Джаз, арфа и театр - НЕформатный паб.
Интервью
с арт-директором омского бара
Автор: Маша Хоменко
Чем занять себя в четверг вечером, когда большая часть рабочей недели позади и вы уже готовы отдыхать, а впереди ещё трудная пятница и лучше воздержаться от бурного веселья и возлияний? Ответ на этот вопрос знает Андрей Духовской, арт-директор Oldman Pub и руководитель проекта "НЕформат". Я, Маша Барная, побывала на одном из вечеров проекта, погрузилась в атмосферу джаза и расспросила Андрея о том, почему в бар – место не только для любителей потанцевать, но и для ценителей более изысканных жанров.
арт-директор Oldman Pub и руководитель проекта "НЕформат"
- Это один и тот же проект. Год назад он назывался "Живой ужин", потому что на выступлениях играла живая музыка без плейбэков, без фона - живой инструмент и живой вокал. Спустя какое-то время дизайнер настоял на переименовании проекта, и мы решили назвать его "НЕформат". Название нам подсказали актёры Драмтеатра, и мы подрезали всё это под концепцию. В чём её смысл: по четвергам в проекте "НЕформат" звучит музыка, которую нельзя услышать в пятницу и субботу. В эти дни чаще всего в барах, ресторанах и клубах играют кавер-группы и диджеи, популярная музыка, радийный формат. Поэтому мы решили поставить что-то необычное, то, что не встретишь в традиционном пабе или баре.
- Проекты "Живой ужин" и "НЕформат" - это разные проекты? В чём их отличие?
- Это был, скорее, даже посыл от руководства. Наше руководство побывало в интересных заведениях в разных городах России и заметили, что в одном из заведений играет клавишник, на следующий день саксофонист, на следующий - ещё что-то новое. Почему бы не сделать что-то подобное у нас? Мы выбрали четверг, потому что это день, когда люди уже готовы отдыхать. Что касается музыкальной части, то здесь мы решили, что это будут разные инструменты, но в составе коллективов. Программа по четвергам у нас была и раньше, но тогда не было чёткой концепции: в один четверг могла петь Катя Полева, в другой - играть диджей, в третий была акустика. Сейчас у нас четыре направления: джазовая музыка, театр, большие концерты с оркестром и выступление неформатных коллективов, которые тяжело встретить в пабе или баре.
- Как вы поняли, что бар - место не только для танцевальной музыки? Это был запрос публики или ваш смелый эксперимент?
- Неплохо отнеслись, но раскачивать было тяжело. Первые полгода, особенно когда мы добавляли новые коллективы, бывало пустовато, например, на первых выступлениях Анны Романовой с арфой у нас было занято всего 2-3 стола, и иногда руки после этого опускались. Но мы понимали, что не всё даётся легко и не всегда получается так, как хочешь. Поэтому мы просто "топили" до последнего, делали рекламу и в своих кругах рассказывали о проекте. Наши постоянные гости первое время тоже не ходили. Но месяца через два я начал встречать и постоянных гостей. Сейчас процентов 30 - наши завсегдатаи, которых можно увидеть по выходным. Это очень приятно, что им интересен не только формат "потанцевать", но ещё и "послушать".
- Как посетители паба отнеслись к новой культурной программе? Что показал прошедший год, как это повлияло на посещаемость?
- Проект был запущен в мае прошлого года, даже чуть раньше. И с апреля этого года стало лучше. И вот почему: мы начали делать упор на рекламу, стали сами "приводить" сюда людей, чтобы гости просто один раз увидели это и рассказали своим друзьям. Я сам со многими людьми общался, и они признавались, что не знали, что у нас в пабе есть такая программа. Реклама сыграла большую роль, и сарафанное радио помогло. С апреля в 3-4 раза повысилась посещаемость проекта "НЕформат". Сегодня забронированы все столики, в прошлый четверг тоже был полный зал. И так уже месяца 2-3.
- Сколько времени ушло на раскачку "НЕформата"?
