Чтобы читать эти книги, требуется определённое мужество. Потому что все они ставят читателя лицом к лицу с такими тёмными глубинами, таящимися в человеке, что вынести это непросто. Томас, вооружившийся теорией Фрейда, исследует самые тайные стороны человеческой психики. Изучает корни фашизма и очень наглядно иллюстрирует ужасные проявления людей. Шолохов создаёт огромное полотно, где во всём своём масштабе разворачиваются страшные события, а идея становится выше любви, тепла, родственных чувств и здравого смысла. Достоевский погружается во внутренний мир человека глубоко и подробно, с большой страстностью и вниманием. Его герои говорят очень страшные слова. И очень светлые. Эту книгу надо пережить, как явление.
"Белый отель", Дональд Майкл Томас
Я прочитала много книг. Но не многие из них вызывали сильнейшие чувства. "Белый отель" вызвал. Эту книгу невозможно забыть, о ней думаешь постоянно. Она вызывает шок. И даже, пожалуй, сожаление, что ввязался в это. Потому что ужасные сцены ещё долго стоят перед глазами. Я чувствовала себя почти больной после того, как закончила её читать. И в то же время я благодарна этой книге за лавину мыслей и открытий, которую она вызвала во мне. В "Белом отеле" автор поднимает такие масштабные и глубинные темы, что не сразу "въезжаешь". Томас исследует самые тайные и тёмные стороны человеческой психики. Он берёт себе в "соавторы" самого Фрейда и его пациентку, страдающую истерией и фантомными болями. Первые две главы - это поэма и дневник пациентки. И если бы не положительные отзывы, прочитанные мною ранее, я бы бросила эту книгу ещё на первой главе. Невероятные фантазии, извращённая смесь секса и смерти, вожделения и бесконечной череды трупов - это было трудно выдержать. Но с третьей главы начинается психоанализ Фрейда, а дальше всё разворачивается совершенно невероятным образом. Первые две главы, которые надо пережить, совершенно не предвещают того, что будет дальше. Автор этой книги - поэт и переводчик с русского, большой ценитель творчества Пушкина. И здесь есть необычайно лиричные строки и сцены. Красота и ужас рядом, они проступают явно и ярко, "выпячиваются" благодаря друг другу. Я думаю, именно поэтому книга вызывает такое потрясение. "Белый отель" даёт повод размышлять о роли матери в жизни человека, о влиянии детских травм, о сексуальности в том смысле, как понимал её Фрейд (а не о накачанных губах и ягодицах). О том, что фашизм оказался возможен, потому что нашёл отклик у многих людей, у их тёмной стороны. Евреев в Бабьем Яру расстреливал не Гитлер! Нашлось множество желающих участвовать в этом запредельном, ужасном, неподдающемся пониманию злодеянии. Мысль об этом не даёт мне покоя. Я не то чтобы утратила веру в человечество, нет. Но я точно не питаю иллюзий, что мы все движемся к лучшему, к всеобщему счастью. Никакая цивилизованность, образованность, знания не могут компенсировать, нейтрализовать или изменить глубинную природу человека. А особенно - её тёмную сторону. Развитие психоанализа и зарождение фашизма происходило на одной территории, примерно в одно и то же время. Великая просвещённость и великая ненависть ходят рядом. Чтобы вынести мысль об этом, необходима великая вера. Мир, который открывает читателю "Белый отель", невыносим без веры и любви. Томас обращается к категории времени и затрагивает вопрос бессмертия. В этом он опять опирается на Фрейда. И именно этот аспект книги не даёт окончательно захандрить. Здесь есть как будто проблеск надежды и осмысленности всего, что было, есть и будет.
