"Роковая" Аврора и русская богатырша в азиатском облике. Новая выставка в музее Врубеля
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 28 октября 2022, 14:09  •  печать

"Роковая" Аврора и русская богатырша в азиатском облике. Новая выставка в музее Врубеля

В Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открылась выставка "Барышня / крестьянка. Женские образы в русском искусстве XIX - начала XX века" (0+).

Выставка рассказывает о русских женщинах и их необыкновенных судьбах. Омичи увидят больше 100 произведений. Здесь представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство - предметы дворцового интерьера, костюмы и аксессуары.

Кроме произведений из собрания музея имени М. А. Врубеля на выставку приехали картины из Нижнего Тагила, Новосибирска и Нижнего Новгорода.

Тематически экспозиция состоит из девяти разделов, которые иллюстрируют многогранность женского образа: "Мать и дитя", "Маленькая женщина", "Русские мотивы. Сказка, миф, былина", "Со взглядом цариц. Крестьянка - тоже барышня! ", "Дама света. Время хороших манер", "Женщина читающая", "Муза, героиня, роковая женщина", "Горожанка", "Праздность, нега, безмятежность…".

- Я думаю, что выбранная тема, образ женщины в русском искусстве 19- начала 20 столетия - это тема очень благодатная. На мой взгляд, выставка получилась не только интересной, но и красивой, очень элегантной. Здесь мы, конечно, благодарны нашему дизайнеру Елене Треуголке, которая любезно согласилась с нами посотрудничать, - сказала директор музея имени М. А. Врубеля Фарида Буреева.

Экспозиция "Барышня/крестьянка" подчёркивает, что в мире искусства женская красота не делится на сословия, она вдохновляет на шедевры.

Роман Жукарин, Фарида Буреева (в центре), Юлия Лопаткина (справа)

- Женщина, наверное - одно из главных достояний нашей страны, общества. Даже от философов можно услышать, что это богатство России. Женщина, живущая в нашей стране, - это берегиня, это хранитель, это ретранслятор, через этот образ мы видим эпоху, историю в деталях, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" куратор выставки, ведущий методист музея имени М. А. Врубеля Юлия Лопаткина.

Впервые омичи смогут увидеть знаменитую картину "Кружевница" кисти Василия Тропинина, ведь данная работа находится в постоянной экспозиции Нижегородского художественного музея и на самом деле не так часто покидает его стены.

- Это некая премьера для омского зрителя. Надеемся, что эта работа станет жемчужиной данной выставки. В нашем собрании она, конечно, тоже занимает центральное место. Вообще, Тропинин создал несколько вариантов "Кружевницы". Первую работу он писал в 1823 году, она принесла ему известность и признание среди современников. Спустя год он пишет авторское повторение, где немного меняет детали, немного делает другую колористическую аранжировку, ну а затем создаёт третью. У второй работы удивительная судьба: она оказывается в имении Алексина в Смоленской губернии, после революции попадает в Третьяковскую галерею, а в 20-е годы приезжает в Нижний Новгород, впоследствии город Горький. То есть картина является важным этапом в повествовании об истории изобразительного искусства в России, это период романтизма, образец русского жанрового портрета, - отметил директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин.

Василий Тропинин "Кружевница"

Из Нижнего Тагила в наш город впервые привезли "Портрет Авроры Демидовой", написанный Карлом Брюлловым. К слову, всего таких портретов два, второй сейчас находится в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Аврора Демидова была дочкой выборгского губернатора. Вместе с сестрой Эмилией девушка переехала в Петербург, где они стали фрейлинами при дворе. Сёстры славились своей красотой, им посвящали свои произведения Пушкин, Лермонтов, Баратынский. Последний писал:

"Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
"Для кого она выводит
Солнце счастье за собой?"
 

Однако в личной жизни солнце не освещало её путь, она несла утраты, теряла близких ей людей, поэтому её называли "роковая" Аврора. Её возлюбленные умирали один за другим. Из жизни ушёл и сын, а женщина прожила 94 года. На самом деле, этот рок не был оправдан, всю жизнь она творила добро, например, на Урале открывала приюты и больницы.