- Сезонность сказывается на всём ресторанном бизнесе в принципе. Тем ресторанам и барам, у которых есть свои летники, легче. У нас нет летника, а летом не всегда хочется сидеть внутри, хочется погулять. К сожалению, мы лишены такой возможности, поэтому периодически у нас бывает неполный зал. Но у лета есть и свой плюс: люди больше вечером гуляют, проходя мимо, заходят к нам. Просадка есть, она есть во всём городе, процентов на 20-25. Это время отпусков и поездок на дачу. Мы к этому готовимся заранее. Июль - вообще тяжёлый месяц. Август полегче, уже к середине августа люди возвращаются из отпусков.
- А сезонность сказывается на посещаемости?
Сейчас лето, наверное, проще прийти в бар или нет?
- Нет, негатива не было, в соцсетях точно. Может быть, со стороны персонала и то вряд ли. Было, скорее, непривычно, ребята задавали вопросы: "Что это вообще? Что ещё за арфа?". Мне самому-то было страшновато. Я не знал, как люди отреагируют на такой формат, у меня в голове была картинка: камерный вечер, все слушают музыку, всё внимание на артистов. Мы поставили перед звукорежиссёрами задачу, чтобы музыка была на 30-40 % тише, чем в пятницу и субботу, чтобы люди могли и пообщаться (в выходные это тяжело сделать). Но негатива, наверное, не было вообще ни разу.

- Сталкивались ли вы с непониманием или откровенным негативом со стороны посетителей или в соцсетях?
Но и особых восторгов я не слышал до недавнего времени. После постановки театра и оркестра мы очень хорошие отзывы получили. И личные - гости подходили, кто-то спрашивал: "Кто занимается этим? Вы тот человек, который ставит здесь оркестр? Можно вас обнять?" Это очень круто, и это придаёт сил. Поэтому я думаю, что мы двигаемся в правильном направлении.
- Очень хорошо отнеслись. Но было тяжело их найти, хотя я многих знаю. Был момент, что я катался по городу, по некоторым концертам, симфоническим, джазовым и собирал контакты. Для музыкантов это ещё и заработок. Многим, с кем мы сейчас работаем, нравится наша площадка. Потому что у нас сцена низкая, и контакт со зрителем максимальный. А в городе есть места, в которых сцена очень высокая, не пообщаться, не посмотреть в глаза - очень далеко, темно и т. д. Ещё была поставлена задача, чтобы музыканты между блоками обязательно общались с гостями. Рассказывали что-то про музыку, которую они играют, про песни, про композиторов. И тут нет никаких рамок, можно поговорить на любую тему. Даже спросить, как сегодня музыкант доехал до площадки. С ними также можно спокойно сфотографироваться, обменяться мнениями, не стесняясь.

Это понравилось многим выступающим. Есть ещё один момент: для джазовых и классических музыкантов это выход в широкие массы - не через фестивали и концерты, которые проходят на городском уровне, а именно через публику, которая, возможно, не бывает на подобных мероприятиях.
- А музыкантам нравится участвовать в этом проекте? Как они отнеслись к вашему приглашению в проект?
- Я сам недавно только начал с джазом работать, и в прошлом году ездил в Питер. Мы с другом прошли пару-тройку джазовых баров, посмотрели на атмосферу. Там немного всё по-другому. Мы здесь так готовимся серьёзно, переживаем, подбираем музыку, общаемся с музыкантами, выясняем, какая будет программа. А там (в Петербурге, - прим. ред.) это всё на расслабоне. В одном из баров кто-то из музыкантов пришёл, отстроил все инструменты и сам сел за пульт. Музыканты сразу начинают выступать без объявления. Ни арт-директора, ни звукорежиссёра. И для нас это было немного дико - никто не парится. У нас же всё иначе.

В Омске джаза мало, но он есть. Например, в "QR-баре" у Руслана Брущенко периодически проходят джазовые концерты, ещё есть "JazzПарк", и, наверно, ещё в паре-тройке заведений всё-таки слышал. И судя по тому, сколько людей собирается на джаз-бенды, людям нравится. Сами музыканты "топят" за джаз, они хотят вывести его в массы. Я однажды поймал себя на мысли, почему у нас нет ни одного джазового клуба в Омске? Это действительно печально. Но в Омске появляется всё больше джазовых коллективов, и сейчас о них всё чаще будет слышно. Я бы хотел показать гостям, что в городе есть джаз.
- Да, я как раз хотела спросить о джазе. В других городах, особенно столичных, есть джаз-бары, например, The Hat Bar в Питере и Москве. У нас раньше был Partypiano, ещё на ул. 10 лет Октября, там играли джаз. Сейчас его изредка можно услышать на больших мероприятиях и, получается, у вас. Джаз в Омске не очень популярен?
