"Кванториум" - такое загадочное название со шлейфом фантастики носит детский технопарк. Он недавно открылся в рамках нацпроекта "Образование" в здании бывшего училища на улице Петра Осминина. На его строительство и оборудование из бюджета потратили 150 млн руб.
"Омск Здесь" побывал в этом уникальном учреждении и узнал, чему здесь учат ребятишек. "Технопарк" - один из 89 подобных центров дополнительного образования, которые действуют сегодня в России.
Дети будут изучать простейшие организмы, конструировать беспилотники и изобретать альтернативные источники энергии в специальных квантумах - отделениях, оборудованных необходимой современно аппаратурой (Аэроквантум, Космоквантум, Энерджиквантум, ИТ-квантум, Биоквантум, Хайтек).
Его отличие от обычных кружков в том, что познавательные и развивающие занятия будут помогать выявлять у ребёнка разные способности, склонность к какой-то научной сфере, научат работать в команде и, возможно, определят будущую профессию.
- "Кванториум" - место, где всё внимание преподавателей уделено развитию инженерных навыков и способностей у детей от 10 до 18 лет, - рассказал "Омск Здесь" руководитель детского технопарка "Кванториум", замдиректора Омской областной станции юных техников Александр Голунов. - Каждое отделение - квантум - представляет отдельное направление. В нашем регионе запущены пять направлений и одно отделение междисциплинарного взаимодействия ребят. Направления выбирались с учётом потребностей региона, с учётом тех отраслей промышленности, которые сегодня развиваются, и где есть потребность в специалистах. В Омске особое внимание уделено Биоквантуму и Космоквантуму.
Александр Голунов
Миссия "Кванториума" - привлечь как можно больше детей в определённую сферу, чтобы они на практике постигли её азы и на практике же ощутили, поняли, связывать ли свою жизнь с этим направлением, выбирать ли относящуюся к нему профессию.
- Привычные нам занятия дополнительного образования представляют собой довольно длительные курсы, на которые приходит довольно много детей, но до конца осваивают единицы. У большинства из них из-за поверхностного знакомства с выбранным кружком складывается неправильное представление о выбранном направлении. В "Кванториуме" практикуется методика краткосрочных курсов - всего 72 часа. За это время преподаватель должен разъяснить ребёнку азы выбранного им направления, попытаться заинтересовать и помочь разобраться, подходит ли ему эта сфера науки по складу ума, характера, темперамента. Ребёнок же должен понять, интересно ли ему развиваться и обучаться в этом направлении дальше. 42 часа из всех положенных направлены именно на развитие профессиональных компетенций, способностей выполнять определённую работу, изучать предлагаемый материал в области энергетики, авиамоделирования, космостроения, IT-технологий и так далее, - говорит Голунов.
Последующие 30 часов уже направлены на развитие компетенций, которые помогают взаимодействовать с другими специалистами, развитие творческих способностей, умение формулировать собственные цели, работать в команде. Последний фактор, как и междисциплинарное взаимодействие, в зоне особого внимания, ведь в слаженной команде успеха достичь проще, чем в одиночку.
В отличие от обычной школьной подготовки, где ученики в классе одного возраста, группы в "Кванториуме" формируются из разновозрастных ребят, объединённых общими целями, достичь которые помогают педагоги. Они стараются помочь ребёнку выработать умение формулировать свой проект и при этом уметь работать в команде, где каждый участник играет свою важную роль.
- Нередко бывают и цели правильные, и методы верно подобранные, и условия отличные. Но неграмотная коммуникация, то есть отсутствие контакта с другими участниками команды и педагогами, приводит совсем не к тому результату, который ожидали. Чтобы дети могли осознать свой потенциал, правильно оценить свои возможности, уметь эти возможности добрать извне, они должны погрузиться в среду всеобщего творчества. Этому педагоги будут уделять особое внимание, - пояснил руководитель "Кванториума".
Первый базовый модуль (один начальный курс) уже реализован на альтернативной площадке, когда велась подготовка постоянного помещения. Были сформированы команды не менее чем из трёх человек без ограничений по полу и возрасту. Они создавали свои проекты, среди которых были и межквантумные (междисциплинарные) проекты. После первого модуля дети решают, развивать ли выявленные способности дальше, интересно ли им выбранное направление и идти ли на более углублённый модуль. Но самое главное, они уже могут понять, есть ли желание заниматься в "Кванториуме" по выбранному направлению, развивать свой проект дальше или попробовать свои силы в другом квантуме.
