"Дикий мёд"
богини хаоса

#МагияВинила
В авторской рубрике Антона Котова #МагияВинила говорим о шведской группе Tiamat и их альбоме Wildhoney.
У каждого своя история знакомства с винилом. Кто-то обратил внимание на огромный конверт любимой рок-группы, кто-то оцепенел при виде работы диск-жокея. Кто-то познакомился с ценителем этого искусства, который сумел рассказать о магии винила так, что эта магия завладела собеседником целиком и полностью.

Помню, как в ночи одного из фестов, очарованный звучанием, сидел среди высоких деревьев, разглядывая звёздное небо на фоне верхушек сосен, качающихся на ветру. Диджей закончил сет и паковал винил, но мелодия продолжала звучать в голове. Музыка - это узаконенный наркотик, подумалось мне тогда. Открывая новый конверт с пластинкой, я часто вспоминаю слова немецкого драматурга, поэта и теоретика искусства Бертольда Брехта: "Музыка вымывает из души пыль повседневности".

Иногда я спрашиваю собеседника:

- Альбом какой группы ты забрал бы с собой на многолетнюю зимовку?

На тот же вопрос себе я отвечаю:

- Вне всяких сомнений это Wildhoney/Tiamat (1994).

Wildhoney ("Дикий мёд") - четвёртый студийный альбом шведской группы Tiamat. Музыкальный коллектив из четырёх участников образовался в 1989 году, но под другим названием. Тогда же были записаны две демокассеты и мини-альбом.

Перед изданием дебютного альбома группы (Sumerian Cry) музыканты решают назвать коллектив Tiamat. По имени шумерской богини хаоса. Первый концерт под "покровительством" этой богини группа даёт в Стокгольме в августе 1990 года.

Основатель группы, вокалист, ритм-гитарист и автор песен Юхан Эдлунд на протяжении всей истории коллектива остаётся единственным постоянным её участником.

Альбом "Дикий мёд" выпущен в октябре 1994 года. В нём характерный для раннего творчества группы дэт-метал окончательно уходит. Здесь музыканты соединяют медленный готик-дум-метал с элементами психоделического рока и эмбиента, используя в композициях звуки природы и вставки женских голосов. Вокал Юхана Эдлунда варьируется от гроулинга до шёпота. Слушается альбом на одном дыхании, мелодии перетекают друг в друга. Каждый звук осязаем. Осторожные касания гитарных струн, акустика, меланхолия клавиш соседствуют с думовым дисторшном, громоподобным басом и выверенными барабанами. В отдельных песнях отчётливо заметно влияние Pink Floyd, творчеством которой увлекался Эдлунд.
Критики отмечали, что альбом получился настолько невероятным, что "никакие предыдущие находки группы не смогли бы должным образом подготовить слушателя к его звучанию".
Десять композиций альбома можно охарактеризовать так:
  • Wildhoney - лёгкий звук гитары рисует спокойную прогулку по лесу: пение птиц, звуки сверчков, солнце. Whatever That Hurts - в звуки живой природы врывается жёсткая гитара и громогласные ударные. Однако они вскоре уступают место тревожным клавишным и акустической гитаре. Вокал Эдлунда наполнен смутными образами, особо яростно звучит припев. Затем жёсткие звуки вновь затихают, освобождая место фортепиано.
  • The Ar - в этой композиции к жёсткому ритму добавляются женские голоса хора без слов. Вокал Эдлунда - хриплый и тяжёлый. Но в тексте речь идёт о символах, которые по поверьям защищают человека от злых духов и которые есть внутри каждого человека.
  • 25th Floor - параноидальные фортепьянные аккорды, звуки, напоминающие скрежет и вопли демонов параллельного мира, в который неожиданно заглянуло сознание лирического героя.
  • Gaia - в мелодию струн и клавиш вступают ударные. Одновременно с вокалом появляется и хор мужских голосов. Мелодию гитарного соло в конце повторяет фортепиано. Песня посвящена Гее, Земле, которая должна когда-нибудь обновиться после разрушающего вмешательства человека.
  • Visionaire - спокойное гитарное начало переходит в мощный мрачный дум с хриплым голосом, эффектно передающим эмоции провидца, которому дано узреть то, что недоступно другим.
  • Kaleidoscope - инструментал. Мы слышим звуки дождя и грустные прерывистые гитарные аккорды. Рисуется картина осенней меланхолии.
  • Do You Dream of Me? - акустическая композиция. Клавиши и гитара. Причём одна гитара играет простую мелодию, напоминающую вальс, а вторая выдаёт отрывистые печальные аккорды. В середине композиции слышатся эффектные ударные. А затем мелодия возвращается к началу. Это песня о любви.
  • Planets - на фоне клавишных пронзительно звучит гитара, в которых действительно слышится что-то космическое.
  • A Pocket Size Sun - самая нетяжёлая песня из всех. Гитарные аккорды, сумбурные клавишные звуки подготавливают почву для вокала. Эдлунд использует чистый голос и просто говорит, иногда уступая женскому вокалу. В песне история о встрече лирического героя с девушкой, которая продавала карманное солнце. Они коснулись друг друга, поцеловались, и девушка спела колыбельную. Потом герой нашёл две раковины, услышав в них колокольчики и рёв семи морей. Всё это - не что иное, как очередной сон, рассказывать которые очень любит Эдлунд.
В одном из отзывов поклонников творчества Tiamat дано такое определение альбому:
"
Wildhoney - это звуки августовского дождя, осеннего леса и всеобъемлющего космоса. Это десять трактатов о том, что было до нас и будет после нас. Воспоминания, ставшие колыбельной Солнца всему живому на Земле. Истории о том, как алчный человек из-за своей гордыни и чувства превосходства над всем сущим забыл о тонкой духовной связи с природой, забирал бесценные богатства планеты, истощал источники живительной энергии, не предлагая ничего взамен. О его лживых чувствах - любви, радости, сострадании, одиночестве. О человеке, который ныне остался лишь призраком, невидимой дымкой, зарубцевавшейся раной на теле возрождённой Земли.
"
Оценить звучание виниловой пластинки Wildhoney/Tiamat (1994) можно в Клубе "Механика" в один из "Чёрных Четвергов" (Че/Че) (18+).

Другие материалы рубрики #МагияВинила можно найти здесь.
Автор: Антон Котов
Фото автора