Что вам больше по вкусу - аудиальный перформанс в северном лесу или комедийная мелодрама в "съёмной квартире"? О ближайших театральных новинках "Омск Здесь" поговорил с режиссерами и актёрами "ЦСД-Омск" на "Культурном завтраке".
Спектакль "Папаши" (6+) состоится на сцене Центра современной драматургии 15 и 29 апреля в 19:00, а перформанс "Слепые" (16+) 20 апреля в 19:00.
Поставить французскую пьесу режиссёрам ЦСД предложил известный на всю страну продюсер и один из главных идеологов антрепризы Эльшан Мамедов. Ранее он приезжал в Омск со своим "Независимым театральным проектом". Режиссёр спектакля "Папаши" Ярослав Максименко рассказал, что лично отобрал материал для спектаклей. Он признался, что его сильно волнует история об отцовстве, а слово "папаша" кажется уничижительным.
- Я прихожу со своим сыном в поликлинику, а там говорят: "Папаша, пройдите, пожалуйста". Звучит так, будто есть нормальный родитель - мама, а есть папаша. Нормальный родитель не смог, и пришёл этот урод криворукий. Что, на мой взгляд, унизительно. Я хороший отец, и я многих мамаш за пояс заткну. Эта история про то же самое. Два главных героя - классные отцы. Они по ряду причин разошлись со своими жёнами, и весь государственный аппарат на стороне женщины. И абсолютно неважно, что это за женщина. А мужчины борются за свои права, они хотят быть со своими детьми. Эта история мобильная и для меня лично злободневная, - высказался Ярослав Максименко.
По его словам, "Папаши" - это история для более взрослого зрителя, потому что в спектакле много текста и шуток и мало визуальной проработки.
- Это первый спектакль в моей жизни, который проходит не в традиционном сценическом пространстве. Это абсолютно бытовая история. Для меня это ново, интересно и местами не очень понятно (улыбается). В ущерб визуальной части мы делаем упор на актёрской игре, она будет иметь приоритетную роль, - отметил режиссёр.
Один из "папаш", актёр Иван Курамов признаётся, что играть в этом спектакле - психологически тяжёлая работа.
- Как только мы начинаем играть социальную драму, ещё и по-русски, становится невозможно не слушать и не смотреть. И поэтому мы пытаемся "офранцузиться", облегчить это всё с помощью юмора, - рассказал он.
Ярослав Максименко подчеркнул, что проблема с реализацией многих идей - отсутствие материальной базы. Но, несмотря на трудности, омичи всегда помогали и продолжают активно помогать в сборе декораций для постановок.
- Нам вручили стипендию СТД РФ, и сейчас мы её экстренно тратим, потому что скоро премьера. Я обратился к своему знакомому - Александру, который делает декорации, с такой просьбой: "Ребят, мне нужны декорации сегодня. Но бабки будут летом" (смеётся). И он согласился. На данный момент он является меценатом театра. Мы как в древние времена, под честное слово, по рукам ударили и заключили сделку. Мы собрали весь реквизит, кроме рюкзака и смешного фартука, - рассказал он.
Режиссёр аудиального перформанса "Слепые" Стас Черкасов признаётся, что материал Мориса Метерлинка попался ребятам случайно.
- "Слепые" - это полная противоположность "Папашам". Это спектакль на малой сцене, занято большое количество артистов - 12 человек и абсолютная условность из декораций. Есть только световой экран, шесть тканей и песок. Придя туда, вы должны быть готовы, что "бам!" и больше ничего не увидите. Эта пьеса о бездействии. Её можно перенести и на семейную, и на рабочую, и на глобально общественную историю, - рассказал Стас Черкасов.
Владимир Кин исполняет в спектакле роль первого слепорождённого человека. Готовился для роли он на спектакле омского ТОП-театра "БОНОБО" и фильмах Аль Пачино - "Запах женщины" и "Крёстный отец". Также помогли наблюдения за незрячими людьми. Но, как он сам признаётся, что-то загадочное мешает ему произносить актёрские реплики.
- Декорация для меня сейчас является самым сложным. Потому что есть некоторые моменты, которые препятствуют нормальному произнесению текста, - отметил он.
В качестве музыкальных аранжировщиков в спектакле задействован знаменитый в Омске "Проект П". Как отмечает один из руководителей вокального ансамбля Антон Болабат, последнее время коллектив привлекает синкретизм музыки и театра.
- Так как ребята определили жанр спектакля как аудиальный перформанс, то здесь очень много внимания уделяют звуковому сопровождению. Мы немножко отходим от электризации театра, от того момента, когда запускаются на спектаклях какие-то шумы и музыка из колонок. Конечно, это даёт огромные возможности и упрощает задачу, но история становится отчасти искусственной. Наша задача в спектакле - изобретение звуков. Где-то это католические песнопения и латинские тексты, а где-то крики, хрипы и стуки. Из этого должна получиться картинка, понятная зрителю. Из звуков должен появиться смысловой пласт. Также мы будем использовать предметы: лист жести, деревянный ящик, поющий дождь. Задача безумно интересная, так как мы очень любим экспериментировать со звукоизвлечением,- рассказал Антон Болабат.
Второй режиссёр "Слепых" Ксения Тиссен призналась, что изначально не хотела ставить эту пьесу. Однако уже после прочтения поняла, что это очень интересный материал с неожиданной развязкой, который обязательно нужно ставить.
На вопрос о дальнейших планах ЦСД Ярослав Максименко отвечает с иронией: "Не сдохнуть".
- Худшего времени для создания частного театра придумать нельзя. Мы не знаем, сколько будут стоить завтра лампы в прибор, мы не знаем, сколько людей будет приходить на спектакль, потому что продажи начались очень неровные. Мы очень хотим заниматься тем, чем мы занимаемся. Но нам уже не 20 лет, мы не живём с мамой. Надо прирастать к каким-то капиталам и не обращаться с деньгами опрометчиво. Но это не значит, что мы так не делаем. Мы продолжаем так делать. Слабоумие и отвага наше знамя. Мы стараемся до последнего держаться за штурвал, - резюмировал он.
Текст: Алина Вершинина
Фото: Илья Петров