"Он был первым, кто начал пугать людей". Интервью с Евгением Матвеевым в честь дня рождения Альфреда Хичкока
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 13 августа 2022, 12:42  •  печать

"Он был первым, кто начал пугать людей". Интервью с Евгением Матвеевым в честь дня рождения Альфреда Хичкока

Хичкок - одна из самых противоречивых фигур в истории мирового кинематографа. Его любили так же сильно, как и ненавидели. Сегодня, 13 августа, в честь его дня рождения мы поговорим об этом великом режиссёре.

Как "британский чопорный кокни", человек пригорода, смог завоевать сердца тысяч людей и приобрести мировую славу, вы узнаете в интервью с ведущим киногостиной Евгением Матвеевым.

- В чём особенность картин Альфреда Хичкока и почему для многих режиссёров он остаётся учителем в плане человеческой психологии и кинематографа? Почему в XX веке он был удостоен звания короля саспенса?

- В картине Хичкока есть всё, что нужно зрителю. Это и триллер, и драма, и преступление, и даже комедия. На самом деле в фильмах Альфреда достаточно много юмора. Это настоящий нуар! А на вопрос: "Почему Хичкок остаётся для многих учителем?", отвечу, что, наверное, любой гений - учитель. Если ты хочешь снимать фильмы в жанре триллер, то, скорее всего, будешь обращаться к его картинам. Конечно, и до Хичкока снимали триллеры, но они были другими, а Альфред стал в каком-то роде новатором. Его личность бурлила идеями, находками, фишками. Он был первым, кто придумал камео! Даже была игра в Голливуде - найди Хичкока. Он придумал огромное количество приёмов, которые помогают держать зрителя в напряжении. И они существуют до сих пор.

- Как вы считаете, на сегодняшний день Альфред Хичкок уступает современным мастерам ужаса и триллера? Например, Джонатану Демме с картиной "Молчание ягнят", Даррену Аронофски с триллером "Реквием по мечте", Ридли Скотту с фильмами "Ганнибал", "Чужой", Дэвиду Финчеру с картинами "Бойцовский клуб", "Семь" и т. д.

Кадр из фильма "Психо", 1960 год, производство кинокомпании Shamley Productions, режиссёр Альфред Хичкок

- На мой взгляд, не уступает. Сейчас в кинопрокате много хоррора, но Хичкок имеет к нему опосредованное отношение. У него немножко другой жанр - саспенс. "Ганнибал", "Чужой" - это всё практически фантастика. "Ганнибала" не существует, "Чужих" не существует. "Реквием по мечте" - это вообще что-то запредельно иллюзорное, какие-то галлюцинаторные картинки. Хотя режиссёры и фильмы, которые вы называете, замечательные. Но у Хичкока истории всегда об обычных людях, то есть при просмотре понимаешь, что и ты можешь попасть в такую неординарную ситуацию. Однако время идёт, и зрители хотят чего-то нового. Да и если бы время стояло на месте - все были бы Хичкоками. Но уступать другим он не может, потому что был первым, кто начал пугать людей.

Даже есть такая история: на одном из первых показов "Психо" зрители сидели в зале, а Хичкок сидел в фойе, чтобы смотреть на реакции людей. Были слышны крики из зала, некоторые люди выбегали, хватаясь за голову. А Хичкок сидел в фойе и смеялся! Конечно, нынешние режиссёры во многом шагнули вперед, но на самом деле все они немного Хичкок.

Альфред Хичкок

- Как вы считаете, сможет ли молодой зритель XXI века по-настоящему проникнуться картинами Хичкока? И на какую аудиторию, по вашему мнению, рассчитаны фильмы этого режиссёра?

- Если говорить про подростка, то это ещё личность формирующаяся, поэтому фильмы Альфреда, скорее всего, были бы интересны для юношей или девушек. А вообще, наблюдая за молодым поколением, я вижу тягу к ретро и старому кинематографу. Поэтому молодым людям, которые интересуются этим и хотят расширять свой кругозор, будет несомненно это интересно. Но они, конечно, должны учитывать время, в которое это снималось. То есть там не будет компьютерной графики, 3D и спецэффектов. Да и чем старше картины, тем они наивнее. Пускай! Но что-то для себя они там всё равно найдут, пусть не в "воплощении" фильма, но в его сценарии и приёмах съёмки".

