#встречисавтором  •   8 января 2025, 18:08, последнее обновление 9 января 2025, 00:55

О книгах, детях и чуде. Интервью с актрисой и драматургом Еленой Лукмановой

Сегодня в проекте #встречисавтором - актриса, драматург и автор произведений для детей Елена Лукманова. Филолог и режиссёр по образованию, она умело совмещает в своей деятельности два творческих направления. Девушка выступает на сцене "Пятого театра", воспитывает сына и дочь и точно знает, как увлечь ребёнка придуманными мирами и рассмотреть невообразимое в мире реальном.

В интервью "Омск Здесь" она рассказала, почему постмодернизм против детей, что поможет взрослому сохранить веру в чудо и чего уральскому человеку не хватает в Омске.

- Елена, когда вы начали писать?

- Пишу примерно с 6-го класса, начинала со стихов, преимущественно сатирического содержания. В отрочестве перешла на любовную лирику (разумеется, кто не писал стихов в 14?). А потом понеслось: сценарии, сказки, интермедии, инсценировки. Сейчас пишу для детей и про детей.

- В нашем проекте вы представили сказки. Что, по-вашему, важно для этого жанра?

- О, это прям моя больная тема. Я терпеть не могу постмодернизм за то, что он сделал с детскими произведениями. С одной стороны, нам, взрослым, очень весело, когда привычным героям придают новый характер или какие-то современные словечки или помещают их в какие-нибудь современные ситуации. Но ведь маленький ребёнок понятия не имеет, что хорошо, что плохо.

Я убеждена, что в детской сказке зло должно быть злым, добро добрым, добро должно побеждать. Тогда ребёнок выстраивает картину мира, у него образуются причинно-следственные связи: вот так делать хорошо, вот так плохо, будешь делать так, будет вот это. И к чему я - человек - стремлюсь? Дальше уже личные качества проявляются: меня больше тянет делать гадости, или, наоборот, я хочу всех спасать. Но изначально это же наша ответственность, взрослых, сказать: вот это хорошо, а вот это нет. И тогда дети понимают, что если ты предал кого-то, то ты остался один. Если ты кого-то в спину толкнул, то рано или поздно и тебя толкнут. И не удивляйся. А если постарался, приложил усилия в каком-то деле, то это будет отмечено. Понятно, мы, взрослые, знаем, что мир не всегда справедлив. Но ребёнок должен усвоить, что есть последствия поступков, что черное - это черное, а белое - это белое. Постмодернизм всё испортил. И мне кажется, что вот этот разброд и шатание в детских умах, а потом в подростковых и во взрослых, это всё из сказки.

- Над чем работаете сейчас и на что хочется замахнуться?

- Хочется замахнуться на "нетленку". Шучу. Мне, как и многим современным драматургам (это моё частное мнение, не хочу никого обидеть), не хватает масштабности, глобальности поднимаемых тем, если можно так выразиться, "длины" истории. Много читаю современной драматургии, как правило, это "короткометражки", "клипы", мало кому удаётся освоить "полный метр", и мне не удаётся пока. Работаю над собой.

- Что вы цените в книгах? Что может заставить вас возвращаться к уже прочитанной истории вновь и вновь?

- В книгах я ценю язык, которым они написаны. Есть тексты, читая которые, получаешь эстетическое удовольствие от того, как складываются слова. Как у Гоголя, например. Или у Набокова. Ценю не столько сюжеты, сколько авторский стиль. Кроме того, очень важно "послевкусие", возвращаюсь к книгам, которые оставляют надежду на спасение, на счастливый исход, на победу добра, каким бы грустным ни был финал.

- Вам нравится открывать друзьям новых авторов и давать наводку на хорошую современную литературу. Топ-3 произведений или авторов от вас для наших читателей.

- Для взрослых рекомендую Наринэ Абгарян "С неба упали три яблока", рассказы Майи Кучерской и "Женщины Лазаря" Марины Степновой. Если вы читаете своим детям вслух, прочтите "Мышонка Десперо", "Как слониха упала с неба" и "Флора и Одиссей" Кейт Дикамилло, "Вафельное сердце" и "Вратарь и море" Марии Парр.

