Далеко-далеко, на севере теперешней Омской области, среди болот и лесов проходил печально знаменитый Московско-Сибирский тракт. Кандальный путь. И не сосчитать теперь, сколько человек прошли его, гремя цепями, сколько похоронено в безымянных могилах, вдоль дороги. Кажется, что это было так давно, "быльём поросло", и тронуть, и впечатлить привычного к разным "ужастикам" современного человека не сможет. Хотите убедиться в обратном? Отправляйтесь на выезд в Большие Уки, организуемый Центром развития туризма "Увлечен и Я"! Уверяю вас, этот день точно не будет потрачен зря!
Единственное неприятное воспоминание об этой поездке - дорога! И даже не из-за её продолжительности, а из-за состояния дорожного полотна. Даже мягкий, комфортабельный автобус не спасает. Так что, если вы плохо переносите "качку" - запасайтесь в аптеке таблетками.
Выехали из Омска мы ранним субботним утром, а попали в Большие Уки как раз к обеду, которым нас накормили в местном кафе. Кстати, очень вкусно и сытно. А потом отправились на экскурсию вместе с директором большеуковского музея Евгением Петровичем Зензиным. Ещё в городе наш инструктор Светлана Бакулина сказала об этом человеке: "В него невозможно не влюбиться!" И оказалась права. Харизматичный, обаятельный, увлечённый, потрясающий рассказчик, любящий и знающий своё дело специалист. Слушать его можно не то, что часами (что мы и делали) - сутками! Причём экскурсия у нас получилась с элементами импровизации. Дело в том, что в группе туристов оказалась женщина, чьё детство прошло в Больших Уках. Поэтому мы слегка отклонились от привычного маршрута, чтобы увидеть улицу, где она жила когда-то, а заодно ещё несколько интересных мест райцентра. Создавалось такое впечатление, что Евгений Петрович знает историю каждой травинки, каждого камешка на улицах.
Но всё-таки время поджимало, и мы отправились на интерактивную часть экскурсии, которую все ждали с огромным нетерпением, а именно "поход" в кандалах. Обычно для этого выезжают в деревню Становка, где до соседнего села Форпост сохранился тот самый, настоящий Московско-Сибирский тракт, точнее его кусочек, протяжённостью восемнадцать километров. Но после ливней дорогу до Становки так развезло, что туда невозможно было добраться даже на тракторе. Поэтому мы отъехали от Больших Уков на несколько километров на пустынную дорогу, где переоделись и "заковались". Самое сложное - удержаться от смеха и сделать "каторжные лица" для фото, глядя на себя и сокандальников. Процесс переодевания тоже довольно забавный: дамы придирчиво выбирают юбку или штаны, прикидывают перед отражением в стекле автобуса как интереснее повязать платок, срочно стирают косметику. Ну и сами кандалы, конечно. "Заковался" сам - закуй товарища! На выбор есть "ручные" и "ручные-ножные". Я решила: "Гулять, так гулять!", и взяла вторые. И, кстати, подозрительно быстро с ними освоилась, поняла, как держать цепь, чтобы было удобно и железо не мешало идти.
Поскольку надсмотрщики на лошадях проживают в Становке, то наша развесёлая партия, гремя кандалами, без должного присмотру, так и норовила разбрестись в разные стороны, в поисках фонов для фотосессии. А вот на выездах, когда экскурсанты доезжают до самого тракта, не забалуешь. Там дают прочувствовать атмосферу по полной программе. Назвался каторжником - терпи! А ещё рассказывают о тяжёлом чувстве, которое охватывает в тех местах, о странных тенях, мелькающих вдоль дороги и даже о привидениях. Хотя, удивляться нечему - столько людей сгинуло в этих краях.
В утешение за то, что не увидели тракт своими глазами, Евгений Петрович решил провести нас "в образах" по Большим Укам, от моста до музея. И если жители Становки к регулярным каторжным партиям всех национальностей и вероисповеданий уже привыкли, то жителям райцентра такое шествие явно было в новинку. Люди высовывались из проезжающих машин, спрашивали: "А чего это вы в кандалах?"
Переодевшись в "гражданское" и вернув оковы, мы пошли в музей. О нём можно говорить очень долго! Конечно, прежде всего, люди, которые там работают. Все сотрудники, находившиеся в тот день на месте, вышли к нам, встретили, расспрашивали, рассказывали. Появилось ощущение, что мы не в официальном учреждении, а приехали в гости, где нам очень рады. Никаких шиканий и рявканий: "Туда не ходи, там не стой, это не трогай!", никаких суровых хранительниц в залах, заранее глядящих на тебя, как на потенциального вандала. Когда Евгений Петрович начал рассказывать, хохот стоял на весь музей, но никому это не мешало, никого не оскорбляло. Мы буквально оккупировали сувенирную лавку, где, помимо магнитов, календарей, значков, продаются и изделия местных мастеров: вязаные носочки, следики, шали, игрушки. И цены... сказать, что они смешные - не сказать ничего. Мало кто ушёл без покупки. А сама экспозиция, сделанная с любовью, своими силами, своими руками, и поэтому такая душевная и уютная. Кстати, большеуковский музей - крупнейший сельский музей в области, который известен уже по всему миру. Побродить в кандалах по сибирским просторам люди приезжают с разных концов света.
Конечно, содержание экскурсии я передавать не стану, да это и нереально - такой поток информации, причём живой, захватывающей, которую интересно слушать, на нас обрушивался в каждом зале. Как сказали нам сотрудники музея: "Евгений Петрович может рассказывать об экспозиции четыре часа". Вот только время нам не позволяло четыре часа слушать. А хотелось! И мы все единогласно решили, что нужно делать выезд в Большие Уки с ночёвкой.
А потом был чай с пирогами прямо в одном из залов музея. И какими пирогами! Домашними, с молодой картошечкой, капустой, приготовленными для нас администратором музея. И чай из лечебных трав, собранных в лесу. И почти домашние посиделки за этим столом с разговорами, расспросами.
Очень не хотелось уезжать! Но о Больших Уках, о музее, о его директоре и сотрудниках у меня останутся самые тёплые воспоминания. Пусть Большеуковский район и самый малонаселённый, зато какие замечательные люди там живут!