В интервью "Омск Здесь" она рассказала, как внезапный сон не дал ей отказаться от творчества, что поможет сделать произведение для детей интересным, какие книги не станет читать и на какие жанры хочет замахнуться.
- Татьяна, немногие из омских литераторов, насколько мне известно, отправляются за образованием в московский Литинститут имени Горького. Что привело вас туда?
- Туда меня привёл сон. Приснился он мне, когда я уже совсем было бросила писать - жизнь уводила в другую сторону, в сферу предпринимательства. Раскрутка своего дела с нуля - тот ещё квест, и он затягивал с головой, забирая все силы и внимание. И я мучительно думала: ну даны же мне творческие способности, разве правильно их не реализовывать, что же мне делать. И вот просыпаюсь я как-то раз утром с чётким ответом: мне срочно нужно в Литературный институт им. Горького. Я сразу же отправила стихотворную подборку и, о чудо, прошла отбор! Было невероятно трудно вклинить учёбу в мою жизнь. Раз в полгода на протяжении шести лет я уезжала на две-три-четыре недели в Москву на сессию.
- Что вам дал опыт обучения в Литинституте?
- Даже не представляете, сколько раз я задавала себе этот вопрос. Вы абсолютно правильно заметили, что совсем немногие авторы поступают туда. И, по большому счёту, поэту или писателю это и не нужно. Все нормальные авторы способны самостоятельно развиваться и нарабатывать мастерство через чтение, общение с коллегами и упорный труд.
Как вспомню: заочное отделение, пожилой Мастер, практикующий медитации, изрекающий не вполне постижимые афоризмы - в сухом остатке, крупицы по-настоящему полезной и ценной информации. Думала грешным делом: может, и не стоили они моих титанических усилий?
Прошли годы, и я с удивлением стала осознавать: отложилось-то многое. Я теперь часто вспоминаю и применяю то, что когда-то слышала в Литинституте. Словно оно дозрело во мне. Теперь есть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо в поэзии. Для меня как для перфекциониста это самое важное. Спасибо, Литинститут, что ты был в моей судьбе: теперь мне не будет мучительно больно…
- Почему вы решили обратиться к детской поэзии?
- Это случилось с появлением моих деток. У меня две дочери, Мария и Дарья, старшей 9 лет. Вот я эту тему и беру, и понимаю, что именно сейчас это и нужно делать, пока они маленькие. А когда подрастут, переключусь уже на подростковые темы.
- Что должно быть в литературе для детей, чтобы её было интересно читать ребёнку? В чём залог успеха у этой аудитории?
- Я всё пробую сразу же на своих детях, чтобы понять, что работает. Они многих моментов не знают, но чувствуют. И очень важно, чтобы в тексте содержались эмоции и юмор. Дети его считывают на интуитивном уровне. Они понимают, где шутка, и начинают вовремя смеяться, хотя могут не знать значений некоторых слов. Вот это, мне кажется, залог успеха. Важно, чтобы было эмоционально и юмористично.
- Ваша старшая дочь Мария тоже пишет стихи. Помогаете ей? Поддерживаете?
- Да. Но это очень сложно. Здесь во мне борется мама, которая должна всячески поддерживать своего ребёнка во всех начинаниях, и опытный автор, который видит все несовершенства, где как-то не так написано. Я в любом случае её поддерживаю. Всегда говорю, что она молодец. Я уже научилась хитростью подсказывать ей, чтобы ей было не обидно, чтобы лучше изменить написанное, - она прислушивается.
- Летом на "Пешеходном Любинском" вы выступали в числе участников "ПарОма" - чем полезна автору причастность к литературной организации и как часто удаётся публично представить творчество?
- Моя повседневная жизнь максимально далека от поэзии и литературы. В ближайшем окружении - ни одного поэта или писателя. И для меня невероятно важно время от времени погружаться в творческую среду, общаться с пишущими людьми. Я многому учусь у моих коллег по цеху. Могу запросто получить ценный совет.
В данный момент я очень остро переживаю кризис середины жизни. Всё: "Первый тайм мы уже отыграли". А кто я в этом мире? Что из себя представляю? Чего добилась? Тем ли делом занимаюсь? Реакция зрителей на публичные выступления и поэтические ролики даёт мне ответы.
Выступаю я нечасто, но здесь всё зависит только от меня. В нашем культурном городе не проблема найти площадку и организовать поэтическое мероприятие.
- Что вам нравится читать самой? Какие истории увлекают и вдохновляют?
- У меня есть давняя мечта - перечитать всю зарубежную и отечественную художественную литературу от Гомера до Пелевина по спискам, рекомендованным Литинститутом. Последовательно и внимательно. Когда я исполню её, пока не знаю. Это сотни книг. Но все они точно достойны внимания, ведь их отбирают по определённым принципам, главный из которых - вклад автора в литературный процесс своего исторического периода. Когда книга обладает художественной ценностью и достоинствами, я их вижу и получаю удовольствие, даже если эстетика произведения мне не близка.
Я практически всеядный книголюб в плане жанров и тем. Любая добросовестно написанная книга, где будут хорошо проработаны все художественные аспекты, принесёт мне радость. Мощное вдохновение я получаю от произведений истинных талантов и гениев. Когда читаешь - и просто мороз по коже, словно в свою же душу заглядываешь, потому что написано так точно, так правдиво. Пушкин, Блок, Мандельштам, Цветаева, Пастернак, Толстой, Платонов, Распутин… Наверно, проще сказать, каких авторов я не люблю. Тех, кто мало потрудился над своим текстом.
У нас с подругами свой литературный клуб. Время от времени мы выбираем книгу, прочитываем и обсуждаем. Выбором большинства иногда проскакивают у нас какие-нибудь модные современные бестселлеры. Пару раз мы читали такие произведения, где и содержание банальное, и форма никакая, прописаны совершенно случайные детали и лишние повороты сюжета, всё это мешает уловить основную мысль, целое рассыпается, зачем написана книга - непонятно.
- В чём ещё хотели бы себя попробовать? Какую новую грань открыть?
- Я бы хотела писать тексты песен, поскольку слышу, сколько некачественных, неграмотных и чудовищных по содержанию треков сейчас крутится в эфирах радио и телевидения. Планирую как-нибудь написать современную театральную пьесу. Но больше всего хочу попробовать себя в роли киносценариста. Написать сценарий фильма, который обязательно снимут, пустят в прокат, и он вызовет добрые и светлые чувства у зрителей.
- О чём мечтает литератор Татьяна Кобылинская?
- Хочется, конечно, оставить глобальный след, оставить о себе какую-то память. И я понимаю, что сейчас много авторов, каждый век добавляет их, получаются сотни-сотни авторов. Но я останусь у своих детей, у своих потомков. И хотела бы, чтобы они читали что-то из того, что писала их бабушка и прабабушка.
Фото: скриншоты проекта "Встречи с автором"