Волшебное действо, развёрнутое к зрителю своей прекрасной стороной, - это русский балет. Что там - за кулисами, каким потом и кровью даётся вся эта лёгкость и ажурность? Какие наветы, интриги и заговоры плетутся за сильными спинами тех, кто порхает по сцене? Чего стоят их улыбки, их осанки и взгляды? Книги о Нуриеве, Плисецкой и других персонажах русской сцены открывают нам балет с изнанки. С той стороны, где трагедий часто больше, чем радости.
"Танцовщик" Колум Маккэнн
Это книга о Рудольфе Нуриеве. Гениальный танцовщик, один из самых известных "невозвращенцев" в СССР, эпатажный скандалист и легенда балета. То, как Маккэнн описал башкирскую зиму и советский Ленинград, богемный Париж и развращённый Нью-Йорк, очень впечатляет. Раньше я думала, что о русской действительности и русской (советской) душе могут так писать только наши писатели. Судя по всему, автор проделал огромную работу, собирая материал про великого танцовщика. И очень талантливо изложил её. Неистовый Нуриев предстаёт во всём своём великолепии. Гений и злодей, красавец и чудовище в одном лице. Одержимость танцем и собой. Эгоизм, граничащий с фанатичностью. И танец-танец-танец как высшее проявление. Великолепная, очень яркая книга! Одно НО! Гомофобам категорически не рекомендую её читать. Здесь очень много откровенных и реалистично описанных сцен, которые могут шокировать.
"Женщины Лазаря", Марина Степнова
С начала века двадцатого и до его конца длится эта долгая история, объединённая одним человеком - Лазарем Линдтом. Характеры здесь утрированно-конкретные. Сам Лазарь - еврей, математик, инфантильный гений, незрелый в своих чувствах.
Маруся. Женщина-мать: тёплая, домашняя, уютная, счастливая, бездетная.
Галина Петровна. Самый трагичный, на мой взгляд, персонаж. Искалеченная злой чужой волей, навсегда потерявшая способность любить. Вот вокруг этого персонажа можно долго думать и находить параллели.
Лидочка. Девочка, которую выдернули из счастливого детства в ад, где нет ни тепла человечьего, ни своих - близких и родных, ни надежды. Балет здесь - отдельная тема. Отлично написано про циничную и грубую изнанку прекрасного действа. Про то, как рождается балерина из обычной девочки. Жестоко, правдиво и красиво.
Героев автор прописывает очень ярко. На мой вкус, тут чересчур много эпитетов, "красивостей" и "вкусностей", сравнений и метафор. Каждое действие, эмоция, событие раскрашено многоцветно, талантливо, разнообразно. Из-за такого богатого языка, ярких картинок, внезапно навалившихся на читателя, сначала можно устать. Но потом втягиваешься в этот мир, где каждая мелочь кричит-зовёт-дышит, и привыкаешь.
"Женщины Лазаря" - это книга про разные формы любви и нелюбви. Про то, как замороженная душа может оттаять. Или, наоборот, затвердеть бесповоротно, страшно, безнадёжно. Про то, что не бывает отчаянно плохих или отчаянно хороших людей. Есть люди, согретые любовью или лишённые любви, и оттого жестокие, немилосердные, злые. И часто это не их вина, а их большая беда...
"Я, Майя Плисецкая..."
Плисецкая многое в жизни пережила - расстрел отца, ссылку матери, слежку КГБ, доносы, клевету, нелепые слухи, ультиматумы и шантаж властей. Ей почти всю балетную жизнь мешали. Не давали танцевать то, что она хотела. Не выпускали за границу. Закрывали уже готовые, выстраданные постановки. И при всём при этом ей так много удалось сделать! Редкий талант трагедийной актрисы, собственный стиль танца, феноменальное творческое долголетие, балетные номера, ставшие эталонными. Сама она с печалью пишет об этом: "Хотелось бы мне рассказать про "Спящие", "Лебединые", как я кидала большие батманы, про красивых партнёров. Но с какого конца не взглянешь, всё оборачивается к политике".
Два основных акцента в книге - на балетных постановках и на кознях, которые чинили власти, завистники, недоброжелатели. Ненависть к советской идеологии и её яростным адептам, нетерпение к человеческим слабостям, категоричное неприятие лжи, лести, мягкотелости, "отечество почти я ненавижу" - главные акценты здесь. Плисецкая танцевала на лучших сценах мира - в Италии, США, Испании, Японии, Аргентине…
На её выступлениях бывал Сталин, Хрущёв удостаивал разговорами, Брежнев хватал ручищами за колени, Горбачёв бесцеремонно вмешивался в жизнь Большого театра. Она была на короткой ноге с Робертом Кеннеди, Марком Шагалом, Лилей Брик, Пьером Карденом, Галиной Улановой, Растроповичами и другими великими людьми. И тем не менее она пишет, что "плохих людей во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба".
Магическая, тонкая, талантливая, красивая, глубокая, чудесная, сильная, могучая, излучающая бешеную энергию и свет, - Плисецкая на сцене. Непримиримая, категоричная, язвительная, гневная, желчная, обиженная - Плисецкая в этой книге. Во время чтения этой книги я посмотрела несколько балетов с Плисецкой. И сделала вывод, что смотреть на её постановки мне гораздо приятнее, чем читать её.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".