Сибирские "Фаберже". Супруги Крышковец о ювелирном тандеме
Дарья Молчанская
Омские мастера, работы которых хранятся в частных коллекциях Европы и в музее Кремля, рассказали, почему они не посещают ювелирные магазины и почему не все могут стать обладателями их авторских изделий.
Сегодня, 31 января, свой профессиональный праздник - Международный день ювелира отмечают мастера, которые украшают нашу жизнь. Корреспондент "Омск Здесь" заглянула в мастерскую самых известных омских ювелиров - Ольги и Владимира Крышковец. Их творческий и семейный дуэт уже более 40 лет создаёт ювелирные шедевры, работы находятся в музеях России и в частных коллекциях Франции, Швейцарии, Германии, Австрии и Израиля.
Ольга родом из Ивановской области, Владимир - из Костромской. Оба выросли в старинных русских сёлах, где сохранился дух былинной Руси. Судьба свела их в Красносельском училище художественной обработки металлов. Позже Ольга поехала по распределению в Омск, а Владимир отправился в армию. Через два года они встретились здесь, в Сибири.
Хотя Крышковцы высококлассные мастера в ювелирном деле, считают они себя прежде всего художниками.
Хотя Крышковцы высококлассные мастера в ювелирном деле, считают они себя прежде всего художниками.
Ольга: - Мы никогда не думали, что будем ювелирами. Писали картины, занимались скульптурой. Судьба сложилась так, что мы стали свободными художниками. В Омске нас пригласили в художественный фонд, и мы начали осваивать профессию ювелира. В городе до этого были хорошие художники, а художников-ювелиров не было. |
Как говорит Ольга, чтобы быть хорошим ювелиром, нужно стать художником. Во время работы в художественном фонде при Союзе художников СССР мастера делали в основном украшения, позже увлеклись пластикой.
Ювелиров в Омске сегодня много, даже без специального образования. За 5-10 минут они отливают изделие по китайским образцам, обтачивают его и отправляют в жизнь. Мы же сначала отбираем камень, продумываем образ, который он может создать, делаем набросок, лепим фигуру из пластилина.
В своём творчестве омские ювелиры используют и лепку, и чеканку, и гравировку, и шлифовку. Плавят мастера и стекло, которое потом наносят на медь, серебро или золото, и получают настоящие шедевры. Работая со всеми драгоценными металлами и камнями, Владимир и Ольга предпочитают серебро. Это не только более податливый, но и богатый с точки зрения выразительности материал.
Серебро ювелиры покупают в банковских слитках, после чего добавляют в него медь и получают высокую 950-ю пробу. Но не на всех изделиях есть проба.
Серебро ювелиры покупают в банковских слитках, после чего добавляют в него медь и получают высокую 950-ю пробу. Но не на всех изделиях есть проба.
Владимир: - В училище только с медью работали. С серебром и золотом нельзя было. Сегодня серебро и золото - доступны, и это очень податливые материалы. Мельхиор и LineSilver уже по-другому себя ведут. Сейчас с камнями и эмалями работаем, но не все камни можно достать. Ольга: - Я люблю прозрачные камни, и они доступны. С хрусталём интересно работать, агаты очень красивые. Эмаль притягивает меня, в ней есть какая-то тайна. |
Над каждым украшением они работают вместе: Ольга рисует эскизы, а Владимир кувалдой машет.
Ювелир - это на самом деле нелёгкая профессия. Мне как женщине физически очень сложно, например, прокатать металл.
"Царевна-лягушка"
В авторских работах часто звучат мотивы родной природы. Колье "Вьюн" - точное подобие растения, и каждый лепесток и листик - как живой. Кулон "Алтай" и медальон "Птица" как будто найденный артефакт. Немало работ иллюстрируют известные басни, например, "Кукушка хвалит петуха", и сказки - "Царевна-лягушка" высотой всего четыре сантиметра. Одна из любимых работ Ольги - браслет "Берёзовый сок". Кусок коры нашли во время прогулки по лесу, а в узор хорошо вписался камень, купленный когда-то на рынке. Позже появилась диадема, напоминающая венок из берёзовых веточек, и так сложился комплект украшений.
