Несколько дней назад на стене торгового центра "Мега" появился самый большой в городе мурал. Огромное граффити привлекло внимание не только омичей, но и жителей других городов. "Омск Здесь" встретился с Ниной Проселковой, чтобы узнать о том, как реализовывался проект.
- Кто инициировал этот проект, руководство торгового центра или художники?
- Это была наша инициатива, то есть инициатива торгового центра "Мега" в Омске. Вообще, эта идея пришла в голову достаточно давно, но по разным причинам не была реализована, то есть, наверное, мы впервые стали задуматься о том, чтобы расписать какую-то из наших поверхностей на здании, либо на зданиях, которые находятся на территории, ещё в 2017 году. Ну вот наконец-то идея эта в полной мере реализовалась.
- С кем и как долго приходилось согласовывать столь радикальные изменения в облике здания, которые визуально идентичны по всей стране?
- Да, наша компания международная, но при этом на местах, у филиалов большая доля свободы. Нам сверху поступает минимальное количество рекомендаций, и мы в своей работе ориентируемся на потребности нашего локального сообщества. Мы обсуждали идею проекта с командой, отвечающей за концепцию, за бренд, и это было скорее обсуждение, чем согласование с корректировкой. Компания никак не препятствовала, а, наоборот, шла навстречу. Это связано ещё и с тем, что за 13 лет существования омской "Меги", фасад здания перестал вдохновлять жителей. Поэтому мы хотели его освежить, чтобы он снова радовал глаз.
- Есть ли подобные прецеденты в других городах?
- Наши коллеги из других торговых центров "Мега" в других городах также работают со стрит-арт-художниками, но ни в одном центре нет росписи непосредственно на фасаде здания.
- Сколько людей учувствовало в создании граффити, кто они и откуда? Были ли среди них омские художники?
- Мы работали с двумя уральскими командами - SPEKTR и Hot Singles In Your Area. Также часть эскиза выполнил омский художник Марат Абишев.
- В чём цель проекта и как долго он готовился?
- С одной стороны, цель этого проекта, сделать мощное, художественное высказывание, поразмышлять над нашей омской идентичностью. Мы хотели, чтобы проект получился ярким, новаторским. С другой стороны, для нас было важно подчеркнуть нашу особенность. Это своеобразное признание в любви к городу.
С момента начала работы над проектом и до его реализации прошёл целый год, из которого активная фраза - сам процесс создания - длилась всего месяц. Всё остальное время мы занимались тем, что придумывали детально совместно с художниками эскиз и согласовывали его внутри нашей компании, потому что у нас есть определённый концепт, есть бренд-команда, которая отвечает за айдентику и характер бренда. Поэтому длительный процесс продумывания эскиза длился довольно долго, но все стороны поддержали идею, и мы смогли воплотить нашу задумку.
- В граффити фигурируют некоторые локальные мемы. Как они отбирались и почему выбрали те, которые появились на стене?
- Это был очень долгий процесс выбора локальных фишек. Что-то предлагали мы, что-то приносили сами художники. Главное, мы хотели уйти от негативных контекстов и запечатлеть забавные вещи и локальные гордости Омска. Поэтому в мурале нет ни омской птицы, ни фразы "Не пытайтесь покинуть Омск", ни нашего метро. Вместо этого мы сделали акцент на исторических и культурных фигурах, например Егор Летов и "Авангард". Также в этой работе можно увидеть отсылки на современных героев города, среди которых сообщество JVCR, галерея "Левая нога" и современные омские художники, которые делают новое имя города. В нашей работе мы не забываем старое, но при этом смотрим на настоящее и в будущее.
- Когда смотришь на эту работу впервые, создаётся впечатление, что это хаотичный набор разных рисунков. Объясните неискушённым людям, что изображено на стенах здания?
- На мой взгляд, работа нашла такой отклик у людей, потому что в мире стрит-арта ничего подобного и в таком объёме ещё не делали. Концепция этой работы в том, что мы представляем нашу реальность как единое коммуникационное пространство, где online и offline переплетены настолько сильно, что провести границу между ними очень сложно. К тому же сама форма стены вдохновила нас оформить её как некую новостную ленту, в которой всплывают различные образы. Весь мурал можно разделить на три большие части. Первая посвящена искусству. Начинается она с изображения торса статуи Давида, символизирующего античность, показывает творения современных омских художников и заканчивается работой стрит-арт художника Марата Абишева. Вторая часть работы - более социальная, и поднимает вопросы заботы об экологии и окружающем мире. И последняя, третья часть, показывает наши гордости, среди которых омские закаты, Егор Летов, шар Бухгольца, наш "Авангард". Мы решили, что будет интересно оформить всё это стилистикой старой "винды", знакомой многим.
- Как удалось забрать такую большую рекламную площадь для рисунка?
- Стена, на которой разместился рисунок, не имела никаких рекламных конструкций, баннеров. Она была обычной, серой. Теперь нет. Так что мы ничего не потеряли с точки зрения рекламных мест, ещё и украсили здание.
- Важны ли такие высказывания для города? Почему?
- Такие творческие высказаны, безусловно, важны. Это подтверждается количеством публикаций в наших и федеральных СМИ. Такие проекты позволяют позитивно выделить наш город, создать позитивную ассоциацию. Этот мурал, не побоюсь этих слов, новая городская достопримечательность, которая позволяет нашим людям не думать, что мы какая-то глубокая провинция, в которой ничего не происходит.
- Это граффити временное или оно будет меняться, реставрироваться?
- Граффити не временное. Пока мы не планируем его убирать, но и менять тоже. Конечно, если роспись каким-то образом пострадает, то она будет отреставрирована.
- Были ли какие-то реакции от коллег из других городов?
- Реакций очень много и от других коллег, и от центрального офиса. Например, девушка из Уфы написала "Омск, вы правда это сделали?!". Она думала, что это рендер или фотошоп, а не реальная работа.
Фото: Илья Петров