- Я скажу общую фразу от всех организаторов: омичам в большинстве нравится радийный формат и попса. Мне не очень близка эта позиция. Я не хочу ничего плохого сказать, но сравните: когда выступает группа с авторским материалом, никто не танцует, потому что к нему нужно привыкать. Когда коллектив играет любую знакомую мелодию, то весь зал встаёт. На знакомое срабатывает триггер, и это нормально. Но очень печально, что в Омске не популярна авторская программа. Если взять Екатеринбург, там много музыкальных групп, которые работают в авторском формате и "заходят" в любых барах. Некоторые из них бывали в Омске на фестивале Омск music night. Мы же привозили из Екатеринбурга группы Blues Bastards и Pine Ridge. Это блюз, тоже не совсем танцевальная музыка, но люди на неё приходили. Из омичей мы поддерживаем группу The Street Monkeys. Они у нас часто выступали, но, к сожалению, со временем гости стали меньше ходить. Мы с ребятами из группы дружим и пытаемся хоть раз в полгода-год поставить их выступление.
- Каковы вообще музыкальные предпочтения омичей?
- Тут много факторов. Мало площадок, фестивалей, где выступают авторские коллективы, не все готовы ставить такой формат у себя в заведении. И я прекрасно это понимаю, это повлияет на выручку и посещаемость. В целом нужно делать очень качественно. В Омске есть ребята, которые дают качественный материал, но чаще всего это что-то очень узкое. У нас есть рок-команды, панк-рок, есть даже регги, но не все захотят слушать регги три часа. У нас был такой момент с арфой: три блока слушать звуки арфы тяжело (музыка очень красивая, но спокойная). Со временем в составе появился альт, и стало как-то поинтереснее. Факторов много, здесь нет какой-то одной причины, к сожалению. Может быть, было бы легче, если бы причина была всего одна.
- А с чем может быть связана такая нелюбовь или неприятие омичей к локальной музыке?
- Это нелегко, но офлайн и онлайн я не ставлю рядом. Два года назад я участвовал в проекте "Любинский.Live" при поддержке министерства культуры. Была пандемия, и мы снимали в Oldman Pub музыкальную рубрику. Выступали разные команды, в том числе и авторские, и мы выкладывали это в социальные сети, но, честно скажу, это совсем не то. У нас был хороший оператор, звук, всё качественно. Но эмоции не те абсолютно, ведь это на экране. И удивлять сейчас, конечно, нелегко. Можно собрать интересные инструменты, но этого мало. Нужно давать людям что-то большее: общение, интервью, информацию об артистах, какое-то маленькое шоу, душевность. Нужно в проект вкладывать больше, чем просто выступление. У меня в голове постоянно появляются какие-то идеи, как доработать "НЕформат": на экраны добавили картинку, как сейчас, собираю о музыкантах информацию и рассказываю об этом в интернете, на оркестре мы делали трансляцию движений дирижёра. Хочу делать что-то новое, а не просто забить расписание и сказать: всё, ребят, приходите, вроде как сойдёт. Хочу, чтобы о проекте, об этих музыкантах знали все.
- Легко ли удивлять сегодня зрителя, который имеет насмотренность и доступ к широкому кругу развлечений? Можно ведь зайти в интернет, посмотреть крутые зарубежные концерты, а не идти в бар на живую музыку.