За каждым изделием своя история, а человек, который носит работу семьи Крышковец, - особенный. Поэтому не любят мастера переплавлять чужие работы.
Владимир: - Иногда бывает жалко переплавлять изделие, ведь его кто-то сделал, может быть, вложил в него душу. А камни не берут, потому что они добавляют вес украшению. <…> Бывает так, что человек приобрёл красивый камень и просит нас уже сделать из него что-то конкретное. Мы же не ювелирная мастерская, где пришёл и по каталогу выбрал то, что тебе понравилось. На выставках с нами знакомятся, просят сделать какое-то изделие. |
Неудивительно, что подарки супруги делают себе сами. К юбилею совместной жизни - 40 годам, они подарили друг другу золотые кольца с рубинами. А во время интервью Ольга демонстрирует серьги с камнем, выполненные любимым мужем.
Они не просто художники-ювелиры, но и психологи. Знакомясь с заказчиком, они стараются сразу почувствовать человека.
Они не просто художники-ювелиры, но и психологи. Знакомясь с заказчиком, они стараются сразу почувствовать человека.
Ольга: - Бывает так, что человек приходит, а ты чувствуешь, что не хочешь делать украшение. Ювелир же ещё и психолог. Сначала нужно познакомиться с человеком, узнать, что он хочет. Бывает, что человек хороший, а у тебя работа не идёт - и всё. Нет контакта. Наши клиенты - это люди, которые понимают ювелирное искусство и у которых душа тяготеет к украшениям. |
Однако недостаточно быть художником и психологом, нужно ещё быть историком, химиком, архитектором и даже зоологом. Когда мастера готовили миниатюру "Иванушкино счастье", то завели настоящих лягушек, чтобы узнать их строение, а знаменитую серебряную миниатюру "Возрождение", посвящённую Успенскому кафедральному собору, ювелиры выполнили с архитектурной точностью. И если на строительство самого храма ушло всего полтора года, то на создание ювелирного шедевра - пять лет.
Владимир: - Здесь килограмм серебра, золото, родонит. Камень, на котором стоит собор, нам кто-то принёс. Ольга: - Возили его на выставку в Государственную думу в Москву. Приходил Церетели, спрашивал сколько стоит. Много кто хочет купить его, но мы отказываем. Мы и сами не знаем его цену. Дорого, конечно. Для нас это бесценная работа, дорогая именно для души. |
Супруги не признают "штамповки" и никогда не посещают ювелирные магазины. В своём творчестве, как признаются ювелиры, им удаётся сохранять наследие русских ювелирных промыслов. Уже давно за ними закрепилась слава сибирских "Фаберже". К слову, это подтверждено и Мемориальным фондом Карла Фаберже, который наградил омских ювелиров Почётным знаком. Это их совместная награда, которая только подтверждает, что их творческий тандем неделим.
Мы были на коллоквиуме художников-ювелиров в Эрмитаже, и там был показан фильм о нас. Потом в Омск приехал с лекцией представитель фонда и эксперт аукционного дома Christie's Валентин Скурлов и побывал в нашей мастерской. Позже о нашей награде мы узнали из интернета.
Несмотря на то, что омские мастера не устраивали ни одной персональной выставки за границей, их работы разлетелись по частным коллекциям Франции, Швейцарии, Австралии, Германии и Кореи. В ноябре этого года выставка семьи Крышковец откроется в Омском Доме художника. Сейчас идёт подготовка долгожданной экспозиции.
Можем найти вдохновение в телепередаче, в каком-то событии или в поездке в горы. Мы сделали фигуру "Крым наш" в честь присоединения полуострова в 2014 году. Есть работа, которая посвящается нам, - две птички. Японские журавли символизируют счастье и любовь, и каждый год подтверждают любовь, так и мы. Такие вещи всегда вдохновляют.
Автор фото в материале: Илья Петров