Термин "Игра по фильму", применимый как к видеоиграм, так и к настолкам, уже давно считается настоящим клеймом. Нет нужды усердно работать над игровым дизайном и общим качеством продукта, ведь фанаты всё равно будут готовы выложить деньги даже за плохую игру, если на ней будет красоваться знакомое название. Исключением являются случаи, когда за создание игры берутся не желающие нажиться на инфоповоде "акулы бизнеса", а опытные геймдизайнеры, искренне желающие перенести атмосферу любимого фильма или сериала в интерактивную игровую форму.
Именно подобное исключение произошло в 2008 году, когда студия Fantasy Flight Games выпустила настольную игру Battlestar: Galactica, основанную на одноименном сериале.
Сюжет сериала повествовал о том, как проживающее на 12 дальних космических колониях человечество оказывается на грани истребления собственным творением - разумными роботами Сайлонами. Подготовив вторжение при помощи тщательно спланированной диверсии, маскирующиеся под людей Сайлоны уничтожили защиту колоний, а затем практически всё их население. Немногие выжившие спаслись на гражданских космических судах и сбились во флот, под руководством единственного выжившего военного крейсера "Галактика". Вместе они отправились на поиски "тринадцатой колонии" - давно утерянной планеты Земля.
Разумеется, на борту кораблей оказались и неотличимые от людей шпионы Сайлонов, а потому флот враждебных человечеству роботов будет следовать за "Галактикой" по пятам.
Более подходящей затравкой для настольной игры с тайным предателем обладает только "Нечто" Джона Карпентера, с недавних пор тоже имеющее настольную адаптацию, но именно "Галактика" вошла в историю как лучшая настолка в этом жанре. Необходимость бороться не только с саботажем внутри команды, но и с внешней угрозой флота Сайлонов, инновационные механики, позволяющие предателям скрытно мешать экипажу, позволили Battlestar: Galactica заслуженно заработать культовый статус среди настольного сообщества.
Вокруг авторских прав за 13 лет
Однако над играми по франшизе всегда висит дамоклов меч в виде шатких условий партнёрства, и порой даже при великолепных продажах некоторые настолки навсегда выходят из тиража из-за разорванного договора между настольным издательством и правообладателями. Не избежала такой судьбы и Battlestar: Galactica.
Успев перед своим уходом в небытие порадовать настольщиков тремя дополнениями, "Галактика" врезалась в память игроков настолько сильно, что некоторые отказывались мириться с её уходом. Бесчисленные print-and-play (напечатай и играй - прим. редакции) версии разного качества, эволюция фанерных жетонов и компонентов на офисной бумаге до напечатанных на 3D-принтере миниатюр и пластиковых карт показывали, что интерес игроков не угас даже за 14 лет.
Не стали мириться с происходящим и сами Fantasy Flight Games, и пускай для этого потребовалось ждать почти десять лет, в 2021 году они наконец представили миру следующий виток развития легендарной BSG, уже не ограниченную строгими условиями франшизы настольную игру Unfathomable.
Крупное российское издательство Hobby World не могло упустить столь важную для сообщества игру, и в середине июня 2022 года отечественные игроки увидели на своих столах локализованную версию новинки - "Непостижимое". Благодаря предоставленной издательством Hobby World обзорной копии, редакция сайта "Омск Здесь" готова поделиться своим мнением о новинке и сравнить её с сериальным прародителем.
Ух ты, говорящая рыба!
Действие ремейка BSG происходит в ставшей знаковой для Fantasy Flight Games вселенной Arkham Files, основанной на творчестве американского писателя ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта. Неописуемые кошмары из глубин далёкого космоса, обитающие на дне океана инопланетные цивилизации и могущественные боги, для которых человечество - лишь мгновение из их тысячелетних снов.
Даже не знакомые с творчеством Говарда Филлипса люди наверняка знают, кто такой Ктулху, ведь "лавкрафтовщина" давно и глубоко проникла в современную культуру… Прямо как гибриды Глубоководных проникли в экипаж круизного парохода "Атлантика", где и развернутся события "Непостижимого". Древняя подводная цивилизация и её жестокие боги давно грезят о власти над миром, осыпая золотом рыбацкие посёлки в обмен на тайную интеграцию в человеческое общество и создание общего потомства, медленно, но верно пополняющего ряды морских чудовищ.
