даже горжусь тем, что мне ничего, кроме чая и струн, не нужно! Ну это если понимать под увлечением активность. То есть чай я пью, изучаю как могу, покупаю посуду; на гитаре я совершенствую технику игры. Если же говорить вообще, то люблю любое искусство. Но я смотрю на него своим взглядом, вглубь не захожу, то есть в основы того или иного вида искусства. Это, конечно, не касается литературы.

- Твой самый главный страх?

- Вообще, наверно, всё моё творчество основано на желании бессмертия. Главный страх - это смерть. Страшно стать мелкотравчатым автором. Смерть страшна, потому что ничего больше нет, ты умер и всё. Очень хочется верить в бога. Но пока что не верится, что там есть что-то ещё. Страшно, потому что жить хорошо. Умирать - а что там будет? Поэтому хочется писать, чтобы жить всегда.

- Самое тёплое воспоминание из детства?

- Не могу вспомнить что-то одно. Только образы трёх квартир. Бабушки, дедушки, родители. "Мальчику полнеба подарили". С природой я много взаимодействовал. По реке на лыжах зимой и на лодке летом, в походы с бабушкой по дачным прериям, с отцом кроссы по лесу, да вообще так много всего было, что в интервью не поместится. И много было хорошего, что было по отношению ко мне, "потому что все меня любили", так и хочется цитировать. Другое дело то, что происходило вокруг.

- Какие планы на литературном поприще и в целом на жизнь?

- Не заглядывал так далеко и не хочу заглядывать. Я сам до конца не знаю, чего хочу. Писать и совершенствоваться, любить - только это ясно. Две эти вещи - искусство и любовь - наполняют мою жизнь хоть каким-то смыслом. А остальное кажется мелким перед смертью. Я не имею в виду, что всё остальное ничтожно, нет! Все нужны, всё нужно, конечно! Но для меня только эти вещи "выше сытости". Помимо того, что я просто люблю искусство, это ещё и некое стремление к бессмертию для меня. И хоть смерти мне не избегнуть, но жить лучше получится. По крайней мере, мне так сейчас кажется.

Фото предоставлено героем публикации

Читайте также