Игры реальные, стол виртуальный. Всё о том, как играть в настолки с помощью компьютера
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 15 октября 2021, 16:02  •  печать

Игры реальные, стол виртуальный. Всё о том, как играть в настолки с помощью компьютера

Мы все привыкли к тому, что настольные игры - вещь осязаемая. Однако технологии не стоят на месте, и виртуальные адаптации настолок появляются всё чаще. О плюсах, минусах и причинах их существования расскажем в нашем материале.

Собираясь поиграть с друзьями в настольную игру, вы в первую очередь ожидаете живого общения в весёлой компании. Поставленный в те или иные игровые ситуации, каждый из ваших друзей может раскрыться с новой стороны, а сложившиеся в ходе партии истории ещё долго послужат источником смеха или дружеского соперничества.

Но события последних двух лет показали, что физический контакт с близкими людьми - это роскошь, которой можно внезапно лишиться. Однако даже в столь сложный период весь мир продолжал играть в настольные игры едва ли не больше, чем раньше. Как это оказалось возможным во время общемирового карантина?

Дело в том, что уже в течение нескольких лет настольные игры постепенно пробирались в мир цифровых развлечений, и многие нашумевшие настолки уже успели обзавестись своими цифровыми версиями. Нет, это не было заговором в преддверии пандемии - лишь способом перенести дружеские встречи за игрой на международный уровень. Не зря по многим из лучших представителей сегодняшней подборки устраивают мировые чемпионаты, проведение которых нельзя организовать без возможности игры на расстоянии.

Кстати, о лучших представителях. Сегодня мы расскажем вам о цифровых версиях самых популярных настольных игр, выявив все положительные и отрицательные стороны их "оцифровки".

Root (1-6 игроков)

Сражение нескольких кланов милых зверушек за владение лесом - это звучит как сюжет мультфильма для маленьких детей. Однако за нарочито детским визуальным стилем Root лежит сложная, асимметричная настольная игра, все совершаемые действия в которой максимально далеки от её внешнего вида. Войны, революции, работорговля и борьба разнящихся структур власти - и ни капли крови на экране благодаря столь обманчивому оформлению.

Упомянутая ранее асимметричность каждой из 6 доступных фракций означает, что партия за каждую из них будет идти по индивидуальным для неё правилам. Там, где индустриализация Маркисы де Котэ заставит её строить всё новые и новые мастерские и лесопилки, выдры из компании "Речное братство" будут стремиться создать как можно больше конфликтных ситуаций для продажи услуг своих наёмных отрядов.

Именно в этом кроется главное преимущество цифровой версии Root: возможность быстро понять принцип игры за каждую из сторон конфликта. Помимо того, что для партии не нужно ждать свободных выходных (в игре достаточно стабильный онлайн и динамичный игровой процесс), для каждой из фракций присутствует обучение, которое расскажет, чем отличаются фракции, как за них побеждать и что может помешать их победе.

Root является примером почти идеального переноса настольной игры в цифровой формат. Единственный минус, на наш взгляд, чисто эстетический: хотя графическая составляющая игры отлично передаёт визуальный стиль, физическая копия безоговорочно выигрывает благодаря не иначе как волшебному виду компонентов. Деревянных воинов фракций с напечатанными мордочками, нарисованный на поле осенний лес и гораздо более информативные планшеты фракций в игру перенести не удалось. Зато прекрасные иллюстрации Кайла Феррина на игровых картах продолжают радовать взгляд в своём первозданном виде.

Game of Thrones: The Board Game - Digital Edition (3-6 игроков)

Цифровая версия настольной игры по культовой серии книг и сериалу появилась всего год назад, хотя самой настолке в этом году стукнуло без малого 10 лет. Благородные дома Вестероса схлестнулись в кровопролитной войне за Железный трон, и именно игрокам предстоит привести свой дом к победе. Игровой процесс состоит из раздачи тайных приказов каждому региону, имеющему войско, и заключению временных союзов с другими игроками ради получения военной поддержки.

Вдвоём, однако, на железном троне не усидишь, поэтому бывшие друзья могут в мгновение ока повернуть свои силы против вас, оказав поддержку не вам, а вашему сопернику, или пройдясь огнём и мечом по вашим незащищённым тылам. Всё по заветам первоисточника - истинный правитель не может быть обременён вопросами морали.

Как и полагается хорошей цифровой настолке, игровой процесс изменений не претерпел. Бои всё так же решаются суммой силы войска и сыгранной боевой карты, сбор новых армий и борьба за власть происходят раз в ход по картам событий или по решению самых влиятельных игроков, а диалоги между игроками, благодаря которым происходит вся игровая политика… А где же они?

Стоит признать, что самой "игры" в "Игре Престолов" не так уж и много. Большую часть партии будут занимать обсуждения игроками будущих действий, споры о переделке территорий и яростные обвинения друг друга в предательстве. И именно этот важнейший аспект игры в цифровой версии отсутствует. Игровой чат не лучший медиум для подобных обсуждений, но даже коллективный сеанс голосовой связи едва ли улучшит положение, ведь настоящий накал внутриигровых страстей может принести только живое общение.

Gloomhaven (1-4 игрока)

Нашумевший dungeon-crawler (жанр приключенческих настольных игр с исследованием локаций и сражением с их обитателями, - прим. ред.) сам по себе напоминал классическую видеоигру в жанре RPG - прокачка персонажей, открытие классов, ветвистый сюжет и множество локаций в мире, который игроки открывали по мере прохождения истории. Неудивительно, что спустя пару лет после релиза ушла в разработку и цифровая версия "Мрачной Гавани".

