Мой медведь недоволен вашими стереотипами: топ-5 игр про Сибирь
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 16 марта 2021, 13:52  •  печать

Мой медведь недоволен вашими стереотипами: топ-5 игр про Сибирь

"Омск Здесь" разобрался, всегда ли образ нашего региона в видеоиграх карикатурный и есть ли проекты, отрешённые от этого.

Не секрет, что в поп-культуре некоторые страны или отдельные регионы показываются очень стереотипно, разработчики контента опираются на банальные ассоциации. Особенно это прослеживается в компьютерных играх. Например, Япония - это самураи, бамбуковые рощи, пагоды, как в Shadow Warrior, и невероятные технологии, как в "C&C: Red alert 3". Ближний восток практически в любом шутере - это полуразрушенные города, бедность, враждебное и дикое население, вооружённое калашниковыми, а Канаду вообще "рисуют" как "деревню дураков". Не последнее место в это топе занимает и наша страна, и особенно Сибирь, которая часто олицетворяет Россию в целом. Холодная, заснеженная пустыня, где суровые, бородатые люди водят дружбу с медведями и согреваются крепким спиртом, - частая локация в играх. Мы выбрали топ-5 популярных проектов, в которых фигурирует Сибирь, и разобрались, какие из них наполнены избитыми клише для атмосферы, а в каких суровые условия - это важный элемент игры.

Syberia (2002)

82 балла - оценка на Metacritic

Syberia - это одна из немногих, если не единственная, игра, в которой акцент сделан не на суровости Сибири, а на её красоте и загадочности. Эта история с налётом фантастичности - совсем не экшен про выживание, где нужно разводить согревающий костер и напрягать все свои органы чувств, чтобы не оказаться в пасти дикого зверя. Syberia - это игра, скорее напоминающая фильмы в жанре road movie, где герой проходит десятки миль и ввязывается в историю исключительно для того, чтобы исполнить заветное желание.

Главная героиня Кейт Уолкер приезжает в город Валадилена для завершения сделки по продаже фабрики по производству заводных игрушек. Но хозяйка фабрики умирает, не успев подписать нужные бумаги. Перед смертью она оставила письмо, в котором рассказала про своего родного брата Ганса, которому теперь и принадлежит предприятие. Проблема в том, что, ещё будучи маленьким мальчиком, Ганс загорелся желанием увидеть мамонтов и ушёл из дома на их поиски в Сибирь. Больше его никто не видел. С этого момента и начинается путешествие Кейт, которое приведёт её к удивительным открытиям.


Rise of the Tomb Raider (2015)

86 баллов - оценка на Metacritic

Женская версия знаменитого искателя сокровищ Индианы Джонса знакома практически каждому. Во второй части перезапущенной игровой франшизы, Лару Крофт занесло именно в Сибирь. Любопытно, что визуальные стили главных героиннь Syberia и Rise of the Tomb Raider очень похожи. Но, несмотря на внешнее сходство персонажей и общий пункт назначения, игры разительно отличаются представлением образа Сибири. Syberia - это история, в которой окружающий мир не просто фон, а ключевая фишка игры. А вот в Rise of the Tomb Raider - это как раз-таки просто декорация. Вот там-то и надо будет выживать, спасаться от медведей и сражаться с врагами на заброшенных советских базах с памятниками Ленину и агитплакатами. Но из-за этого игру нельзя назвать плохой. Это классный проект с интересным сюжетом и продуманными персонажами, только вот о России там снова говорится в контексте медведей и коммунизма. 


Help Will Come Tomorrow (2020)

67 баллов - оценка на Metacritic

А вот другой любопытный проект про выживание в сибирской тайге - Help Will Come Tomorrow. Несмотря на жизнеутверждающее название игры, она не менее сурова к игроку, чем условия, в которых оказались персонажи. Действия разворачиваются перед Октябрьской революцией. На поезд, идущий по недавно построенной Транссибирской железной дороге нападают бандиты, в результате чего состав терпит крушение, и выживают лишь четверо персонажей. Каждую новую игру состав героев будет отличаться. Среди них могут быть помешанный на чести офицер-монархист, солдат с комплексом выжившего, сибирский крестьянин или английский лорд-путешественник. Чтобы спастись, героям придётся преодолеть классовую ненависть, полярные политические взгляды и научиться действовать сообща, обустраивать лагерь, охотиться и собирать ресурсы. В Help Will Come Tomorrow, как и в Syberia, сибирская тайга - важное атмосферное дополнение, без которого игра бы утратила свой шарм.


The Hunter: Call of the Wild - Medved-Taiga (2017)

64 балла - оценка на Metacritic (оригинальная игра)

Если вы хотите побродить по заснеженной тайге, наслаждаясь красотой и просторами, и при этом не следить за сложными взаимоотношениями персонажей, то тогда вам стоит обратить внимание на The Hunter: Call of the Wild - Medved-Taiga. Тут, как и в Syberia, окружающий мир - это 50 % от игры. Здесь также нет зубодробительного экшена, но зато можно поохотиться на лису или лося, а если повезёт, то и на символ Сибири - медведя. В отличие от большинства популярных игр, где игрок попадает в родную для нас местность, в The Hunter: Call of the Wild - Medved-Taiga напрочь отсутствуют какие-либо стереотипы, а сибирская тайга выглядит не пугающим и безжизненным местом, а потрясающим природным храмом.


Metro Exodus (2019)

82 балла - оценка на Metacritic

Это самый крупный из рассмотренных проектов. В отличие от других игр топа, Metro Exodus не сконцентрирована на Сибири. Здесь это только финальная точка на пути главного героя. По сюжету игры, он прибывает в Новосибирск, который в результате ядерной войны стал одним из самых опасных регионов на территории России. На поверхности зашкаливающий уровень радиации, а в затопленных тоннелях метрополитена обитают голодные мутанты. Таким видят Новосибирск авторы игры. Следует отметить, что доступная часть города воссоздана достаточно детально (насколько это возможно в контексте постапокалиптического мира). Город предстаёт перед игроком заснеженным и разрушенным, но при этом он ощущается как крупный мегаполис. К слову, сами жители Новосибирска с иронией отнеслись к такому облику города в игре, писав в комментариях "Как похорошел город-то - пробок совсем нет!", "Обычные фотки Новосиба в обычный хмурый день", "А почему белых медведей на улицах нет? Неужели от радиации все вымерли?".

Разумеется, это не все подобные проекты. Несмотря на популярность Сибири в видеоиграх, полноценных проектов по ней не так много. Зачастую это либо дополнения к уже существующим играм, либо небольшая миссия в них. А в каких играх вам понравился или не понравился образ Сибири? Напишите в комментариях.

Читайте также