В интервью "Омск Здесь" Андрей Чурсин расскажет, к чему и какой дорогой движется в творчестве, что изменилось в русском роке за последние три десятка лет, где обретает чувство дома и зачем всматриваться в пустоту.
- Помните, когда музыка и поэзия появились в вашей жизни?
- Осознанно и с любовью начал слушать поп- и рок-музыку с 15 лет. В основном иностранную. Позже в начале 90-х с головой окунулся, как и многие мои сверстники, в с шумом вышедший из подполья и победоносно возвышающийся на "баррикадах культурной революции" русский рок. Погружаться в мир поэзии как читатель начал с 19-20 лет. Первые "комнатно-кухонные" опыты с поэзией и музыкой начались с 22-23 лет, в начале 90-х годов.
- Тогда происходило что-то великое и ещё мало нами понимаемое, кипела кровь, кипело что-то внутри, булькало, и было ощущение принадлежности к чему-то очень серьёзному, глобальному, фундаментальному… Рок-музыка была нашим главным проводником в то время. Я считаю, что это вообще очень большое музыкальное наследие, которое со временем ещё будет изучаться. И думаю, там ещё много чего можно будет откопать. Хотя сейчас мы слышим много голосов в общем информационном поле о том, что русский рок - это плохо, это всё надоело, это всё что-то несуразное, надо писать форматную музыку. Удивительно то, что за последние буквально 10 лет современные русские музыканты научились формулировать то, что они хотят сказать, с помощью музыки. Но есть одно "но". Им сказать нечего. Они все говорят всё то же самое, что уже было сказано. А это как-то грустно. Но музыка хорошая, и играть научились. Ай, молодцы!
- Тогда "жизнь и кровь кипели", а сейчас? Хочется ли сегодня быть частью чего-то большого и значимого? Или времена и ценности уже не те?
- Всякому явлению и событию как в жизни государства, так и в жизни отдельно взятого человека - своё время и место. Всегда будет приходить "молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли")) Всегда будут старые устои, которые будут пытаться низвергнуть молодые с "горячо кипящей кровью". И всегда свободное творчество будет "бороться за" или просто воспевать какие-то идеалы подлинности, красоты и правды. Только масштабы и результаты могут быть разные. Думаю, что в любом возрасте и в любое время есть место для своего маленького первооткрывательства или личного подвига.
- Вы пишете и стихи, и песни. Что даётся проще?
- Всё зависит от каждого конкретного случая. Есть мелодии, которые прекрасно живут без всяких слов (есть даже целое направление - пост-рок, которое считает своим основным достижением освобождение от "диктатуры" обесцененных и лживых слов). Есть стихи, которые прекрасны сами по себе. И есть волшебство, когда слова соединяются с музыкой и от этого в самом прочтении текста возникают новые, порой неожиданные смыслы. Иногда проще складываются стихи, иногда сама собой появляется песня или просто мелодия. Я не считаю свои песни какими-то шедеврами. Это как бы записки думающего, рефлексирующего, наблюдающего человека на пути куда-то к своей задаче, цели, домой, к себе - в глобальном смысле этого слова.
- О чём хочется петь, когда тянет к гитаре?
- Знаете, как сказал великий сибирский поэт Егор Фёдорович Летов, все песни о любви или об отсутствии оной, что, собственно, одно и то же. Понимаете? У меня мало песен, посвящённых каким-то отношениям. "Волшебный утро" - это песня про город Омск. "Ботаники" - песня-шутка, она вообще была написана на одном дыхании. По-разному. Когда родился мой ребёнок, это было в начале нулевых, мы жили в Нефтяниках, на Ермаке, в потрёпанных панельных пятиэтажках, где жизнь пахнет очень терпко. Тогда была сложная ситуация, и личная, и финансовая. И как реакция на то, что происходило со мной, появилась песня "Гетто".
- "Записки думающего человека на пути домой". А что для вас дом?
- Дом - это цель, задача. Но это образ и не мой лично. Как сказал прекрасный писатель Набоков, это "интерсубъективное". Когда ты начинаешь писать настолько о глубоком, о своём, о субъективном, о чём-то твоём-претвоём, о котором тебе даже сказать сложно, но ты откопал это, - тогда оно становится… "всехним", понятным всем. Это становится откровением, подлинным и настоящим. Так и с понятием дома. Я думаю, каждый хочет оказаться дома, там, где ему будет предельно комфортно, где он будет счастлив, даже если у него было не очень хорошее детство. Каждый сам определяет, где или что это. Как у Павича тоже надо было собрать тело Адама, первого человека, из разных частей. Это могла быть книга, песня, артефакт, взгляд, запах реки.