- Каким образом знания о неоднозначной биографии режиссёра повлияли на ваше восприятие его картин и возможно ли отделять фигуру режиссёра при просмотре его работ? Насколько я знаю, Хичкок не уважал своего зрителя, актёров считал "скотом" и был по отношению к ним на съёмочной площадке очень жесток.

- Знаете, каждый относится к Хичкоку по-своему. Кто-то действительно считает его деспотичным монстром, кто-то, наоборот, гением. Так вот половину историй, о которых вы говорите, и даже больше, Альфред распространял сам. Он был большим выдумщиком и с большим удовольствием рассказывал о себе разные байки. Не скажу, что все они придуманы. Например, вспомним знаменитую фразу Альфреда: "При поцелуе на съёмках мне всё равно, какие вы испытываете чувства друг к другу, мне важно понять, как это будет выглядеть на экране!". Альфред Хичкок гений, а гений неизбежно где-то деспотичен. Ну и к зрителю, как мне кажется, он относился хорошо, потому что любил деньги. Конечно, может быть, он и называл их "скотом", но исключительно для того, чтобы эпатировать публику. Ещё вы говорите, что Альфред был тираном и деспотом по отношению к актёрам, но если бы это было действительно так, то такие выдающиеся актёры, как Джеймс Стюарт, Грейс Келли, Ингрид Бергман не снимались бы в его фильмах. Они считали счастьем хоть раз сыграть в картинах Хичкока.

- Почему в киногостиной вы решили показать картину "Незнакомцы в поезде" по роману Патриции Хайсмит? Многим кажется, эта картина не является одной из самых пугающих и напряжённых по сюжету в творчестве режиссёра.

Кадр из фильма "Незнакомцы в поезде", 1951 год, производство кинокомпании Warner Bros., режиссёр Альфред Хичкок

- Мне очень нравится этот фильм, он был снят в золотую середину творчества Хичкока, во второй голливудский период. В это время уже были созданы такие грандиозные вещи, как "Спасательная шлюпка" и "Верёвка", но ещё не сняты такие картины, как "В случае убийства набирайте М", "Окно во двор", "Психо" и "Птицы". "Незнакомцы в поезде" - чисто хичкоковский нуар, в нём удалось совместить и психологизм ситуации, и тревожность, и соответствующую музыку. В фильме есть такие новые для того времени спецэффекты, как убийство, отражённое в очках жертвы или съёмка из-под карусели, которая движется с бешеной скоростью. Зрители фактически падали в обморок от этих кадров. И несмотря на то, что фильм достаточно популярный, его знают немногие. Я проводил эксперимент: просил у людей назвать три фильма Хичкока. Все говорили: "Психо", "Птицы" и что-нибудь третье. "Незнакомцы в поезде" чаще всего не называют. А я считаю: это фильм, в котором саспенс закручен со всей остротой. История, которая рассказана там, может произойти в реальной жизни, и это мне очень нравится.

- Насколько я знаю, Хичкок часто писал картины под заказ, как вы думаете, "Незнакомцы в поезде" могла быть одной из его работ, написанных в коммерческих целях?

- Скорее нет, чем да. Во-первых, потому что роман Патриции Хайсмит, по которому снято кино, - был первым произведением писательницы. Во-вторых, он выкупает этот сценарий инкогнито, чтобы не раскрывать своё имя, и за небольшие деньги. Он, конечно, был большим режиссёром, но ещё не великим на тот период времени. С одной стороны, очень многие художники делают свои произведения для того, чтобы заработать денег, но в полной мере относить эту картину к коммерческой я бы не стал.

- Посоветуйте 5 фильмов Хичкока, с которых стоит начать знакомство с автором.

Кадр из фильма "В случае убийства набирайте М", 1954 год, производство кинокомпании Warner Bros., режиссёр Альфред Хичкок

Начните с "Незнакомцев в поезде", "Окно во двор", "В случае убийства набирайте М" - это, кстати, очень психологический и закрученный фильм. Потом можете посмотреть "К северу через северо-запад" и из классики, конечно, посмотрите "Психо" - это вершина творчества режиссёра.

Автор: Алина Вершинина

Читайте также

Комментарии
Добавить свой