Честно говоря, никакой провинциальной бытовухи в Омске не случилось (ну, почти). Заголовок - моя хитрая попытка привлечь ваше внимание к новому спектаклю Омской драмы "Свадьба Кречинского"! Премьера состоялась в минувшие выходные 30 и 31 октября. Здесь я просто поделюсь своим персональным мнением и опытом, перескажу, что о работе думают сами актёры и режиссёр, а там уже решим, стоит премьера потраченного вечера или всё-таки нет.
Слева направо: Расплюев (Валерий Алексеев), Кречинский (Руслан Шапорин) и Фёдор (Степан Дворянкин)
Здравствуй, старый новый Кузин
Режиссёр Александр Кузин добрался до Омской драмы уже со своим четвёртым спектаклем. На этот раз (не опять, а снова) классическая пьеса. Сухово-Кобылин "Свадьба Кречинского" (в роли Кречинского Руслан Шапорин).
- Я как режиссёр очень долго думал об этой трилогии и, конечно, руки чесались сделать когда-нибудь. Но жизнь шла, и вдруг омский театр. Георгий Цхвирава предложил сделать "Свадьбу Кречинского". Я поначалу был немножко ошарашен предложением, потому что, понимаете, такие предложения поступают нечасто. Я ещё раз перечитал пьесу, ещё раз понял, какая она абсолютно современная, про сегодняшний день. Про то, когда на кон в игре ставится любовь, человеческие отношения, за которыми стоят огромные деньги. Для меня это очень важная сегодняшняя тема. Я согласился. А потом тут в омском драмтеатре ведь блестящая труппа, и есть кому это играть! - поделился Александр Кузин.
Вообще-то, предыдущие постановки Кузина мне очень-очень пришлись по душе. Был "На всякого мудреца довольно простоты" по пьесе Островского в блестящем исполнении актёра Сергея Сизых. Мой первый спектакль в драме и теперь всегда воспринимаемый мной как эталон.
Спектакль "На всякого мудреца довольно простоты"
Он, кстати, есть в видеозаписи, настоятельно рекомендую посмотреть! Тем более, что лейтмотивы старого и нового спектакля очень тесно переплетены. И там, и там центральный персонаж - хитрый обманщик, жаждущий обогатиться за чужой счёт и в итоге потерпевший крах.
Был и "Сирано де Бержерак", о котором я написала много тёплых слов вот тут. Сирано, кстати, прекрасно играл Руслан Шапорин. То есть, с режиссёром Кузиным они работают уже уверенно и давно.
Спектакль "Сирано де Бержерак"
И до сих пор есть весёлый спектакль-фейерверк "Безумный день, или Женитьба Фигаро".
Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро"
Так и что же я ожидала от четвёртого спектакля так полюбившегося мне режиссёра? Наверное, опять этой магической ретроспективы в прошлое. Чтобы мне, молодому зрителю (несмотря на то, что история уже пыльненькая, не на моём языке написанная), было не скучно, а интересно, вкусно и даже (по-школьному) поучительно. Но магии, к сожалению, не получилось.
"Красивый, плохой, злой"
"Свадьба Кречинского" - история про известного картёжника и светского шулера, который обманул невесту и всю её семью, выручив кругленькую сумму денег взамен фальшивого солитера (крупного бриллианта).
Но как по мне, Кречинский в роли отдельного персонажа совсем не интересен.
- Для меня это спектакль о превратностях судьбы. О том, что не всегда нужно доверяться удаче. Для кого-то, может быть, - об авантюристе, хотя для меня - про человека, который живёт как живёт, - отмечает Руслан Шапорин.
Положим, вся жизнь этого человека - почти шекспировская игра, он готов идти по головам, не щадить никого, даже способен на неприкрытое насилие (было реально больно видеть, как Кречинский-Шапорин избивает Расплюева-Алексеева). В общем, вся его жизнь - блеф и игра, а в исполнении Руслана Шапорина Кречинский получился и вовсе такой "красивый, плохой, злой". Ну и что с того?
Кречинский не для молодёжи?
Наблюдать за злодеяниями и обманом Кречинского (в отличие от "На всякого мудреца довольно простоты") как-то даже неприятно и мерзко. Ведь Кречинский - тот редкий тип действительно отрицательного персонажа. Спектакль зачем-то сконцентрирован на личности Кречинского, а также на местечковых конфликтах героев пьесы, вместо действительно актуальных для моего времени проблем.
Например, что насчёт бюрократизма и судебной системы? Когда Московский Губернский театр поставил "Свадьбу Кречинского" уже по мотивам целой трилогии Сухово-Кобылина, в постановку ещё вошла пьеса "Дело". Создатели спектакля решили, что в наше время ставить "Кречинского" вне контекста всей трилогии неправильно. И я с этим согласна. Вспомним только, какую драму пережил сам Сухово-Кобылин, обвинённый в убийстве своей гражданской жены. Часть "Свадьбы Кречинского" вообще была написана в тюрьме. Автор как через мясорубку прошёл все круги ада российского бюрократического аппарата, где то, что ты невиновен, никого особо не волнует, лучше разберись с бумажками. Вот это очень современно, разве нет?
Лидочка (Мария Токарева), Атуева (Валерия Прокоп), Муромский (Сергей Оленберг)
И всё-таки не могу не отметить, что отыграли мои любимые "академики" спектакль блестяще, очень живо и с юмором!
- Репетиции проходили очень здорово, в хорошей атмосфере, в любви. Мы уже с Александром Сергеевичем работаем второй спектакль. Первый был тоже очень для меня значимый - это "Женитьба Фигаро", там у меня была потрясающая роль Сюзанны. Здесь по объёму чуть меньше, но персонаж не менее интересный, потому что я обычно экспрессивных девушек играю, а здесь она такая более спокойная, жеманная. Мы полностью Александру Сергеевичу доверяем, и надеюсь, он нам тоже доверяет, поэтому с ним очень легко и комфортно, всё было в любви, - рассказала Мария Токарева.
Уж больно хороши костюмы, вот только (как по мне) совершенно пусты и картинны декорации. Ещё я заметила, какое неподдельное удовольствие от постановки получала возрастная аудитория. Смех, восторг и искренняя симпатия. Может, для неё спектакль и создавался? Однако посоветовать его людям моего возраста я не могу по всем вышеперечисленным причинам.
Теперь мне, пожалуй, осталось только посмотреть "Свадьбу Кречинского" в Омском музыкальном театре. Может, через танец и песню, в круговерти бешеного карточного азарта Кречинский представится интересней?
Фото предоставлено Омской драмой