Например, у нас было творческое объединение - театр "Мистерион". Это было очень потрясающе, очень значимое явление для всех, кто там был на тот момент. Тогда же возникла группа "Термос" в своей первой инкарнации. В сознании каждого, кто был в этом театре, в этом сообществе, осталось вот это ощущение дома. По крайней мере, у меня такое было. И я это оттуда вынес.
- Как возник этот театр и что лично вас привело туда?
- "Мистерион" возник в нулевых годах на базе ДК "Красная гвардия" и очень плодотворно просуществовал больше пяти лет. Режиссёром театра являлась Ольга Краскова(она принимала участие в проекте #встречисавтором, - прим. ред.). В формировании метасмыслов и идейном наполнении "Мистериона" большую роль сыграл её (на тот момент) супруг Андрей Ключанский(он также был гостем студии проекта #встречисавтором, - прим. ред.). Это, безусловно, было и остаётся уникальным явлением в культурной и натуральной жизни Омска, выходящим за рамки привычного представления о театре. Поскольку я был хорошим другом и Андрея, и Ольги, то я как-то - само собой - стал частью "Мистериона".
- Где сейчас бывшие участники этой театральной труппы и чем занимаются?
- Состав "Мистериона" был временами многочисленным, и отследить дальнейшие пути участников не представляется возможным. Можно отметить удачное продолжение режиссёрской деятельности в театральной сфере Ольги Красковой (её постановки: "Занимательная стервология", "Фрида", "Дориан Грей", "Дракула", "7 правил настоящего мужчины" и пр.). Андрей Ключанский издаёт сборники своих стихов и, безусловно, является одним из лучших поэтов современности. Аркадий Ящук известен как яркий, самобытный автор-исполнитель своих песен на концертным площадках Санкт-Петербурга. Марина Волна работает осветителем в БДТ Санкт-Петербурга и является участницей танцевального коллектива в стиле трайбл. Ирина Ченина является руководителем церковного хора и воспитывает двух детей. Александр Вавилов работает звукорежиссёром в Омской филармонии и играет на бас-гитаре в омской группе "Дикий Шнапс", исполняющей мощный, бескомпромиссный алко-рок. Сергей Ралко зарабатывает ремонтом квартир и является большим мастером наклейки плитки и рыбной ловли.
- Зарабатывать на жизнь авторской музыкой и поэзией в Омске практически невозможно. Если только вы не лабух в одной из многочисленных кавер-ресторанных-групп. Можно даже писать коммерчески ориентированный авторский материал, но, как показала практика, без мощного грамотного маркетингового турбоускорителя выбиться на заметный уровень монетизации своего творчества сейчас ну никак не получается. Поэтому я, как и большинство независимых исполнителей, работаю штатным дизайнером в одном из холдингов города Омска. Работу свою люблю по мере сил. В свободное от работы время рисую, что называется, для души некоммерческую графику, пишу стихи и, конечно, репетирую со своей группой "Термос revivle" и выступаю как в её составе, так и сольно на концертных площадках своего города.
- Что помогает исполнителю раскрываться в песне, когда он в силу разных причин не видит своего зрителя и не знает, как тот его принимает?
- Я выступал перед залами, которых не было видно. Это для выступающих, для исполнителей отчасти привычная атмосфера. Для некоторых исполнителей важен фидбэк, отдача. И когда ты видишь глаза, видишь лица, конечно, тогда тебе легче сделать посыл. А когда перед тобой темнота или неизвестность, приходится как-то придумывать себе обстоятельства. Допустим, в темноте сидит твоя любимая учительница русского языка в шестом классе и сейчас я ей спою. Начинаешь "прикуривать" от пустоты, это прекраснейший метод.
- Без чего вы не представляете своей жизни? И чего бы ещё хотели в неё добавить?
- Без воздуха. Без него точно любая жизнь на этой планете невозможна) Любая жизнь - бесценный дар. Чем бы она для нас ни оборачивалась и как бы мы её ни использовали. И всегда будет хотеться в процессе жизни от чего-то избавиться и что-то добавить. На данный момент мне бы хотелось добавить в свою жизнь финансовой стабильности. Всё остальное в достатке имеется.
- И в заключение. Почему вообще люди обращаются к творчеству? В чём его назначение?
- По большому счёту автор, художник, музыкант, писатель, кинематографист - он что делает? Он призван сюда создавать смыслы, дарить их, приносить их людям. Это некая жертвенность. Это вообще высшее предназначение. Не всякому это удаётся. Эпоха постмодернизма нас жрёт, метамодерн нас клюёт, мы всё пережёвываем, перевариваем, мы ещё раз всё то же самое, что уже было, озвучиваем и создаём. Но я надеюсь, что есть потенциал в людях, в человечестве. Я верю, что есть авторы, которые найдут новые смыслы, - честные, прямые, доставая их даже из пустоты.