Зампредседателя омского отделения Русского географического общества, замдиректора Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Алексей Матвеев входит в состав экспедиции на остров Белый, посвящённой изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Его "путевые записки" публикует "Омск Здесь".
30 июля
Встали тяжело. В кубриках холодно. Ночью никто не подбросил дрова в печь, вот и подморозило. Умылся. Долгая разминка. Завтрак. Вкуснейший и горячий рисовый молочный суп!!! Наедаемся-наслаждаемся-согреваемся. Саша объявляет: "Сегодня работаем без мотаний от раскопа до Базы, с 10.00 до 16.00. Обед в 14.00 на час. Перекус берём с собой". Одеваемся. На улице плотный туман, влажность 100%, температура 0 градусов. Потом помпа, хобот, лодка, ТРЭКОЛ. Сегодня никто не остался на Базе. Все едем. Ехать минут 10. За это время почти все засыпают.
В салон немного забрасывает запах солярки, на котором работает вездеход. Он нас и "дурманит". Ко всему прочему в салоне тепло, и вездеход во время хода мирно нас покачивает. Что ещё нужно для сна?
Приехали, начали выгружаться и тут увидели в волнах, метрах в 30 от берега - чудо! Большую голову и два больших белоснежных клыка. Ребята, там морж! Где? МОООРЖ! Все бросаются за фотоаппаратами. Илья расчехляет камеру. Но морж, который приплывал, наверное, посмотреть на две горы песка на месте нашего раскопа, быстро скрывается под водой. Всё. Я успеваю сделать со своего фотоаппарата один прощальный кадр. Моржа на нём едва видно.
Начинаем бросать грунт. Кому где больше нравится. Я на отвале. Помпу нечаянно заливаем водой, и она прекращает работу. "Малыш"-насос не справляется. Кидать ещё 7 часов, поэтому нужно чем-то занять голову, отключив её от реальности. Лучше всего у меня это получается, когда я вспоминаю слова своих песен. Бывает, что я их забываю. Вот есть время вспомнить. Вдруг доведётся ещё раз сыграть на гитаре для парней. На прошлом нашем празднике мне случилось долго попеть. Исполнил и несколько своих творений.
В 11.00 перерыв. Греемся в КУНГе. Саша здесь готовит находки к показу Александру Викторовичу Мажарову, который собирался прилететь 1 июля с экологами. Отдохнули 15 минут. Копаем. Перерыв. Копаем. Отсюда и, как говорится, до обеда. Копаем из разных позиций, лопата с правой руки, с левой руки... Бросаем за себя с разворотом, без разворота, в позе "гребца"... Копаем всеми возможным способами, только чтобы дать одной группе мышц отдохнуть, когда работает другая. Бережём, насколько это возможно, спину, поскольку "марафон" у нас ещё завтра.
Всё чаще останавливаемся передохнуть. Ни есть, ни пить не хочется. На перерывах просто лежу. Чай - лишнее, поскольку он сразу же выступит потом на спине. А мокнуть изнутри неохота. Такой вот трэш уже последние два дня.
Кадуков рассказывает интересные и порой очень забавные истории, чем на фоне монотона нас веселит и поддерживает.
Возвращаюсь в реальность в 14.00. Обед. Взяли с собой еду. Есть не хочется. Но надо. Заставляю себя присоединиться к группе людей с большими железными ложками и кружками. Каждому получились по два больших бутерброда с сайрой и тушёнкой. Оленина! В магазинах Салехарда её много. Правда, в железные банки её закатывают в городе Кургане. Несмотря на эти экономико-географические парадоксы в желудке становится тепло и хорошо. Пьём горячий чай. Нууу, вообще порядок в организме. Слушаем ранний "Пинк Флойд" на ноутбуке, общаемся. Шумно. Потому что поели, и в животиках хорошо. Иду доотдыхивать к Игорю в ТРЭКОЛ. Эту возможность открыл вчера Алексей Кадуков. Там тихо, спокойно, и можно даже полежать на широкой сидушке. Но сегодня иду не только за этим. В голове есть одна уже большая заноза. Кунгас нашими усилиями освобождается из толщи земли. Говоря аллегорично "из песка времени". Его досок становится всё больше и больше. И от них веет энергетикой людей. Конкретных людей. Кунгас всё чаще и чаще заставляет нас задумываться о них. Что переживали они в эти страшные 11 дней и ночей? Вот о чём нужно писать и снимать фильмы! Чтобы как-то пережить поток этого чувства, я начинают складывать из него строки. Вернее, они сами складываются там в голове. Странно. Болит в груди, а строки появляются в голове. Между ними и находится какой-то прибор, выбирающий слова...
Потом придут и мысли, и слова,
Сейчас копаем, ветер десять баллов.
Песком забито всё. Болят глаза.
Но остров нам седин не добавляет.
Здесь белый день и белые медведи
И ТРЭКОЛ белый на работу возит нас.
