Зампредседателя омского отделения Русского географического общества Алексей Матвеев входит в состав экспедиции на остров Белый, посвящённой изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Его "путевые записки" публикует "Омск Здесь".
22 июля
Подъём, завтрак, и вперёд. Чуть задержался после преодоления Станционной протоки, чтобы сфотографировать тишину и бескрайность.
Сегодня очень солнечно, но ситуацию портит сильный, около 15 метров в секунду ветер.
На фотографиях его не будет заметно. Поэтому фотографируюсь в "стандартном" ракурсе человека, отдыхающего на морском побережье. Правда, с северным колоритом.
К нашей группе "Полигон", работающей с прибором ЭМС, придали Дмитрия Голикова. В его задачу входит шурфовка аномалий, выявленных днём ранее, и наша охрана. У Димы тоже ружьё. После вчерашнего медведя все настроены серьёзно. И медведь про нас не забывает. Маячит белым пятном на горизонте в 1,5-2 км от нас.
Размечаем очередной 50х30 метров квадрат. Илья пошёл по линиям. Дима забил шурфы, но ничего, кроме воды, проступающей на глубине 10 см, не нашёл. Ветер холодный. Не позволяет долго стоять на одном месте. Дима работает щупом в разных точках вокруг нас, прежде всего в тех, которые мы исследовать не собираемся. Через час работы с юго-востока надувает плотную дымку тумана. Видимость падает до 100 метров. Начинаем чаще озираться.
Через два часа туман сдувает. В 13.00 сворачиваемся. Сегодня мы с Александром остаёмся работать на обеде, а остальная часть команды уезжает кушать на Базу. Остаёмся, потому что очень хочется всё же дойти до той "рогатой" конструкции, которую я наблюдал на горизонте в первый день нашего пребывания на острове. Ружьё есть только у Саши, и он меня не бросает. Выходим. По дороге пересекаем свежий след большого медведя, который ведёт к "Медвежьей горке". Мишка ходил посмотреть на то, что мы там накопали. Интересно - остался ли он доволен квадратной квартирой 5х6 метров или нет. Идём дальше. Через 15 минут выходим к объекту. Им оказываются... сани.
Сколочены грубо и не предназначены для частых разъездов. Саша предполагает, что это сделали для охотников или телеоператора, который расположил на "санях" своё оборудование. Может быть, даже когда-то сверху на санях стоял какой-то домик. А, может быть, и нет. Фотографирую Александра с его очень антуражным "оборудованием".
Возвращаемся. На обратном маршруте осматриваем небольшие возвышенности, расположенные в районе участка, выявленного по "фотоверсии". До обеда ребята прощупали их все и щупами, и металлодетектором, но ничего не нашли.
Обнаружили деревянный предмет неизвестного нам назначения. Сфотографировали.
15.00. Мы в КУНГе. Саша в стотысячный раз смотрит на карты и думает. Я сплю.
15.30. Приехали ребята. Привезли обед, который мы наскоро закинули в желудок. За это время Илья Шапаренко собрал ЭМС. Мы снова выдвинулись на Полигон. Работа рутинная, но необходимая. В это время у КУНГа сломался Гена - наш генератор. Саша забрал у нас Диму и "ТРЭКОЛ" и уехал на Базу чинить агрегат. Мы остались и без машины, и без ружья. Как назло на горизонте снова появилось белое мотающееся туда-сюда пятно. Нервозно. До конца рабочего дня отработали ещё 150 квадратных метров. Возвращаемся к КУНГу. А здесь хорошие новости. Серёжа Наталевич нашёл с помощью металлодетектора ещё девять монет и один перочинный нож.
Все монеты датируются ранее 1944 года. Это очень хорошо. Наша версия о том, что здесь располагалось место первого захоронения, приобретает больший вес.
Ребята начали раскопки кунгаса и за день неплохо продвинулись. Вода постоянно прибывает, поэтому её приходится откачивать.
Саша вместе с Алексеем Кадуковым провели расчёты проекций и перспективы изображённого на фото 1951 года креста. Так они получили примерное расстояние и соответственно - радиус для наших дальнейших поисков. От кунгаса нужно смещаться на запад, и наша точка 1, расположенная восточнее, вовсе с фотографией никак не "бьётся". Решили, что сегодня вечером Илья сделает нам карты отработанных участков. Если на них будут аномалии, то завтра мы их зашурфим и на этом закончим версию с точкой 1.
Возвращаемся Домой. Поужинали. Поговорил с Наталевичем о войне. Выяснил, почему в Омске, да и по всей стране так много Героев Советского Союза, награждённых за форсирование Днепра. Оказывается, был Приказ Ставки Верховного главнокомандующего об обязательном награждении определённого числа бойцов и командиров. То есть была разнарядка, по которой наградили более 1000 человек за преодоление этой реки. Для сравнения: за всю оборону Севастополя этим высоким званием наградили только около 60 человек. Такая вот странная ситуация.
Алексей Кадуков изложил свои расчёты места расположения креста и могилы, записав их мне в блокнот.
Сходили в баню, поскольку одеваемся как "капусты" в осенне-зимнюю одежду и, конечно, сильно потеем во время работы. Баня - это счастье. Баня - это праздник! Веников здесь, правда, нет, поскольку и берёз нет. Однако и без них очень хорошо.
Днём прилетал с большой земли вертолёт, который привёз шесть учёных. Среди них есть и специалисты по беспилотным летательным аппаратам из Санкт-Петербурга. Они будут фотографировать остров. Возможно, это как-то поможет нам.