"Тихий Дон", Михаил Шолохов
К этой книге надо морально готовиться. К объёму, масштабу и тяжести тем. Во время чтения меня постоянно сопровождали раздумья о природе человека. О страшных, тёмных сторонах в человеческих душах. О том, что случаются такие времена, когда вся нечисть выходит наружу, и пирует, пожирая человечину. И нечисть эта - внутри людей. Страшно мне было во время чтения "Тихого Дона". Страшно понимать, что за сто лет не сильно мы поменялись. И, не дай Бог, повторятся подобные события, будет всё то же самое - ненависть, кровожадность, всеобщее помешательство, бессмысленная гибель огромного количества человек, обесценивание жизни. Необыкновенно прекрасно передан казачий быт и диалект. Как будто оказываешься на хуторе среди казаков, стариков, баб и девок, чувствуешь запахи куреней, слышишь, как течёт Дон. Так силён эффект погружения в книжную реальность, что когда начинаются кровавые сцены войны, мурашки бегут по коже. До того правдоподобно и жутко описал Шолохов, как люди уничтожают друг друга. Рубят головы, кромсают животы, убивают лошадей. Мучаются сначала от этого, а потом воспринимают убийство как дело обыденное, скучное и привычное. И от этого 3D-эффекта, от почти присутствия в книге, ощущаешь всеми своими чувствами, что не ушло никуда всё это. Что всё здесь и сейчас с нами - и кровожадность, и растерянность, и ужас, и отчаяние. Всё это и сейчас происходит в мире, и будет происходить всегда. Потому что природа человека не меняется, как бы ни было от этого осознания больно и страшно. Как так могло произойти, что идея стала выше человеческого тепла, дружбы и здравого смысла? И как быть в следующюй раз, когда опять настанет такое всеобщее помешательство? А, судя по всему, человечеству не удастся (и уже не удаётся) избежать повторения. Огромный объём книги даёт ощущение масштаба перемен, произошедших с казачеством за годы Гражданской войны. Как будто громадным плугом перепахали Россию, не замечая, что под него попали вообще все - старики, женщины, дети, согласные и несогласные. Страстность, с которой Шолохов написал "Тихий Дон" чувствуется в каждой главе. Образы и картинки выпуклые, яркие. Некоторые и не видел бы уже, но они впечатываются в память, мучают своей страшной сутью. Гениальная книга. Страшная, мощная, прекрасная и незабываемая.
"Братья Карамазовы", Фёдор Достоевский
Писать рецензию на эту книгу как-то неловко. Столько учёных мужей про неё писали, столько исследователей изучили каждую строку, каждую букву. Поэтому я коротко напишу мои личные ощущения. Первый раз "Братьев Карамазовых" я прочитала запоем на втором курсе. Тогда книга оставила очень позитивные впечатления, было ощущение света и вдоха. Прошли годы )) Точнее, 19 лет. И в этот раз книга воспринималась совсем по-другому. Я увидела, что она многослойная, многосмысловая. Ощущение объёмности, громадности - главное в этот раз, наверное. Как будто каждая страница - не просто бумажный тонкий лист, а толстенный том. Каждая страница. И поэтому в итоге впечатление такое, что ты не одну книгу прочитал, а протащил на горбу целую библиотеку. Я предполагаю, что личность автора, выступающая за каждой строкой, производит такой эффект. Фёдор Михайлович всё время маячил за строчками. И говорил он, а не его герои. Страшные слова и светлые. Про поиски Бога, свободу воли, бессмертие и смысл жизни. Экзальтированные, преувеличенно нервные персонажи со сверкающими глазами к середине книги перестали раздражать именно из-за ощущения чего-то бОльшего, что несёт в себе этот роман. Поэтому вся эта горячность, лихорадка, мазохистское наслаждение от обличения собственной низости, самобичевание, душа навыверт - всё это стало восприниматься как средство, пробивающее броню огрубевшего обывателя. Чтобы донести главные смыслы. Роман показался мне неоконченным. Чувствуется, что эволюция главных героев должна ещё продолжаться, и, может, главное ещё впереди. Позже я прочитала, что Достоевский задумывал "Братьев Карамазовых" как первую часть трилогии. Но остальное написать не успел - умер. Жаль.
* * *
Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.
Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".