Летний праздник посвящён солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.
У него есть целый ряд других названий, например, Иванов день, Колосок, Ярило, Кокуй, Иван-Травник, Сонцекрес, Иван Петровный и другие.
Само название имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанна Крестителя. Культурологи и историки отмечают, что в этот день соединяются языческие и христианские традиции, так как история праздника довольно древняя. В средние века на Руси этот праздник не отмечали и считали его бесовским. Современная православная церковь и сейчас не до конца одобряет все его традиции.
Считается, что в этот день сливаются две стихии - огонь и вода. Часть обрядов проводилась ночью. Омыться водой в этот день нужно было до захода солнца, а после люди начинали жечь костры, причём зачастую использовался древний способ его разведения - трение дерева о дерево. В центре костра обычно возвышался шест, на который сверху насаживали колесо, череп коня или коровы, смоляную бочку. Такая конструкция соотносилась с образом мирового дерева.
Обычно костры жгли до утра, к огню должны были подойти все женщины села, а те, что не приходили, считались ведьмами. Вокруг костров водили хороводы, пели купальские песни. Ещё одна забава: прыжки через костёр. Тот, кто прыгал выше всех, тому должно было ждать счастье, девушки, прыгая через костёр, "очищались" от сглазов, немочей и заговоров.
В этот праздник выбирались суженые и совершались любовные обряды: пары прыгали через костёр, взявшись за руки. Если во время перепрыгивания они не разжимали руки или им в след летели искры - союз должен быть долгим и удачным. Влюблённые дарили друг другу венки, искали цветок папоротника и купались в утренней росе.
Купальский венок составляли из трав и цветов: берёзы, папоротника, базилика, розы, герани, ежевики и других растений. Обычно в процессе праздника венок нужно было уничтожить: сжечь, пустить по воде, забросить на крышу дома или унести на кладбище. В некоторых случаях венок всё же оставляли, и тогда считалось, что он начинает обладать лечебными и защитными свойствами. В Полесье была своя традиция: самую красивую девушку обнажали, окутывали её с головы до ног гирляндой из цветов и все вместе отправлялись в лес, где остальные девушки получали от неё венки. Красавице завязывали глаза и по тому, кому какой венок достанется, свежий или сухой, судили о предстоящем замужестве.
Ещё одно отличие этого праздника - ритуальные бесчинства. В купальскую ночь, как и на Святки, молодёжь крала дрова, телеги, замазывала соседям окна, разбрасывала хозяйственную утварь, переплетала дорогу нитками.
Сейчас праздник уже не имеет такого распространения, как раньше. Культуролог Наталья Мандрыгина рассказала "Омск Здесь", как отмечают праздник в современной России.
- Праздник Ивана Купалы, несмотря на то, что он языческий, отмечается и по сей день, правда, уже не с тем размахом. У нас сейчас это больше выглядит как праздник для детей, как его называют в детских лагерях "Праздник Нептуна", когда все обливаются водой. Это, наверное, единственная дожившая традиция, когда ты выходишь на улицу и понимаешь, что именно в этот день тебя могут окатить. Есть ещё определённые места, где язычники отмечают праздник со всеми обычаями, но для основной массы людей это уже больше развлечение, чем обрядовая деятельность.
Основные традиции, которые сохранились, - пускать венок в поисках суженого (незамужние девушки плели венки и пускали их по воде, к какому парню он приплывёт - тот судьба), прыгать парами через костёр, водить ручейки и хороводы, гадать. И хотя есть традиция обливаться, купаться в водоёмах в этот день нельзя, существует миф, что именно на Ивана Купалу могут утащить русалки. По преданию в этот день цветёт папоротник. Из бытовых примет: в этот день не дают в долг и ничего не продают, иначе семью ждут убытки.
Смешение традиций, христианских и языческих, происходит ещё и потому, что 7 июля - это великий праздник для православных, отмечается рождество Пророка Иоанна Предтечи, который является Крестителем Господним. Получается, что один из главных православных праздников совпадает с главным праздником у славян.