Карл Брюллов "Портрет Авроры Демидовой"

Интересна история приобретения картины Василия Сурикова "Портрет девушки-казачки". Эта работа хранилась у Наталии Кончаловской - это внучка Василия Сурикова, дочь Петра Кончаловского, знаменитого живописца, жена Сергея Михалкова - автора государственного гимна.

Художники в России очень долго не уделяли внимание крестьянской теме и когда оглянулись, то увидели сильную духом женщину, хранительницу, труженицу. Женщина-крестьянка - носительница самых лучших моральных качеств в России, национальный нравственный эталон. Тяжёлый труд крестьянок на выставке можно буквально ощутить - в экспозиции представлены предметы народного быта, труда, утвари. По словам куратора выставки, "они пожившие, потом пропитанные, пришли к нам из экспедиций по деревням и сёлам Омского Прииртышья".

Ещё одна работа, приводящая в недоумение зрителей, которые ждут увидеть на выставке нежные женские образы, - картина Рериха "Настасья Микулична".

Всеволод Назанский и Фарида Буреева

- Здесь изображена богатырша на фоне таких огненных сполохов, которые создают напряжённый, тревожный колорит. Николай Рерих ассоциирует пламя со страданиями, гибелью, разрушениями, а монолитная всадница, наоборот, излучает непоколебимость, уверенность в преодолении всех этих испытаний. Вероятно, работа писалась во времена Великой Отечественной войны, в Индии. Николай Константинович очень сопереживал судьбе советского народа, писал письма в поддержку. Возможно, это является символом нашей Родины, матери Земли. В ладонях у неё мы видим три маленькие фигуры - это народы, спасенные нашей страной от порабощения. Обратите внимание на такой азиатский монголоидный облик русской, казалось бы, богатырши. По словам самого же Рериха, в этом нет ничего удивительного, неужели богатыри князя Владимира не похожи на восточных багатуров, он считал, что всё это один пласт. Кроме того, я бы подчеркнул, что та среда, в которой рос и развивался Рерих как художник, как творец, - это эмигрантская среда, где витали идиомы евразийства. Отсюда изображение Настасьи Микулишны именно в азиатском облике. Это такой символ русской самобытности ну и, конечно, женского начала, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" главный хранитель Новосибирского государственного художественного музея Всеволод Назанский.

Николай Рерих "Настасья Микулична"


Девочка, играющая в куклы, заботливая мать, мастерица за ткацким станком, боярыня или воительница - всё это многогранный образ русской женщины, которая вдохновляет художников своей красотой, силой и мудростью.

Фото - 1 Фото - 2 Фото - 3 Фото - 4 Фото - 5 Фото - 6 Фото - 7 Фото - 8 Фото - 9 Фото - 10 Фото - 11 Фото - 12 Фото - 13 Фото - 14 Фото - 15 Фото - 16 Фото - 17 Фото - 18 Фото - 19 Фото - 20 Фото - 21 Фото - 22 Фото - 23 Фото - 24 Фото - 25 Фото - 26 Фото - 27 Фото - 28 Фото - 29 Фото - 30 Фото - 31 Фото - 32 Фото - 33 Фото - 34 Фото - 35 Фото - 36 Фото - 37 Фото - 38 Фото - 39 Фото - 40 Фото - 41 Фото - 42 Фото - 43 Фото - 44 Фото - 45 Фото - 46 Фото - 47 Фото - 48 Фото - 49 Фото - 50 Фото - 51 Фото - 52 Фото - 53 Фото - 54 Фото - 55 Фото - 56 Фото - 57 Фото - 58 Фото - 59 Фото - 60 Фото - 61
1 / 61  •  Фото - 1

Выставка "Барышня/крестьянка. Женские образы в русском искусстве XIX - начала XX века" (0+) будет работать во Врубелевском корпусе музея с 28 октября 2022 года до 29 января 2023 года.

Фото Елизавета Медведева

Читайте также