К ЧЕМУ ИСКУССТВО?
Интервью с культурологом Галиной Чербой,
о том, почему стоить ходить в музеи.
Для чего сегодня, когда одним запросом в поисковых системах можно найти изображения миллиардов картин и скульптур, мы продолжаем ходить в музеи? Почему в путешествиях стараемся увидеть памятники и стрит-арт? Что нам даёт искусство?
Мы решили найти ответы на эти вопросы и поделиться ими с вами в серии материалов "К чему искусство?".
Настя Евдокимова
корреспондент
Поход в музей сегодня - это признак массовой или элитарной культуры?
Это признак массовой культуры, потому что музей сейчас доступен как никогда. Были раньше разные формы музейных цензов. Например, когда-то в музей не пускали без кожаной обуви. Это было серьёзным препятствием. Были музеи, которые носили частный характер, и зрители могли по сословной причине туда не попасть. Или же цена билета была очень высокой, и поход в музей себе могли позволить только состоятельные люди. В общем, были тысячи причин, по которым музей был доступен не всем. Но сейчас в музеях есть даже бесплатные дни, и пойти туда может каждый. Но вот содержание многих музеев становится всё более и более элитарным. Некоторые музеи, например современного искусства, требуют подготовки. И вот это, пожалуй, делает музеи менее доступным.
Я бы даже сказала, что не только подготовки, но и готовности увидеть то, что представлено в музее?
Это правда, практики сейчас чрезвычайно широки. Сами произведения искусства и то, что мы называем искусством, - это крайне широкий круг явлений. То есть мы можем прийти в музей и увидеть кричащего человека, одетого специальным образом. Или какие-то предметы повседневности, которые носят характер экспонатов. Некие экспонаты могут быть представлены таким образом, например, могут быть развешаны необычно, и вам нужно найти экспонат. Что тоже привносит в, казалось бы, обычный поход в музей элемент неожиданности.
Какие, если говорить в общем, маркеры культурности у современного общества?
Это очень сложный вопрос. Я, конечно, очень широко к этому подхожу и считаю, что культура - это всё, что не природа. И в этом смысле мы живём в чрезвычайно культурном обществе. Мы получаем знания, мы их передаём, передаём какие-то предметы. И, по сути, мы все знаем, как их воспринимать. Конечно, в общем и целом общество культурно. Но оно ведь не бывает некультурным. Другое дело, что есть некие стандарты культуры, которые принимаются в рамках некой договорённости внутри общества, консенсуса общественного, что вот культурный человек - он такой. Он в 10 классе один раз ходит в музей своего города. Но, мне кажется, что музей сейчас гораздо сильнее интегрирован в обязательную культурную программу. Вообще для музеев было большой неожиданностью, что в 20-х годах, прошлого уже, ХХ века, туризм, который раньше предлагал еду, загорание и осмотр достопримечательностей, вдруг перемещается в пространство музеев. И музеи были к этому совершенно не готовы. Им пришлось даже расширять площади. И вообще случился прямо музейный бум.
Для чего современному человеку приходить в музей?
Музеи очень разные. Если раньше мы предполагали, что музей - это Кунсткамера. Если в петровские времена (будем говорить о нашей истории) это что-то необычное, это что-то культурное в высоком смысле: скульптуры, некие живописные произведения, знать которые крайне необходимо, то сейчас, в продолжение ответа на ваш вопрос, - это крайне широкие практики. Поэтому теперь в музеи человек может отправиться за любым: узнать что-то новое, встретить себя, встретить кого-то иного. Более того, музейные программы сейчас крайне расширены, это не просто хождения, разговоры полушёпотом, чинное следование за экскурсоводом, который говорит: посмотрите направо, посмотрите налево. Вы можете быть вовлечены в художественную деятельность. И это, конечно, расширяет роль музея в обществе.Это правда, практики сейчас чрезвычайно широки. Сами произведения искусства и то, что мы называем искусством, - это крайне широкий круг явлений. То есть мы можем прийти в музей и увидеть кричащего человека, одетого специальным образом. Или какие-то предметы повседневности, которые носят характер экспонатов. Некие экспонаты могут быть представлены таким образом, например, могут быть развешаны необычно, и вам нужно найти экспонат. Что тоже привносит в, казалось бы, обычный поход в музей элемент неожиданности.
Есть разные акции, которые помогают привлечь в музеи посетителей. Например "Ночь музеев". Почему это так популярно и как это помогает самим музеям?
Здесь работает эффект события. Потому что в обществе большинство людей считает, что, однажды сходив в музей, в школе например, они свою программу выполнили. В этом нет ничего плохого, музей не апостол, он вас за собой звать не будет. И если говорить о современной жизни музея, то это череда событий. Если вы год не были, то вы пропустите как минимум три выставки. И об этом знают не все.
А нет ли проблемы в том, что такие акции привносят в музейное пространство некоторую попсовость и элементы шоу? Это не мешает общению с искусством?
"Ночь музеев" превращается в такое известное событие, на слуху. И многие люди, которые раньше в музеях не были, идут именно на событие: с музыкой, песнями, неожиданными выставками. Кто-то просто приходит на праздник с друзьями, а впоследствии обнаруживает и произведения искусства. Возможно, это становится первой встречей и историей долгой любви с музеем. А я вообще сторонница идеи, что без разницы каким способом человек встретился с произведением искусства. Часто спрашивают: а это хорошо, что оперные арии перепевают эстрадные певцы, а это хорошо, если произведения искусства печатаются на футболках, шоперах или пирожные делают художественные? Да, конечно, хорошо, потому что мы не знаем, из какого сора рождаются стихи, и мы не знаем, при каких обстоятельствах человек окажется в музее и как долго эта дружба и любовь продлится.