- Здесь нет какого-то отбора участников или экзаменов. Прийти, посмотреть, познакомиться, начать заниматься может любой желающий ребёнок, независимо от его базового уровня знаний. Главное - выполнять определённые правила поведения, правила эксплуатации оборудования и техники безопасности. Наши двери открыты для всех любопытных, желающих изучать неизведанное и создавать новое, - говорит Александр Голунов.
Занятия в "Кванториуме" не только дают детям дополнительные знания и навыки, они дают представление о какой-то определённой сфере науки и деятельности, помогают выбрать вуз, а после даже могут способствовать трудоустройству на каком-то предприятии региона.
- Система профориентации "Кванториума" даст детям необходимые навыки и информацию. Для ребёнка это огромный плюс. С 10 лет до окончания школы ребёнок может ознакомиться со всеми пятью квантами, плюс направление хай-тек (hi-tech), а полученные навыки и знания наверняка пригодятся ему в дальнейшей жизни, позволят окунуться в профессию и выбрать учебное заведение и специальность более осознанно. Этап обучения в "Кванториуме" с 10 до 18 лет даст представление о многих несколько романтизированных профессиях. Например, что авиаотрасль - это не только пилоты, а огромная индустрия обеспечения, изучения, конструирования, - отметил Александр Голунов.
Все педагоги "Кванториума" прошли образовательные сессии по особой программе. До этого людей, которые будут работать с детьми в квантумах, искали среди выпускников, аспирантов и действующих работников омских предприятий. Были изучены рекомендации претендентов в педагоги из вузов и с мест работы, проведены собеседования и тестирования. Все, кто прошёл эти этапы, были рекомендованы к работе в "Кванториуме". К началу работы они уже точно представляли, какие цели перед ними стоят.
- При подборе педагогов мы ориентировались на способность взаимодействовать с новым материалом. Все, кто сегодня преподает в "Кванториуме", имеют высшее инженерное образование, большинство продолжают научно-исследовательскую деятельность после окончания вузов. Большинство из них прошли обучение в "Сколково". Преподаватели Биоквантума обучались в МГУ им. Ломоносова, Аэроквантума - в Королёве на образовательной и производственной площадках. Им есть, что рассказать, чем поделиться, они готовы отдавать детям свои знания и умения, параллельно развиваясь сами, что очень важно, - отметил Голунов.
Омскому образовательному проекту выделили просторные кабинеты (целый этаж в "Технопарке"). Он оснащён новейшим оборудованием. Работать и учиться здесь комфортно. Каждый квантум занимает просторный кабинет. В Космоквантуме дети будут решать актуальные задачи современной космонавтики.
Павел Степень демонстрирует набор для сборки простейшего спутника
- Ребята знакомятся с космической техникой, получают общее представление о ней, изучают основы спутникостроения, азы астрономии, прокачивают знания по физике, без которой космическая сфера обойтись никак не может, - рассказывает преподаватель Космоквантума Павел Степень.
Для этого в Космоквантуме есть специальное оборудование, конструкторы для создания простейших спутников, наборы для построения твердотопливных (пороховых) и гидроракет (заправляемых водой). Есть оборудование, позволяющее получать сигналы со спутников, в безоблачную погоду можно изучать звёзды с помощью телескопа. В планах начать сотрудничество с Омским планетарием и предприятиями, конструирующими космические аппараты.
Кстати, вполне вероятно, что собранные в омском Космоквантуме простейшие спутники когда-нибудь будут выпущены на орбиту Земли с МКС. Если проекты юных космостроителей станут победителями специальных конкурсов, то смогут посылать омичам сигналы.
В этом квантуме изучают малую беспилотную авиацию, строение самолётов, вертолётов и коптеров. Омский Аэроквантум будет специализироваться на коптерах, потому им уделено особое внимание.
- У нас есть оборудование для конструирования и тестирования двигателей коптеров, - говорит преподаватель Аэроквантума Андрей Бельский, демонстрируя собранный сегодня образец. - В этой камере мы запускаем двигатель и проверяем его, сообщив регулятору оборотов показатели крайних мощностей. Сначала дети изучают теорию и основы аэродинамики, что не всем интересно. Зато потом, приступив к практике, они научатся пользоваться паяльником, компьютером, программировать микроконтроллеры, им будет по силам собрать свой летательный аппарат. Им они будут управлять, предварительно установив камеру, и собирать информацию с обозначенных участков, совершая аэросъёмку.
Преподаватель Аэроквантума Андрей Бельский
Бельский пояснил, что созданные детьми коптеры будут не просто бесцельно летать. Запрограммированные и управляемые своими создателями, они будут следовать по специальному заданию, перевозить грузы. По таким дисциплинам проводят соревнования, в которых омские аэроконструкторы обязательно будут участвовать.