- Одно из ваших увлечений - общение с детьми и некоторыми взрослыми. Чем вас привлекает взаимодействие с подрастающим поколением и что оно вам даёт?

- Представьте, что у вас есть любимый фильм, виденный тысячу раз, цитируемый, известный до мелочей, и вдруг вы получаете возможность забыть его и посмотреть как в первый раз. Обнулить опыт и начать сначала. И испытать всё те же чувства. Представили? Вот это то, что даёт общение с детьми. Возможность увидеть мир впервые. Он прекрасен и удивителен. Мы в суете перестаём видеть многое, а с детьми можно остановиться и насладиться.

- Как сохранить в себе ребёнка, будучи уже зрелым солидным человеком?

- Не знаю… Можно попробовать отключать телефон, больше гулять, смотреть на красивое, есть мороженое и никуда не спешить. Хотя бы раз в месяц.

- А продолжать верить в чудо надо?

- Ну, конечно, надо. Вот смотрите, как мне кажется: было много поколений людей, верящих в Бога. Потом Ницше сказал "Бог умер", и всё. Но жизнь же сложная, и человеку надо за что-то держаться. Раньше у него была вера за спиной, которая его держала и говорила: "вот сейчас трудно, потом будет хорошо, главное - делай хорошо". Потом веру убрали. Был коммунизм, но всё развалилось, ничего не вышло. За что схватиться? Нужна же опора. И вот вера в чудо - это та самая опора, которая позволяет преодолевать трудности.

Ну и потом - чудо же есть. Моей дочке 6 лет, и она уже где-то на грани: она как будто ещё верит, но уже задаёт вопросики с подвохом. И тут перед Новым годом она что-то не спала, и я говорю: "Дедушка Мороз всё видит". Я себе как это представляю? Вот мне говорят такие слова, и я давай спать. Что делает она? Она начинает горько плакать. И я подумала: боже, что я творю? Говорю ей: "Подожди, это не окончательно ещё. Это просто сейчас надо постараться, всё исправимо - всё!"

И эта вера в чудо помогает тому самому оптимизму (о нём подробнее в нашем видео, - прим. ред.): снег выпал - это хорошо, это красиво, это сказка, праздник, чудо. Дед Мороз придёт, принесёт подарки. Потом случится весна - тоже чудо. В общем, чудеса случаются. Это совершенно точно. Их можно называть совпадениями или ещё чем-то. Но это чудеса.

- Истории из вашего сборника "Жили-были дети" прозвучали не только в нашем проекте, но и в стенах "Пятого театра", где вы служите уже четвёртый сезон. Кроме этого, по вашим пьесам и инсценировкам идут спектакли в разных городах России. Как вы совмещаете в себе актрису и драматурга?

- Да, "Жили-были дети" был представлен в формате читки (есть у нас такой проект "Читаем в "Пятом"), т. е. единоразово, кто успел, тот посмотрел, повтора не будет.

Должна признаться, актёрский опыт очень помогает в написании пьес, знание законов театра изнутри очень помогает. И как бы странно это ни звучало, я словно бы просто записываю всё, что само собой разыгрывается в моей голове.

- Ранее вы жили на Урале и играли в Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а в 2021-м переехали в Омск. Как вам далась перемена мест жительства и работы и каким вы видите наш город?

- Сложный вопрос. Трудно начинать сначала. Я люблю Урал. Урал любит меня. С Сибирью сложнее. И климат суровее, и люди суровее, и гор нет. Мы долго подозрительно приглядывались друг к другу. Для любви нужно больше времени, но взаимная симпатия, мне кажется, уже установилась. Город - это люди. Чем больше дорогих твоему сердцу людей, тем больше нравится город. Близких мне людей прибывает, соответственно, растёт и любовь к Омску. Хотя гор по-прежнему не хватает.

Фото: Илья Петров

Читайте также