С 13 октября в прокате всех кинотеатров страны появится семейная лента "Иван Семёнов - школьный переполох" (6+). Это яркий и динамичный фильм о школьнике-хулигане и о беззаботном детстве, которое, по словам режиссёра Антона Богданова, должно быть у каждого. 3 октября в Омске состоялся предпоказ картины, на котором режиссёр лично смог представить зрителю свой фильм. О нём, о режиссуре и личных воспоминаниях о школе Антон Богданов рассказал корреспонденту "Омск Здесь".
- Антон, расскажите, с чего начался ваш режиссёрский путь.
- Мало кто знает, что по образованию я режиссёр. Первое образование, которое я получил после школы, режиссёрское. Второе получил в 2018 году уже по профилю кинорежиссуры, а актёрства тут по сути и нет. Оно как раз и появилось в жизни случайно. Когда я учился на режиссёра, у нас из 5 лет обучения 4 года длился актёрский курс, поэтому мы можем дать фору любым актёрам - владеем всеми теми же специальностями, что и они: сцендвижение, фехтование, речь, танец, пластика - всё проходили, всё умеем. Я долго не мог собраться с силами и духом, чтобы начать режиссировать. Во многом из-за плотной актёрской карьеры. Я сам её сильно культивировал из фильма в фильм, а потом осознал: так будет продолжаться, пока сам не скажу стоп актёрству и не начну режиссировать. Когда в 2020 году снимал свой дебютный фильм "Нормальный только я", понял: всё, пришло время закрепиться в этом направлении. "Иван Семёнов - школьный переполох" - моя вторая картина, уже снята вторая часть этого фильма, которая выйдет в следующем году, а что будет дальше, посмотрим. Актёрство сейчас стоит на паузе.
- Каков основной посыл вашего фильма?
- Посыл в том, чтобы родители давали детям больше внутренней свободы. Потому что личность зарождается тогда, когда имеет хоть одну свободную минуту, когда она может самовыражаться: испортить обои или диван, обязательно получить за это втык от родителей. Все эти этапы пройти нужно, не пройдя их - ребёнок никогда в теории не поймёт, что так не нужно. А если и будет хорошим ребёнком, то однажды всё равно захочет это сделать. Поэтому этот фильм о том, как мы чересчур нагружаем детей, чтобы ребёнок с 8 утра шёл на хоккей, потом на скрипку, в обед на бокс, затем обязательно на китайский, а потом лёг спать - да он за день ни разу голову на небо не успел поднять. О чём вы вообще говорите? Как раз основная история фильма в том, что Иван Семёнов открывает для себя настоящее дворовое детство.
- В какой момент родилось желание снять такой фильм?
- Просто когда я на съёмках своей первой картины озвучил инвесторам мысль про Семёнова, то они сказали: давайте. Я тогда насыщался детской литературой, выстраивал вектор движения, и на глаза попалась книжка "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова" - это классика, написанная пермским автором. Она несправедливо забыта, хоть и очень актуальна. Единственное, в реалиях современного кинематографа её хватит минут на 30-40. Поэтому мы написали свой сценарий: добавили маму, папу, бабушку и развили все линии по-киношному. Когда мы заканчивали снимать "Нормального", знали, будем снимать "Семёнова"; когда заканчивали "Семёнова", начали работать над второй частью - уже сняли и думаем про третью. Можно подумать, что я детский режиссёр, но нет, это случайность, а им в своей жизни я всегда рад, надеюсь, что в следующем году сниму что-то взрослое.
- Главный герой - рыжий мальчишка, который наверняка похож на вас в детстве - случайность?
- Случайность (улыбается). Актёр пришёл последним на кастинг, и до него был утверждён совсем другой мальчишка из Екатеринбурга, но с момента, как мы его утвердили и до конца кастинга остальных героев прошло три месяца, а за это время он успел вырасти на 30 сантиметров. Да, пубертат - ничего не поделаешь, но в кадр физически не влезешь. И Ромка (актёр, исполнивший главную роль) вообще случайно заскочил в последний вагон. Он, кстати, пробовался ещё в самом начале, но я его тогда отодвинул в сторону, потому что считал слишком прямолинейным брать на роль такого же огненного и конопатого, как я. Признаться, думал, что попсово, но когда он пришёл на парные пробы с Танечкой, со своей любовью, которую вы увидите, у меня не появилось ни одного вопроса. Парень талантливейший, дикий, сумасшедший парень. Ромка - из Москвы, остальные дети-актёры из Перми. Да, старались набрать актёров массовых сцен из Перми, чтобы не перевозить туда-сюда маленьких артистов - это же тоже не так просто.
- Как проходили съёмки? Что оказалось самым сложным или, наоборот, удивительно лёгким?