Несколько таких гибридов проникли на борт "Атлантики" с целью "лишить здоровья" одного из пассажиров, обладающего знаниями об оккультном ритуале, способном изгнать океанических захватчиков из вод "Новой Англии". Но даже тщательно подготовленные планы существ из иной реальности не всегда выдерживают столкновения с реальностью в привычном её понимании, и ритуальное убийство не остаётся незамеченным остальным экипажем. Теперь пассажиры и команда "Атлантики" должны любой ценой доплыть до места назначения и рассказать о произошедшем. Но помимо находящихся среди них предателей, кораблю угрожает огромная стая Глубоководных и их повелителей, намеревающихся потопить судно вместе со своими секретами.
В "Непостижимом" от трёх до шести игроков берут на себя роль пассажиров и экипажа парохода "Атлантика", получая секретные роли, определяющие условия для победы в игре. Игрокам-людям нужно совместными усилиями достичь места назначения, преодолевая опасные воды, осаду корабля морскими тварями и саботаж предателей. Как только корабль преодолеет 12 условных единиц расстояния и достигнет следующей точки своего плавания - команда людей объявляется победителями.
Игроки-гибриды, тайно работающие против игроков-людей, должны всячески мешать их действиям, стараясь при этом не выдать себя и своих намерений. Если благодаря умелому саботажу на корабле закончится топливо, припасы, моральный дух экипажа или даже сам экипаж, то потомки подводных кошмаров могут праздновать победу. Помимо этого, разоблачённые гибриды могут оказывать своим чистокровным собратьям посильную помощь в осаде парохода, ведь если на поле окажется слишком много Глубоководных или нанесённых ими повреждений, "Атлантика" будет потеряна, а победа вновь окажется за предателями.
Кроме двух основных видов ролей, среди экипажа может также затесаться Культист, пришедший на замену Сочувствующему из Battlestar: Galactica, однако в "Непостижимом" его лояльность строго определена с самого начала. Хотя Культист не является гибридом глубоководных, он всё равно играет на их стороне, однако для победы он обязан помочь гибридам выиграть лишь в самый последний момент - когда корабль почти доплыл до места назначения.
Также из "Галактики" была перенесена механика смены ролей в середине партии: стоит кораблю проплыть половину своего путешествия, как всем игрокам тут же выдают вторую карту роли. Для тех, кто уже являлся гибридом, ничего не изменится, но есть немалый шанс того, что те, кто уже успел заслужить доверие остальных игроков, с этого момента начнёт работать на команду предателей, что ещё сильнее накаляет обстановку в партии.
Основа всего игрового процесса "Непостижимого" также претерпела минимальные изменения в сравнении со своим прародителем. Игрокам придётся обеспечивать работоспособность корабля и сохранность пассажиров, активируя различные отсеки, а также отбиваясь от заползающих на борт Глубоководных и стремящихся потопить "Атлантику". Ход каждого игрока состоит из двух действий, а сразу после этого он обязан вытянуть карту кризиса, управляющую действиями чудовищ-Глубоководных, и знаменующую некое происшествие на корабле, справиться с которым игрокам придётся с помощью коллективной проверки навыков.
Для прохождения проверки навыков во время розыгрыша карты кризиса, а также при активации некоторых отсеков, игроки должны тайно сбросить в общую колоду любое количество карт навыков, требуемых проверкой. Такие карты набираются игроками в начале своего хода, согласно характеристикам их персонажей, и определяют роль игрока в предстоящей партии. К примеру, немой бортмеханик едва ли сможет помочь успокоить недовольных пассажиров, так как этот персонаж не имеет карт навыка "общение", а вот харизматичный капитан корабля в этом может оказаться незаменимым.
Если сумма чисел на картах навыков, необходимых для прохождения проверки, совпадает с требуемым этой проверкой числом, то проверка считается успешно пройденной. Загвоздка лишь в том, что карты эти скидываются тайно, после чего перемешиваются, и игрокам-гибридам ничего не мешает добавить в эту колоду навыки, не относящиеся к текущему событию. Числа на этих картах вычитаются из суммы "полезных" навыков, и с лёгкостью могут помешать непредусмотрительным игрокам-людям провалить ключевую проверку, в результате чего могут пострадать как отдельные личности, так и весь корабль.