Здесь обучают детей высоким технологиям и работе с оборудованием: 3D-принтером, станками на программном управлении (например, станки лазерной резки, плоттеры).
- Сначала в специальных системах наши школьники учатся чертить, потом моделировать в 3D-формате - снимать размеры, проектировать, получать после этого нужные детали, изготавливать изделия. Когда они получат первоначальные навыки, смогут придумать какое-то устройство, используя при этом электронику, пайку, простейшие электросхемы. После с этим устройством, реализованным проектом, поучаствуют в конкурсах. Наш квантум специализируется на инженерной изобретательности, - рассказал преподаватель Хай-тек цеха Дмитрий Беляев.
Преподаватель Хай-тек цеха Дмитрий Беляев
Кабинет оборудован компьютерами, для них в ближайшее время дети спроектируют и изготовят подставки, что позволит освободить пространство на столах. Сейчас в этом квантуме обучается шесть групп учащихся, в каждой из которых по 10 человек. Когда они освоят начальные знания, будут создавать проекты посложнее, используя электронику. А после смогут участвовать и в проектах других квантумов, расширяя свои возможности и познавая новое.
В этом квантуме оборудована настоящая лаборатория, в которой, помимо традиционных пробирок, имеется уникальное дорогостоящее оборудование. Детям предстоит совершить здесь немало открытий.
- Сейчас с ребятами мы изучаем строение клеток, основные царства, их отличия. Сегодня мы изучили особенности эукариотов, - рассказывает преподаватель Биоквантума Сергей Кузьмин. - После мы будем исследовать клетки с помощью микроскопов, создавать дистиллированную воду в специальном аппарате, которая понадобится не только нам, но и для проектов других квантумов. Например, для энерджиквантума, где дети будут изучать альтернативные источники энергии.
Преподаватель Биоквантума Сергей Кузьмин (у доски) проводит занятие
Имеется в арсенале Биоквантума хромотограф, помогающий выделять отдельные вещества. Например, из экстракта яблока дети смогут выделить пектин, который используется в фарминдустрии. Спектрофотометр, предназначенный для измерения отношений двух потоков оптического излучения, позволит изучать влияние различных спектров света на живые организмы. Термостатный стерилизатор и сухожаровой шкаф позволят содержать в чистоте посуду лаборатории Кванториума, выращивать простейшие организмы, бактерии, плесени. Сверхточные весы позволяют с высокой точностью отмерять нужные для химических опытов вещества. Всё оборудование, имеющееся в распоряжении Биоквантума, перечислять долго, но отметим, что некоторые вузы и предприятия были бы рады его иметь в своём арсенале.
Есть здесь и конструкторы, позволяющие создать специальные считыватели показателей тела, - это позволит изучать поведенческие особенности животных.
- Некоторое оборудование ещё не распаковано, но мы стараемся работать в полную силу, чтобы полностью оснастить лабораторию, вводим оборудование в эксплуатацию, чтобы приступить к исследованиям. Детям даются потрясающие возможности для получения знаний, исследовательской и проектной деятельности, и это здорово, - делится Сергей Кузьмин.
В Энерджиквантуме школьники познакомятся с разными способами (в том числе альтернативными) получения электроэнергии, системой её управления и потребления, и с особенностями энергосистемы региона. В IT-квантуме планируется воспитывать будущих системных администраторов и программистов. Здесь учащиеся смогут освоить основы построения сетей вычислительных устройств, создания децентрализованных приложений, научатся создавать алгоритмы на языке программирования для распознавания речи и образов, умные фильтры спама и т. д. на новейших компьютерах.
"Кванториум" - явление замечательное, это новая школа мышления, - говорит заместитель директора по образовательной деятельности "Технопарка" Мария Меркушина. - Его особенностью является проектная деятельность. Это новая форма дополнительного образования в стране. В течение года в нашем "Кванториуме" могут пройти обучение до восьми сотен детей. Каждый из них получает возможность участвовать в командных мероприятиях и с общими проектами выходить на олимпиады и соревнования разного уровня.
Сегодня свою активную работу по всей стране ведут более 110 детских технопарков "Кванториум". И при переезде из-за разных жизненных обстоятельств у детей всегда будет доступ к дополнительному бесплатному образованию.
"Кванториум" расположен в "Технопарке" по адресу: ул. Петра Осминина, 34. Тел: 95-73-53. Сайт: vsemastera.info
Кроме того, у омского "Кванториума" есть группа во "ВКонтакте", где можно ознакомиться с расписанием и более подробно узнать об обучении в каждом квантуме https://vk.com/kvantorium55
Фото: Илья Петров