Перенос на экраны центральных игровых механик, напоминающих боёвку в легендарных "Героях", не составил труда. Персонажи игроков, представляющие собой наёмников из 17 уникальных классов на выбор, отправляются на различные задания в первую очередь ради личной наживы и только потом, чтобы спасти город от очередной беды.

Передвигаясь по гексагональной карте, выстроенной в виде очередной гробницы, опасного леса или пещеры, персонажи игроков будут чередовать свою инициативу с разнообразными противниками, применяя двухсторонние пары карт способностей в разных комбинациях. Каждая миссия уникальна и является частью общего сценария, который постепенно раскроет игрокам как тайны самого игрового мира, так и новые предметы, которые можно приобрести за честно украденное из-под носа других игроков золото. Каждый класс персонажа уникален, и возможность сыграть за ещё неизвестного тебе героя - это горячо ожидаемое событие.

Находясь в раннем доступе уже больше года, цифровая версия Gloomhaven отточила большинство механик до полного соответствия, а полная визуализация происходящего в трёхмерном пространстве выглядит гораздо более внушительно, чем плоские картонные монстры на плоском картонном поле. Пожалуй, главный минус портирования Gloomhaven на ПК - отсутствие сюжетной кампании, но и его обещают исправить к моменту выхода из раннего доступа 20 октября.

Twilight Struggle (2 игрока)

Финансирование переноса легендарной стратегической настолки на экраны мониторов проходило всем миром на краудфандинговой площадке Kickstarter. Симуляция холодной войны - длившегося 45 лет политического противостояния СССР и США - зарекомендовала себя как одна из лучших настольных игр в истории, и её цифровая адаптация ничуть не уронила планку. Сохранив аутентичность отображаемой эпохе как в чёрно-белых фотографиях на картах действий, так и в добавленном саундтреке, "Сумеречная борьба" для персональных компьютеров стала центральной площадкой для ежегодно проводимых турниров.

Центральный игровой движок настолки - это карты действий, каждое из которых отображает определённое историческое событие эпохи 1945-1989 годов. Разыгрывая карту как событие или как военно-политические операции, два игрока сходятся в борьбе за контроль над умами и сердцами мировых государств, сдерживая при этом общее напряжение перед угрозой ядерной войны. Каждая веха в истории меняет баланс сил и вносит всё новые карты событий, произошедшие в эту эпоху.

Деньги вложившейся в краудфандинговый проект публики были потрачены не зря - переход настольной игры в компьютерную прошёл без изъянов, а многие моменты вроде подсчёта победных очков в регионах и вовсе стали автоматическими, значительно упрощая жизнь игроков. Они получили достойную адаптацию исторической настолки, которая сама сумела войти в историю, продержавшись на первом месте топа настольно-игрового форума BoardGameGeek в течение рекордных 5 лет.

Tabletop Simulator (1-10 игроков)

Любая цифровая адаптация настолки меркнет в сравнении с этим титаном. Соответствуя своему названию, "Симулятор настольных игр" является платформой, на которой можно сыграть во всё, что угодно, заплатив при этом только за стоимость самого симулятора. Открытая площадка настольных "модулей", являющихся полным переносом всех компонентов той или иной настольной игры, ежедневно пополняется новинками. Пользуются ей не только игроки, вносящие в базу данных доступных настолок свои любимые проекты, но и разработчики, выставляющие свои новинки в открытый доступ для тестирования своих детищ.

Важность Tabletop Simulator для сообщества настольщиков невозможно переоценить. Здесь собираются игроки со всего мира. Здесь присутствуют давно вышедшие из продажи игры, бережно отсканированные счастливыми владельцами. Здесь можно протестировать желаемую настолку, прежде чем вкладывать большие деньги в потенциального кота в мешке.

Само существование подобного проекта, в котором доступно всё (от шахмат до варгеймов с миниатюрами) - это настоящий памятник усердию и креативности настольно-игрового сообщества. Хотя даже в нём есть изъяны: процесс начальной расстановки или менеджмента компонентов автоматизирован не во всех играх, а заниматься подобным при помощи клавиатуры и мыши значительно дольше, чем производить тот же процесс вручную в реальности. Помимо этого, здесь игроки уже обязаны знать правила, прежде чем приступать к самой партии - никакого обучения, как в цифровых адаптациях, здесь не предусмотрено как минимум из-за огромного количества доступных для игры настолок. Также визуальное качество модулей с компонентами игры часто зависит от качества сканера самого автора модуля, ведь всё в большинстве случаев отсканировано им вручную. Но, несмотря на это, Tabletop Simulator остаётся лучшим способом сыграть в настолку в моменты, когда собраться с друзьями в одном месте не представляется возможным.

* * *

Разумеется, процесс игры в любой из перечисленных в статье проектов будет сопровождаться постоянной мыслью о том, что чего-то не хватает. Этим "чем-то" может быть как нехватка живого общения с другими игроками, так и отсутствие физического взаимодействия с компонентами. А некоторые и вовсе с недоверием относятся к выдаваемым программой результатам, зависящим от случайности. В отличие от абсолютной "прозрачности" броска кубика, работа внутренних процессов перенесённой в цифровой формат настолки остаётся для пользователя загадкой.

Но, даже принимая во внимание всю их "бездушность", цифровые версии настолок являются наиболее доступным способом попробовать что-то новое. Наличие персонального компьютера и безлимитного интернета давно перестало быть роскошью, а покупка большой настольной игры является столь же большим риском, ведь она должна понравиться не только вам, но и тем друзьям и близким, с которыми вы её разделите.

И это далеко не всё! Наша редакция обязательно расскажет вам много других вещей, которые делают настольное хобби таким интересным. А пока ждёте новый материал - играйте в настольные игры и не отвергайте современные технологии!

Читайте также