Мы продолжаем знакомить вас с выпусками программы "Удивительное рядом. Омская версия" (12+), выходившей на телеканале "Продвижение". Предлагаем вашему вниманию текст с самыми интересными фактами из передачи и архивное видео, из которого вы можете узнать ещё больше интересной информации.
На это раз речь пойдёт об Омском музее изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля. Это крупнейшее в Сибири художественное собрание. В нём есть коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Живопись, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло - всего около тридцати тысяч единиц хранения. Живописных полотен в музее насчитывается три тысячи. Коллекция сарматского золота второго века до нашей эры - одна из уникальнейших в мире.
История Омского музея связана с коллекцией живописи графа Румянцева. Этот просвещённый человек, во время Наполеоновских войн занимавший должность министра внутренних дел России, завещал всю свою коллекцию книг, рукописей и картин государству. В 1831 году в Санкт-Петербурге собрания Румянцева были открыты для обозрения, а в 1861 - перевезены в Москву. В 1921-27 годах фонд был расформирован, а картины переданы другим музеям и галереям.
Датой основания музея считается 21 декабря 1924 года, когда в стенах бывшего губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском краевом музее. На втором этаже тогда было представлено девяносто произведений известных омских художников.
Коллекция произведений Ивана Айвазовского считается самой большой за Уралом, она охватывают крупный период творчества - с 1850 по 1890-е годы и насчитывает девять пейзажей. Все полотна поступили в Омск в 1927 году из Государственного музейного фонда.
Коллекция западноевропейской живописи, хранящаяся в музее, по праву может считаться одной из лучших в Сибири. Она составляет более 200 произведений и включает работы мастеров Италии, Испании, Голландии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии, Бельгии, а также китайских и японских мастеров.
Коллекция картин Алексея Явленского в омском областном музее имени Врубеля насчитывает девять картин, в то время как в Эрмитаже есть всего одна.
Наибольшее количество акварелей конца XIX века с изображением Омска, из хранящихся в российских музеях, принадлежит кисти Николая Каразина. Долгое время об их судьбе в нашем городе не было известно ничего.
Дело в том, что Омск ждал приезда цесаревича Николая Александровича - будущего императора Николая II. Казаки готовились особо: в числе подношений задумали и набор картин, живописавших важнейшие события трёхвековой службы сибирского казачества. Сюжет продумывал полковник Георгий Ефремович Катанаев, а выполнить работу предложили знаменитому в то время художнику Николаю Николаевичу Каразину.
Так появились 27 акварельных рисунков из истории службы Сибирского казачьего войска. Наследнику работы очень понравились, и он забрал их с собой. Что стало с картинами после - неизвестно. Долгое время они считались утраченными.
Но не так давно омский художник Алексей Михайлович Белокрыс просматривал в интернете цифровые коллекции, посвящённые освоению Сибири, и наткнулся на альбом акварели по истории службы Сибирского казачьего войска. При внимательном рассмотрении это оказались те самые картины кисти Каразина. Так неожиданно была найдена коллекция акварелей Омска конца XIX века.
Коллекция произведений Бёдзана Хирасавы, хранящаяся в Омском областном музее имени М. А. Врубеля, признана одной из интереснейших. Речь идёт об уникальных памятниках изобразительного искусства середины XIX века. Среди акварелей - жизнь и обычаи айнов, представляющих историю и быт этого древнейшего народа Японии.
На картинах сцены охоты, рыбной ловли, многочисленные изображения различных ритуальных действий, жанровые ситуации. Айны, некогда населявшие всю центральную и cеверную часть Страны восходящего солнца, Южный Сахалин и Курильские острова, создали культуру, не имеющую прямых аналогов у народов Юго-Восточной Азии. История айнов драматична: начавшаяся в 1880-е годы активная колонизация японцами привела не только к почти полной утрате их языка и культуры, но и к значительному сокращению численности самого народа. В настоящее время айнов осталось не более 15-20 тысяч.
Ранее в рамках проекта "Любимый Омск" мы писали о свадебных дореволюционных традициях омичей и бане Коробейникова.