- Это был очень сложный процесс. Опять же со стороны руководства удочка была закинута. Около года назад, когда проект только начинался, я сказал нет театру в пабе, для себя и для руководства обозначил сложность задачи. Это костюмы, свет, музыка, сценарий, и финансово дороже. Но знакомые подсказали мне, с кем можно посотрудничать. И месяца 3-4 назад пошли сообщения и звонки, люди начали узнавать про идею. Мы организовали несколько встреч с актёрами, наверно, пяти разных театров. Остановились на актёрах Музыкального театра, постановку делала Анастасия Жаворонкова, ассистент главного режиссёра Музтеатра. Она предложила несколько концепций и спектаклей разных жанров, мы выбрали одну, руководство поддержало. Мы просчитали расходы, что нам нужно будет по реквизиту, технической части и т. д., и решили, что это реально. Полтора месяца репетиций, которые несколько раз проходили и у нас. Вот так и поставили первую музыкальную трагикомедию "Оркестр" по Жану Аную. Я сначала настаивал на том, чтобы это было что-то драматическое, чтобы была тишина в "зрительном зале". Но когда мы с Григорием Вевером делали выступление оркестра, я понял, что гости не смогут постоянно находиться в тишине. И мы решили, что будем делать музыкальные вставки через каждые 5-10 минут. И вот этот формат зашёл лучше, чем что-то серьёзное, как я хотел изначально. Был полный зал, всем понравилось. Был даже директор Музтеатра. Мы с ней поговорили, познакомились и договорились сотрудничать дальше. Они нам очень сильно помогли, и мы решили, что будем делать какую-то маленькую коллабу, поддерживать их на своей площадке, а они нас. И я очень за такое сотрудничество, надеюсь, что кто-нибудь ещё захочет с нами поработать.
- Как прошёл первый спектакль в баре? Почему вы решили устроить театр в Oldman? Кто участвовал в постановке и как подобрали коллектив для неё? Какой была реакция зрителей?
- Первый раз всё дешевле, потому что мы пробуем. И для Анастасии Жаворонковой это был тоже первый опыт постановки в пабе. И первый опыт для актёров поиграть у нас на сцене. И честно скажу: я понимаю, что это стоит дороже, но на будущее мы уже договорились финансово сильнее заинтересовать актёров. То же самое с оркестром, который мы назвали Chamber Live Orchestra. 13 человек на сцене: 12 скрипок и дирижёр - это дорого, а выхлоп поменьше, чем в пятницу-субботу. За два часа нереально сделать большую кассу. Но Настя по опыту нам подсказала, что драматическую часть, которую я намеревался сделать основной в спектакле, нужно наоборот поменьше, потому что гости в полной тишине боятся даже вилкой до тарелки дотронуться, ведь это слышно. И мы поставили локальные запреты на время спектакля: не заказывать чай или кофе, чтобы не шуметь, всё скрипящее мы закрепили, так чтобы ничего не отвлекало гостей.
- А получается, что за вход на спектакль вы тоже не брали денег? Расходы большие на постановку?
- На вечера проекта "НЕформат" мы привлекаем людей из культурной среды. Ориентируемся на женщин в основном, знаем, какого возраста, где отдыхают, какие места посещают. И главная фишка: у нас вход бесплатный и нет депозита, а это привлекает. Любой человек может зайти и без проблем сесть за столик, если он свободен. Летом мы выставляем колонку на улицу и полностью транслируем то, что происходит на сцене, и я заметил, что, когда тёплая погода, люди заходят и удивляются, им нравится.
- На что делаете ставку, чтобы привлечь зрителей?
- Есть планы, но только на осень. Мы летом взяли небольшой отпуск. Но пока по четвергам у нас всё так же традиционно проходит: два джазовых вечера, два классических с инструментами. На осень я планирую сделать выступление духового оркестра. Ещё, возможно, будет отдельный джазовый оркестр. У нас с Гришей Вевером очень много идей, он даже предложил писать свой материал. Ещё хотелось бы добавить к инструментам немножко электроники. И, скорее всего, всё это будет проходить по воскресеньям, четверги у нас также остаются.
- Какие у вас планы в связи с этим проектом?
- А о чём мечтаете?
- Я мечтаю, чтобы у нашего паба появился второй зал или он был в два раза больше, чем сейчас. У нас не всегда хватает мест, ещё мы мечтаем о летнике, о веранде. Периодически приходится отказывать людям в бронировании, потому что всё занято ещё за неделю. Здесь привычно и нормально смотреть концерты стоя, но всё равно жалко, что так получается. Есть ещё одна маленькая мечта у руководства, я знаю точно, и я тоже поддерживаю, - открыться в другом городе. У нас были переговоры в Тюмени, но из-за событий последних двух-трёх лет всё накрылось медным тазом. Но надеюсь, что у нас получится, может быть, через год-два или в этом году.
Посмотреть запись фрагмента выступления Manhattan Jazz Band, на котором я побывала в прошлый четверг, можно здесь. До встречи на барной карте Омска!
Фото: Илья Петров
Омск Здесь @2022