А мы приехали для маленькой Победы -
Найти людей и откопать кунгас.
Он помнит их восемьдесят шесть,
Живых и мёртвых.
Их ужас, слезы, злость, желание жить.
А что он мог тогда в сорок четвёртом?
Держаться на воде, и плыть, и плыть.
Не МОРЕ виновато,
И не холод,
Что их всего четырнадцать спаслось.
Холёный немец - капитан подводный,
Скомандовавший: "Аппараты товсь".
Дальше пока не получается. Не получается так, как хочется. Присоединяюсь к вышедшим из КУНГа ребятам, и мы продолжаем нашу работу. Саша отправил несколько человек на Базу, где Олег починил помпу. Ею мы снова быстро откачали воду. Заканчиваем активную фазу раскопок в 15.45. За оставшиеся пятнадцать минут придаём раскопу некую законченную форму. Подбираем полки.
Делаем общее фото.
Вдруг завтра погода не позволит нам сюда выбраться. Остров Белый. Здесь возможно всё. Возвращаемся Домой.
Повара приготовили нам полноценный обед, который мы с удовольствием и слопали... Идём на Стационар с Дмитрием Голиковым для решения одной задачи, ставшей актуальной вчера - после появления на острове Белом интернета. В Омске во время подготовки к экспедиции мы с моим другом Алексеем Гришиным изготовили памятную табличку с QR-кодом.
После считывания кода мобильным устройством с фотокамерой, попадаешь на одну из страниц сайта "Живые". Здесь мы собрали краткую информацию о конвое БД-5. Изложили её популярно и снабдили активными картинками. Во время предварительного обсуждения вопроса размещения таблички на острове Белый Сергей Владимирович Шулинин вычитал текст, внёс правки и предложил нам изготовить ещё одну - памяти Героя Советского Союза А. А. Полянского. Александр Александрович был радистом на ледоколе "Георгий Седов", когда тот совершил свою героическую полярную эпопею. С 1941 по 1944 г. А. А. Полянский был начальником Полярной станции на острове Белый. Человек он был более чем достойный. Мы согласились, собрали необходимые материалы, Алексей изготовил обе таблички, и в день отъезда на остров передал их мне. Вчера мы обсудили с Дмитрием Голиковым вопрос установки табличек. Сделаем это торжественно завтра. Дима согласовал этот вопрос со своим руководством и Сергеем Дятченко. Затем отнёс одну табличку Н. И. Никонову на Полярную станцию, а другую отдал Сергею, который согласился изготовить для неё достойную подставку. Сейчас нам нужно отправить в Салехард IP-адреса, на которых размещена информация о конвое и А. А. Полянском, чтобы там тоже все посмотрели.
Идём. Дмитрий немного рассказывает о своей работе. Он заведующий сектором по развитию инвестиционных программ Департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО. Работает на этом посту недавно. На острове Белый не в первый раз. Работал здесь в 2013 году в составе экологической экспедиции. Бывал он и в поисковых отрядах. Дима на раскопе отлично машет лопатой, работая внутри кунгаса. Алексей Кадуков как-то в разговоре сказал Дмитрию: "Дима, приеду в Севастополь и буду вынужден сказать друзьям, что в России таки да, есть нормальные чиновники". Это про Диму. Большой, немногословный, работящий.
Пришли на Стационар. Хозяев в вагончике нет. Зато есть Саша Шлюшинский, который как раз по скайпу общается с С. В. Шулининым. Поздоровался с Сергеем Владимировичем. Тот в конце разговора поздравил нас и пожелал дальнейших успехов.
Мы с Дмитрием высылаем необходимые ссылки в Салехард. Затем по очереди отправляем почту. Здесь же Илья Дерюшев, который отправляет в Салехард для своей телерадиокомпании видеоматериалы. Прямо при нас же он пишет речь, которую через полчаса надиктовывает звукооператорам по телефону. Всё делает чётко и профессионально. И с дикцией у Ильи всё очень хорошо. Провели в балке около часа. Возвращаемся. А навстречу - хозяева Кирилл и Павел.
Возвращаются с ужина. Мы тоже спешим.
Поужинали и через час идём в баню. Не очень торопимся, поскольку чем позже, тем баня лучше прогревается. Лёша Леонтьев сфотографировал её интерьеры. Это помывочная. Здесь же и подбрасываем в печь дрова.
Это наша спасительница - парилка.
Если бы не она, мы бы тут все попростывали. Везде чистота и красота. Дятченко с рабочими воистину создали на Белом райский уголок. Спасибо, мужики! Отдельная находка - подсветка в парилке снизу.
Возвращаюсь через час и сажусь набирать на ноуте дневники. Сергей Дятченко, кстати, сегодня сказал, что моржи обычно показываются у острова осенью и группами. Что делал здесь летом любопытный одиночка?
2.00. Выхожу на крыльцо нашего Дома, чтобы запечатлеть чудо природы - "белый день". Ну кто бы мог подумать! Это два часа ночи!