- Самое сложное в детском кино одно - дисциплина. Дисциплина с детьми - невыносимая история, особенно с творческими. Из них прёт, лезет: когда ты говоришь стоп, он не идёт отдыхать (смеётся), он бежит по лужам, начинает лезть на дерево, задирать Таню, кувыркаться, ещё обязательно упадёт в грязь. Потом "камера, мотор", а к тебе прибегает человек весь красный, потный и со сбитой причёской. Стоп. Всё заново - время идёт. На второй части я уже вызывал родителей и говорил: "Ребят, давайте так, вы зарабатываете деньги на съёмках, сидите каждый со своим ребёнком, чтобы моя компания не перерабатывала дни впустую. Давайте профессионально подходить к делу. Либо буду штрафовать". Так что с дисциплиной мы намучались, а ребята знают, что я строгий в этом плане, иногда и мат может проскользнуть, и они хорошо потом уже собирались к кадру. А в остальном у нас всё кайфово. Первая часть - это городские съёмки, всё стабильно, нормально. Вторая - поход, пещеры в -2 градуса, 16-часовые смены, переработки жесточайшие - это уже труднее, но об этом расскажу в следующем году перед премьерой второй части.
- С каким чувством сами вспоминаете своё школьное время?
- С счастьем. Мне повезло, я как-то так классно учился: иногда получал сам, иногда сам давал кому-то по башке.
- Были хулиганом?
- Был-был (улыбается). Меня выгнали из школы за поведение, что вы хотите. У меня реально всё было: постоянные драки, вечные шрамы. Я как маленькая собака был, всё время пытался кому-то что-то доказать: "Гав-гав-гав-гав!" Тебе "бац", дали, ты улетел, поднимаешься и снова "Гав-гав-гав-гав!" Это было всё очень смешно, но директора школы я довёл до белого каления, хотя он был боксёр, взрослый статный мужчина. Однажды он сказал: "Антон Андреевич, пора покинуть нашу школу". И в 10 классе меня выгнали. Ладно это было бы в 9-м, я бы хоть в училище пошёл, а тут один год остался, я кое-как устроился в спортивную школу. Но я всегда честно говорю, что институт я окончил почти с красным дипломом: я не пошёл исправлять тройку со второго курса. В институте я за голову взялся.
- Как студентка должна спросить, в чём по-вашему секрет успешного кино? На что зритель особено обращает внимание?
- Знаете, вчера на кинофестивале в Тюмени со мной разговарили такие женщины, они прямо критикессы, как они говорят. Они такие критики в возрасте, работают в Доме кино в Москве. Разговор был уникальный: они мне назвали чёртову кучу фильмов, которые они увидели в "Семёнове", и говорят: "Это специально, это референс". А я даже фильмов-то этих не смотрел никогда. Суть в том, что люди видят больше, чем ты иногда пытаешься заложить. Поэтому, я думаю, в первую очередь, нужен свой стиль. Свой - никогда не будет идти от пародии на кого-то. Это будет всегда от сердца. Можно, конечно, попробовать насмотреться хороших и правильных фильмов. Это да - хорошо, создашь базу, но нужно создавать своё. Создавать честно, вот прямо честно, чтоб честнее некуда. Это люди всегда увидят. Увидят честную ошибку, простят. Увидят ляп, простят, потому что в первую очередь увидят, что человек старался. Они увидят, что ты, как режиссёр, старался и не пытался сделать модно или грубо, а ты пытался сделать по-настоящему. Трудолюбие здесь тоже не последнюю роль играет. Всегда молодёжи говорю, я работал в институте с первого курса и продолжаю это делать сегодня 24/7. Только трудом я добился чего-то. Только трудом - другого варианта в профессии нет. Потому что если снимать фильм одной ногой - ничего не получится, а если это делать руками, ногами и головой - всё получится.
- На что делаете упор в свох работах?
- На душевность. Мне очень нравится душевность и второе дно. Комедию вот очень сильно опошлили. Сейчас комедия стала слишком легкомысленной, как будто она нужна только ради того чтобы поржать. Уверен, западное влияние, потому что никогда Данелия или другие великие советские режиссёры не допустили бы этого. Их комедии - фильмы, где нужно думать, а иногда и плакать. Тот же "Мимино" или "Осенний марафон". Там обязательно есть момент, который тебя режет. Ты узнаёшь в этом себя и думаешь: "Блиииин", но при этом очень смешно. Поэтому я обращаю на это большое внимание и всегда хочу сделать так, чтобы герой не просто смешил людей, а сначала был виноват, а потом менялся.
- Вы сыграли главаря в "Майоре Громе". Роль ведь в прямом смысле слова сумасшедшая и, кстати, позволяющая пошалить даже похлеще, чем в школе. В чём секрет персонажа, роль вроде короткая, но запоминающаяся?
- Мне просто Олег Трофим (режиссёр фильма - прим. ред.) позвонил и сказал: "Антоха, есть сумасшедшая роль". В Голливуде на такие короткие, но яркие роли как раз и берут кого-то значимого, чтобы запомнилась роль. И вот мы с Никитосом Кологривовым создали эти два эпизодика для главаря и психа. Ты их первый раз видишь на экране и потом не можешь забыть. Люди любят таких героев.
- От какой работы получаете больше удовольствия: режиссёрской или актёрской?
- От режиссёрской. Всегда. От актёрской усталость большая накатывает сейчас, а от усталости после режиссуры особое удовольствие приходит.
Фото: Елизавета Медведева