О чём говорят "Коромысли"? Рассказываем о спектакле-номинанте "Золотой маски"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  9 ноября 2022, 17:58  •  печать

О чём говорят "Коромысли"? Рассказываем о спектакле-номинанте "Золотой маски"

"Омск Здесь" побывал на аудиальном перформансе Новосибирской лаборатории современного искусства.

Фестиваль "Золотая Маска" в этом ноябре в одиннадцатый раз представляет программу в Омске. На сценах Омского академического театра драмы - спектакли театров Новосибирска, номинированные на национальную театральную премию в 2022 году. Один из них - аудиальный перформанс в двух частях "Коромысли" (18+) от молодого режиссёра Полины Кардымон и этнопродюсера Елизаветы Тюгаевой.

Дилогия "Коромысли" и "[Сыра земля] Коромысли. Глава 2" Новосибирской лаборатории современного искусства - спектакль-высказывание на тему русского фольклора. В первой части перформанса актрисы задают аудитории вопросы: что мы знаем о народных песнях и традициях и почему наши будничные представления зачастую ошибочны? Этот диалог со зрителями строится без слов - три актрисы (за исключением одной сцены, где неожиданно появляется четвёртая) в темноте, в чёрной одежде поют народные песни, а их размышления о традиционной культуре отображаются за спиной каждой на экране.

Девушки поют не "Калинку-Малинку" или "Во поле берёза стояла". Это не те песни, которые обычно пели наши предки. В "Коромыслях" звучат песни традиционные, их пели не для развлечения, а с определённой целью - защищали себя от чужого зла или "выпевали" собственное горе.

Звучание этих песен сегодня для нас непривычно - аутентичное исполнение без музыки и отбивания ритма ближе нашим прабабушкам. Однако актрисы тут же доказывают, что не такие уж эти песни далекие, если добавить к ним современное музыкальное сопровождение и речитативы.

В конце перформанса зрителям предлагают спеть или "промычать" последнюю песню вместе с актрисами. Сидящие в зале присоединяются к девушкам и сразу понимают (или достают из глубин генетической памяти), какие слова и мотив у композиции. Происходит катарсис, ощущаешь исцеление и освобождающую энергию, которые дарила песня нашим предкам.

Вторая глава перформанса "Коромысли. [Сыра земля]" по форме похожа на первую, только на сцене уже четыре актрисы, а все песни объединяет одна тема - тема смерти. Актрисы поют традиционные песни, которые раньше пели плакальщицы на похоронах. На экране появляется текст, из которого аудитория узнаёт, когда каждая из девушек впервые столкнулась с потерей и какие страхи, связанные со смертью, они обнаруживали внутри себя. Затем зрителям рассказывают, как к смерти относились в русской традиции, о том, что потерю близкого обязательно нужно было отгоревать, выплакать, с чем и помогали плакальщицы. Всё это время актрисы поют и громко причитают, что сначала рождает тревогу, а затем внезапно - успокоение и принятие.

- Мы собирали материал в экспедициях, расшифровывали тексты, учили их. Были головные боли, когда мы начали репетировать. Всё, что заложено в этих песнях, сначала было погружено в нас, чтобы мы это всё в себя взяли, приняли и поняли, а потом уже показали людям, чтобы поняли и они: смерть - это не страшно, - рассказывает актриса перформанса Наталья Пьянова.

В сентябре режиссёр Полина Кардымон представила в Новосибирске третью часть "Коромысел". Она называется "Детство" и рассказывает о том, как традиционно проходило воспитание детей. Спектакль уже номинировали на "Золотую маску". Режиссёр надеется, что скоро омичи также смогут увидеть третью часть перформанса в своём городе.

- Мы создали третью часть специально для фестиваля "Толстой", который проходил в толстовской Ясной Поляне под открытым небом. Поскольку Толстой очень любил народ, "Коромысли" "впаялись" идеально, потому что мы как раз изучаем вот эту народную традицию, - рассказала Полина Кардымон.

"Коромысли" - перформанс-феномен, который говорит о традиции современным языком, без приукрашиваний, без назиданий. Оттого, когда выходишь из зрительного зала, рождается искреннее желание больше окунуться в историю бытности предков и прочувствовать связь со своими корнями.

Фотографии предоставлены Омским академическим театром драмы

Читайте также