Огромные базовые корабли Сайлонов в "Непостижимом" заменены божествами-прародителями Глубоководных - Отцом Дагоном и Матерью Гидрой. Пока "мама" идёт вразнос и помогает своим детям крушить пароход, Дагон заботливо выставляет на поле дополнительных Глубоководных, забрасывая их прямо на борт. В отличие от BSG, пароход "Атлантика" - гражданское судно, неспособное дать вооружённый отпор морским гадам, однако на замену эпичным космическим сражениям пришла не столь эпичная, но не менее полезная механика ритуала. Некоторые карты кризисов вместо движения корабля продвигают вперёд шкалу ритуалов. Как только шкала заполнится, всё "семейство" глубоководных будет удалено с поля, а зазевавшиеся на палубе игроки отправятся в лазарет и не получат карты навыков на свой следующий ход.
Вернулись из "Галактики" и карты должностей - здесь они представлены в форме роли капитана корабля и хранителя фолианта. Обе должности часто должны принимать решения по некоторым картам кризиса, а также обладают уникальными полномочиями. Капитан выбирает курс корабля, а хранитель фолианта имеет доступ к мощной колоде заклинаний, способной влиять на шкалу ритуала и всячески помогать экипажу.
А может и навредить - всё зависит от того, кем на самом деле является обладатель должности. Если какой-то из игроков начинает вызывать подозрения, его можно отправить в карцер действием капитанского мостика, лишив его должности и возможности передвигаться по кораблю, пока он не сумеет пройти проверку для побега. Разумеется, проверка будет требовать участия всех игроков, поэтому для побега будет неплохо заручиться чьей-то помощью.
Если игроку-гибриду надоест безропотно терпеть растущее подозрение экипажа и постоянно сидеть в карцере, он может раскрыться и вести подрывную деятельность без оглядки на конспирацию. В отличие от BSG, уникальные одноразовые способности раскрытых предателей теперь строго присвоены определённым персонажам. Предательская "ульта" зачастую способна сильно склонить чашу весов в сторону команды предателей, и игроки-люди имеют крайне мало возможностей предотвратить её активацию.
Наконец ещё одним бонусом в арсенале Глубоководных является колода навыка "предательство", заменяющая все остальные навыки раскрытым антагонистам. Уникальные способности этих карт сами по себе могут изрядно попортить жизнь экипажа, а при добавлении их во время любой проверки их значения всегда считаются негативными. Эта колода - один из немногих элементов игры, перекочевавших в "Непостижимое" не из базовой Battlestar: Galactica, а из её дополнений… Но стоило ли оно того, когда возможности гибридов и без того велики, а уравнивающие их бонусы для людей стоит ждать лишь с ближайшим дополнением?
Глубокие, водные фантазии
Появление на полках магазинов "Непостижимого" ознаменовало возвращение перерождённой легенды настольного жанра "тайного предателя" в массовый доступ. Больше нет нужды заказывать у умельцев вручную сделанные копии Battlestar: Galactica, правила в которых зачастую были изменены для лучшего сочетания дополнений друг с другом. Больше не нужно кривиться при виде английского языка на компонентах игры или печатать перевод самостоятельно, ведь теперь у нас есть отличная, качественная локализация. Больше не придётся продавать почку ради покупки раритетного запечатанного оригинала BSG, ведь все её копии уже распроданы, а "Непостижимое" есть на полках каждого настольного магазина. Практически идеальный ремейк, бережно сохранивший основные механики и адаптировавший их для совершенно другой вселенной, а также упростивший перегруженность правил, свойственную настолкам нулевых…
И, увы, ключевым словом здесь является именно "практически". Многие изменённые механики потеряли свой шарм или полезность, упрощение правил не убавило частой и длительной возни с компонентами прямо во время игры, и, что самое страшное - намертво убили баланс. Кризисность "Непостижимого" полностью передаёт ощущения от игры в её прародительницу, а вот с неопределённостью исхода партии всё сложилось далеко не так гладко.
Устранение и упрощение части "человеческих" возможностей, а также расширенные возможности гибридов явно склоняют баланс сил в сторону предателей. По собранным игроками данным, примерно в 70 % партий победу вырывали гибриды, даже если человеческий экипаж "Атлантики" идеально справлялся со своими возможностями и грамотно вычислял в своих рядах предателей. Результаты сыгранных нашей редакцией партий близки к общественному мнению - в 6 из 10 игр победу одержали именно антагонисты.
"Непостижимое" может стать украшением любого стола благодаря красивому дизайну компонентов, прекрасным миниатюрам, и захватывающему игровому процессу, в котором баланс сил и обстановка на поле может измениться в любую минуту. Но перед покупкой вам однозначно стоит задуматься над тем, как быстро улетучится ваш интерес, если обстановка на поле зачастую меняется лишь в одну сторону.